Хоккей вновь стал модным видом спорта в России: клубы не жалеют денег, а телекомпании борются за трансляции

Решение АвтоВАЗа о сокращении финансирования почему-то стало для хоккейной «Лады» неожиданностью: хоккеисты привыкли, что последние два года автозавод стабильно отчислял команде почти по 400 млн рублей, а в конце апреля им вдруг урезали и без того небольшой бюджет. Нового спонсора искали всем миром. Сработало письмо на имя Владимира Путина: меньше чем через неделю «Ладу» передали «Ростехнологиям», которым принадлежит контрольный пакет АвтоВАЗа. Можно сказать, переложили хоккеистов из одного кармана в другой.

На этой неделе стартует второй сезон КХЛ. Хоккей становится в России спортом государственной важности, иначе бы премьер Путин не спасал «Ладу» и не приходил на открытую тренировку сборной пообщаться с хоккеистами по душам. Футболистам такая честь выпадает лишь в случае очень громких побед. Хоккей же выходит на новый уровень.
Александр Чеботарев, например, ни на секунду не сомневался, что его «Ладу» сохранят в чемпионате КХЛ. Из-за кризиса — в первую очередь на самом АвтоВАЗе — без работы в Самарской области осталось много людей, и раздражать их было бы совсем не к месту, объясняет Newsweek гендиректор клуба. А теперь вроде все как всегда: хоккейная «Лада» обеспечит болельщиков зрелищами высшей пробы. Конфликт исчерпан.
Исключение «Лады» серьезно ударило бы и по имиджу КХЛ, а имидж для новой лиги — это все: ей надо утверждаться на мировой арене. Что она и делает. Иски НХЛ против КХЛ, которая якобы поощряет «воровство» игроков из-за океана, так и остались неудовлетворенными, а поток звездных легионеров не останавливается. К российскому проекту присоединились команды Белоруссии, Казахстана и Латвии. А это уже вопрос политический: объединение на постсоветском пространстве. Поэтому этим летом «Ладе» помогали даже клубы-конкуренты: приглашали ее на бесплатные предсезонные турниры и оплачивали гостям проживание. Теперь «Ростехнологии» обещают хоккеистам годовой бюджет в 250 млн рублей — по кризисным меркам, этого должно хватить.

ДИСКОТЕКА 70-Х
После историй с «Ладой» и «Витязем», еще одним клубом, который еле-еле пережил последнее межсезонье, КХЛ создала специальный фонд для поддержки бедных команд. Отчислять деньги в этот фонд заставят тех, кто превысит лимит по зарплатам: в клубах КХЛ общий годовой заработный фонд команды не должен превышать 620 млн рублей. Правда, богатым клубам делают поблажку — не учитывают высокий заработок одной из играющих в них звезд. Нарушители должны отчислять в фонд по 75 копеек с каждого превышенного рубля. Задача — в том, чтобы хоть как-то держать богатых в рамках приличия и создавать видимость равной борьбы.
Богатые клубы скорее будут платить штрафы, чем откажутся от своей трансферной политики. Например, питерский СКА, согласно отчету КХЛ, вплотную приблизился к потолку зарплат: в команде сделали ставку на опытных, возрастных игроков, которые в сложный момент могут сами решить, что делать на площадке. Иначе питерцы попадут в трудное положение: про тренера СКА Барри Смита известно, что он хорошо готовит команду, но плохо ведет игру, недаром в НХЛ он всегда был лишь вторым тренером. А самостоятельные хоккеисты стоят дорого. В СКА из «Локомотива» перешел 35-летний Алексей Яшин. У него теперь там самая большая зарплата. За ним — 39-летний Сергей Зубов, вернувшийся в Россию после 17-летнего перерыва. Суммы контрактов не раскрываются.
СКА в шутку даже окрестили дискотекой 70-х. «Клубу без разницы, какого возраста игрок, — возражает генеральный менеджер СКА Андрей Точицкий, — главное — результат». Систему отчисления в фонд бедных он считает справедливой и готов, если что, платить отступные: «Это как налог на богатство, все логично».
Помимо СКА к потолку зарплат приблизились и другие клубы. Под подозрением ходят «Авангард», «Динамо» и магнитогорский «Металлург». Говорят, что кто-то из них даже готов пригласить мегазвезду НХЛ Дэни Хитли, который не желает играть в «Оттаве». А менеджеры «Динамо» уже совершили мегаприобретение: в Москву переехал обладатель Кубка Стэнли-2008 Иржи Гудлер. В этом году приглашать звезд стало даже легче: везде кризис, а большинство российских хоккейных клубов не обеднели. Для региональных властей хоккей — важный инструмент социальной политики, и они затягивают пояса, но вкладываются в него по полной.

ПО ВЫГОДНОМУ ТАРИФУ
В этом году стали по-другому относиться к хоккейным трансляциям и руководители телеканалов. Раньше хоккей показывали на телеканале «Спорт» — рейтинги у игр были невысокие, и трансляции шли как общественная нагрузка. Но после весенней победы на чемпионате мира «Первый» подписал контракт на трансляцию матчей сборной на чемпионатах мира вплоть до 2017 года — это самый долгосрочный контракт в истории российского хоккея.
КХЛ даже впервые провела конкурс на трансляцию своих матчей — участвовали, правда, всего две телекомпании: тот же «Спорт» и 7ТВ с заметно меньшей долей охвата. «Спорт» выиграл, но, видимо, испугался, что когда-нибудь может потерять хоккей, если конкуренты будут серьезнее нынешнего 7ТВ. Руководство «Спорта» поэтому благодарило КХЛ за доверие. Снова пошли активные разговоры о создании специализированного хоккейного канала на «НТВ-Плюс». «НТВ-Плюс» принадлежит «Газпрому», а глава КХЛ Александр Медведев работает там зампредом правления. В прошлом году канал так и не запустили, но в этом ситуация может измениться. Телеканал должен будет показывать не только матчи КХЛ, но и молодежный турнир. Его как раз запускают в этом году.
КХЛ предложила клубам подобрать своим молодежным командам другие, новые названия. У новокузнецкого «Металлурга» теперь есть «Кузнецкие медведи», у магнитогорского — «Стальные лисы». У московского «Спартака» фантазии не хватило — появился очередной «Спартак». Там Newsweek рассказали, что сознательно отказались от новаторских идей: развлечений в Москве с избытком, и даже на «Спартак» — название-то громкое — люди идут неохотно. Да и болельщики были против. «Некоторые, правда, выдвигали свои предложения: были и гладиаторы, и спартаковцы, и животные красно-белые какие-то, кабаны вроде. Но в основном голосовали за “Спартак”», — рассказывает руководитель пресс-службы Александр Малышев. В клубе уверены, что приняли верное решение. Новые кричалки придумывать не надо. Нет недоразумений. «А то ЦСКА приписал себе “Красную Армию”» — теперь все их сокращенно называют ЦСКАКА», — веселится Малышев.
Будет ли от Молодежной лиги спортивная выгода, пока неясно. Юниорам мало платят, и не факт, что они будут стараться: минимальная зарплата в молодежной КХЛ составляет всего 80 000 рублей за сезон. И как показывает практика, руководители клубов изо всех сил пытаются подписать молодых хоккеистов на максимальный срок по наиболее выгодному тарифу.
В результате талантливые игроки могут потянуться за океан. Этим летом, например, молодой хоккеист Сергей Широков не договорился с ЦСКА, за это его в России дисквалифицировали, и он подписал соглашение с «Ванкувером». Похожая история у 17-летнего юниора Кирилла Кабанова. «Спартак» передал его уфимскому «Салавату»: хоккеист требует повысить ему зарплату, а Уфа отказывается. Для Кабанова возможная дисквалификация почти фатальна: из-за возрастного ценза он не сможет играть в НХЛ. Останется пробиваться в клубы низших лиг Северной Америки.
Но это исключения из правила. Основная часть молодых хоккеистов не спешит ссориться с клубами: если раньше вырваться из страны и попасть в Америку считалось большим достижением, то теперь никто не хочет, чтобы его выставили за океан. Хоккеисты понимают, что кризисное время лучше пережить там, где есть финансовые гарантии. А таких денег, какие им могут предложить в КХЛ, нет сейчас ни в одной другой лиге мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *