Глава Минприроды Юрий Трутнев сравнивает Арктику с новогодней елкой, а на московском арктическом форуме обсудят международную битву за Арктику и сохранение ее экосистемы

Сегодня в Москве открывается Международный арктический форум «Арктика – территория диалога». В мероприятии, которое продлится два дня, примут участие делегаты из 15 стран, в том числе премьер-министр Владимир Путин, который по совместительству является председателем попечительского совета Русского Географического Общества, организовавшего форум. В Москву также приедут правящий князь Монако Альбер II и президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон. Среди тем, которые планируется обсудить: международная битва за Арктику, освоение арктических природных ресурсов, сохранение ее экосистемы.

Накануне форума глава Минприроды собрал журналистов в узком кругу и рассказал, зачем, по его мнению, нужны такие мероприятия – это подготовительный этап для более значимых встреч. Юрий Трутнев вспомнил в этой связи о прошлогоднем климатическом саммите в Копенгагене. Тогда, по его словам, «человечество ни о чём договориться не смогло». Договориться по поводу Арктики тоже будет непросто – на ее территорию претендуют сразу несколько стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Промежуточные встречи всех заинтересованных лиц нужны для «сверки часов» по их позициям.

Россия претендует на значительные территории арктического шельфа. По оценке Трутнева в «российском секторе» Арктики могут находиться до 100 млрд тонн запасов нефти и газа. Россия уже несколько раз подавала в комиссию ООН по морскому праву заявки на свое право шельф, но от нее каждый раз требовали дополнительных данных. Сбор дополнительной информации по батиметрии и сейсмике обойдется бюджету в 2 млрд рублей, заявил вчера министр. Сейчас в районе подводного хребта Ломоносова работает научно-экспедиционное судно «Академик Федоров».

На вопрос одного из журналистов, не подаст ли какая либо страна заявку на шельф раньше России, Трутнев ответил, что «вопрос о том, кто подаст первым, не стоит». «Это не бег на короткие дистанции. Главное — качество соответствующих материалов», — сказал министр. Первые результаты работы экспедиция «Академика Федорова» представит до конца осени, а новую заявку в ООН Россия планирует подать до 2013 года.

Министр уверен, что добыча углеводородов на шельфе может оказаться выгодной, несмотря на то, что у России имеются большие запасы нефти и газа на суше. «На шельф, как на елочку, можно навесить множество заказов для нашей промышленности, — пояснил он. —  Шельф может дать гарантированный объем заказов, который вытащит отрасли на уровень современных технологий, в том числе в судостроении». Однако для того, чтобы и частные компании могли получать выгоду от геологической разведки на шельфе, нужно, по его словам, внести изменения в законодательство. Сейчас разрабатывать месторождения на шельфе имеют право только две компании – Газпром и Роснефть.

Трутнев рассказал о двух инициативах своего министерства – создании системы страхования экологических рисков для проектов добычи топлива на шельфе и формировании Фонда экологической модернизации для финансирования проектов по снижению экологического вреда. Министр сказал, что уже получил от руководства страны «кивок, что это интересно».

Все эти вопросы будут обсуждаться на открывающемся сегодня форуме. Пройдет он в I учебном корпусе МГУ им. Ломоносова. Студенты вуза приезду полярников, судя по обсуждениям на форумах и в блогах, не очень рады. «В МГУ чрезвычайная ситуация: занятия 22-23-го сентября отменяются, столовые не работают уже сегодня, университет наводнен сотрудниками ФСО, МЧС, сотнями гастарбайтеров и десятками чиновников разных рангов», — возмущался вчера блоггер wisegizmo. Далее он пишет, что на одной из перемен «оголодавшие студентки и несколько преподавательниц – судя по дорогой одежде, с факультета госуправления» устроили стихийный пикет под лозунгами «Даешь столовые!» и «Долой Путина – даешь семинары!»

Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги: «Арктика — новый фасад, а не новый фронт»

Буквально на наших глазах происходит расширение активно используемого геополитического пространства. В течение столетий Арктика была целью научных экспедиций и объектом лишь очень ограниченной экономической деятельности. В период «холодной войны» она стала пространством для базирования и боевого патрулирования ракетных крейсеров стратегического назначения, стратегической авиации, а также испытаний ядерного оружия и боевых пусков (опять-таки испытательных) баллистических ракет.

Траектории боевых полетов ракет от баз на территории СССР до целей в США и наоборот прокладывались также через Северный полюс. Окончание «холодной войны» и потепление климата резко изменили ситуацию. Потенциальный театр военных действий превратился в сферу экономических интересов ряда государств. Освобождаясь от льдов, Арктика все больше воспринимается как гигантская кладовая ценных ресурсов, в первую очередь углеводородов. Одновременно Северный и все менее ледовитый океан превращается в акваторию, пригодную для судоходства, в том числе между Западной Европой и Восточной Азией. Такая метаморфоза несет в себе риск обострения соперничества между прибрежными государствами. Тем не менее, есть весомые основания полагать, что интерес к сотрудничеству перевесит стимулы к соперничеству.

Арктика XXI в. открывает новое направление в политике России, Канады,Норвегии, Дании и США. Каждое из этих государств получает новый геополитический фасад. В интересах всех этих стран гарантировать, чтобы между ними не пролегли новые линии фронта.

(Источник: «Арктика – взгляд из Москвы», Московский Центр Карнеги, сентябрь 2010)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *