Снят очередной барьер между порнографией и искусством
Порнозвезде Саше Грей 21 год, и за последние три года она снялась в 180 фильмах «для взрослых». Внешность официантки-стажерки сочетается у нее с готовностью разговаривать про Годара. Любой может увидеть ее видео в интернете. Похоже, Саша — живое воплощение современной культуры. Умна, знает себе цену, очень популярна, сочетает работу в порно со съемками в независимом кино. В конце октября выходит фильм «Девушка по вызову» Стивена Содерберга. Она играет в нем главную роль.
Стивен Содерберг, автор «Эрин Брокович» и множащихся «Друзей Оушена», всегда интересовался сексом, ложью, видео и влиянием всего этого на поп-культуру. Его новый фильм «Девушка по вызову», главную роль в котором сыграла Саша Грей, рассказывает о современном мире больше, чем аналитические статьи или программы новостей. Это несколько дней из жизни девушки по вызову, изысканной эскорт-шлюхи. Она предлагает клиентам дорогие услуги и ведет себя с ними так, будто она их действительно любит. То есть не столько спит с ними, сколько выслушивает их бесконечное «бла-бла-бла», заглядывает им в глаза и говорит: «Да, дорогой». Ее клиенты в основном деловые люди, поэтому весь фильм состоит из разговоров о рецессии, кризисе и акциях. Секса в нем нет.
«Девушка по вызову» — это порнография, полностью очищенная от секса, это механизм взаимодействия тел, который в отрыве от человеческих выделений оказывается до жути похожим на транзакцию. Чисто деловые отношения, не нагруженные эмоциями и моралью. И наоборот: экономика Уолл-стрит, бьющаяся в конвульсиях осенью 2008 года, очень напоминает порнографию. Покупки, продажи, услуги, износ оборудования. Саша Грей связывает эти два мира, спокойно улыбаясь очередному клиенту. Саша, по ее собственному признанию, — женщина, которая «всей душой верит в то, что делает». Всей душой? Хорошо, пусть это называется «душой».
Взяв Сашу Грей на главную роль в своем фильме, Содерберг еще раз доказал, что порнография — уже давно не табу. Порнозвезды уже никого не могут эпатировать, они просто работают, как и все нормальные люди. Когда-то, в 70-е годы, большие компании отказывались от сотрудничества с моделями, засветившимися во «взрослых» фильмах. Сейчас это не проблема: в слове «порнозвезда» в первую очередь слышится «звезда».
Знаменитости, пришедшие в «большую культуру» из порноиндустрии, делятся на две основные группы. Есть настоящие ХХХ-звезды, которые, даже снявшись в десятке мейнстримных фильмов, останутся «актерами из фильмов для взрослых». И есть известные актеры, которые когда-то начинали в более или менее жестких фильмах.
Рон Джереми появлялся в камео в «Студии 54» и «Адреналине-2», был консультантом на фильме «Ночи в стиле буги», а в истории культуры останется все же исключительно благодаря своим 25 сантиметрам, способности к самоудовлетворению и 1900 ролям в ХХХ-фильмах. Рокко Сиффреди снялся, в частности, в «Порнократии» и «Романсе Х» у бескомпромиссной артхаусной дивы Катрин Брейя, но его актерский талант, конечно, меркнет на фоне того, что у него в штанах.
Журналистка, красавица и сценаристка Сторми Дэниэлс сыграла в «Сорокалетнем девственнике» и «Немножко беременна» — правда, в первом фильме она исполняла роль стриптизерши, а во втором была порноактрисой. Дженна Джеймсон радовала взгляд в «Частях тела» с Говардом Стерном. В недавней комедии Кевина Смита «Зак и Мири снимают порно» появились настоящие порнозвезды Кэти Морган и Трэйси Лордс — в роли девушек, участвующих в съемках любительского порнофильма. Трэйси, кстати, играла еще и в «Плаксе» с Джонни Деппом и в «Блейде» с Уэсли Снайпсом. Но, конечно, это не самые важные роли этих прекрасных дам.
Комедия «Зак и Мири» рассказала все, что сейчас происходит с независимым кино. Для того чтобы получить деньги, надо начать снимать порно или хотя бы пригласить к себе на фильм парочку порноактеров. Тем более что и многие мейнстримные звезды начинали с того же.
Когда в интернете появились куски из порнофильма с совсем молоденьким Сильвестром Сталлоне, фанаты умилились несоответствию его выражения лица и выразительности других частей его тела. Групповые оргии очень идут железному Рэмбо. С более чем откровенных историй начинал и Рутгер Хауэр («Одуванчики» — не совсем, конечно, порно, но довольно задорно), и агент Скалли — Джиллиан Андерсон. Она до сих пор смущается, когда ее спрашивают о фильме «Поворот» — там было что-то вроде секс-сцены, о которой фанаты разочарованно пишут на интернет-форумах: «Не так уж она и обнажена, не надейтесь». А недавно и Джеки Чан признал, что ради заработка брался за порнороли, хотя говорит, что «в 1975 году порнофильмы были консервативнее, чем сейчас».
Тайваньская фея Шу Чи, одна из самых красивых женщин в мире, пришла в большое кино из софт-порно вроде «Секс и дзен». Это действительно очень, очень софт, скорее добрые эротические сказки, чем серьезные ХХХ-фильмы. В начале ее карьеры менеджер актрисы откровенно заявлял: ситуация в кинобизнесе такова, что Шу Чи «не стать звездой, если она не разденется». Она раздевалась, потом одевалась, а потом сыграла в нескольких больших фильмах, в том числе в «Перевозчике» с самим Джейсоном Стэтемом. Ее последняя большая роль — в фильме «Нью Йорк, я люблю тебя», хитросплетении трогательных историй об эмигрантах, приехавших в Нью-Йорк. Героиня Шу Чи, работающая в китайской лавке, становится музой немолодого умирающего художника. Он украдкой рисует ее портрет на салфетке, а потом просит девушку прийти к нему позировать. Кадр, в котором художник после приступа приходит в себя и обнаруживает, что лежит на портрете Шу Чи, более эротичен, чем все софт-порно с ее участием.
Голливуд пока не готов показывать совсем уж откровенные сцены. Зато европейское кино давно и с удовольствием исследует процесс совокупления. Ларс фон Триер — один из самых известных порнографов, если не в прямом смысле (хотя откровенность его «Идиотов» поразила даже видавшую виды фестивальную публику), то в переносном. Кстати, в «Антихристе» самые порнографические сцены снимались с дублерами. Легенда гласит, что Уиллем Дефо был бы и рад лично поучаствовать в процессе, но его размеры оказались слишком большими. В артхаусе, как и в порнографии, размер имеет значение.
Но Саша Грей, простая американская девушка, оказалась круче всех фон Триеров, Рутгеров Хауэров и агентов Скалли. Она объединила порно и «большое независимое кино», и теперь это одна и та же территория — территория умного развлечения. Саша, как и современная поп-культура, с одинаково бесстрастно-похотливым выражением лица принимает анальные игрушки (в своих порнороликах) и рассуждения о том, куда катится экономика (в фильме «Девушка по вызову»). Содерберг говорит, что Саша абсолютно бесстрашна и может справиться с чем угодно. Современная поп-культура — тоже.