Благодаря транспорту за год в атмосфере российской столицы оказывается около 920 тыс. тонн вредных веществ. В свою очередь, суммарный годовой выброс всех промышленных предприятий, находящихся на территории Москвы, составляет 70 тыс. тонн. Такие цифры были озвучены 21 апреля на совместном заседании комиссии по экологической политике и комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской Думы.

Масштабы опасности, которую автомобильный транспорт представляет для окружающей среды, огромны. По словам Евгении Семутниковой, заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, автомобили и грузовики – это не только вредные выхлопы, но и тонны ржавого железа, изношенных шин, а также отслуживших запчастей и аккумуляторов. Все это необходимо утилизировать. Кроме того, автомобили – источник шума. Сегодня снизить уровень шума вблизи автотрасс до нормативного невозможно никакими мерами. Этот вопрос не решен ни в одном городе мира.

По мнению Евгении Семутниковой, чтобы снизить негативное влияние автотранспорта на экологическую ситуацию, необходимо работать в трех направлениях. Во-первых, повышать экологический класс эксплуатируемых автомобилей – транспортные потоки должны обновиться. Это уже происходит – число старых автомобилей в Москве постепенно сокращается. Во-вторых, улучшать качество автомобильного топлива – оно должно быть не ниже класса Евро-4. И в этом направлении тоже есть положительная динамика. «У нас 40% топлива в Москве дает МНПЗ, а он уже с апреля 2014 гола выпускает только Евро-5, – напомнила Семутникова. – Другие производители тоже стараются соответствовать современным требованиям. Поэтому можно говорить о том, что автопарк Москвы уже на 40% перешел на Евро-5».

И это уже дало ощутимый экологический эффект. По оценкам экспертов, за счет перехода одного только Московского НПЗ на выпуск Евро-5 нагрузка на атмосферу столицы от автомобильных выхлопов снизилась на 70 тыс. тонн. Столько в совокупности дают все промышленные предприятия Москвы.

Ну а в-третьих, необходимо совершенствование условий дорожного движения, поскольку в пробках количество выбросов повышается в четыре раза. И это как раз одна из самых трудноразрешимых проблем.

Леонид Багдасаров, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии факультета химической технологии и экологии РГУ нефти и газа, указал на то, что старый автотранспорт – это не только ржавеющий металл. Например, автомобильные шины являются сложным для утилизации продуктом и источником вредных веществ, попадающих в атмосферу в результате эксплуатации покрышек. Однако, по словам учёного, по одному из трёх направлений работы, указанных Евгенией Семутниковой, России уже есть чем гордиться: «Качество топлива в последнее время резко выросло. ВИНКи вложили в модернизацию производств порядка $55,5 млрд. В результате сегодня часть топлива, реализуемого в стране, по ряду показателей соответствует норме Евро-8. В частности, топливо, производимое самым передовым нефтеперерабатывающим предприятием США, уступает по качеству топливу, производимому на вооруженном до зубов технологиями Омском НПЗ».

Леонид Багдасаров уверен, что ситуацию портят лишь подпольные производители топлива, которые рвутся на столичный рынок. Исправить ее сможет создание добровольной ассоциации качества, в которую войдут добросовестные продавцы и производители, готовые в любой момент провести независимую экспертизу качества реализуемого топлива.

«Больше всего жалоб горожан на неблагоприятную экологическую ситуацию связано с загазованностью, — подтвердил Роман Пукалов, директор Природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль». — Мы поддерживаем предложение запрета продажи топлива ниже класса Евро-5. Кроме того, мы предлагаем ввести ограничение движения автотранспорта при благоприятных для возникновения смога от выхлопных газов погодных условиях».

С тем, что без принятия мер по ограничению потока автомобильного транспорта город могут опоясать бесконечные пробки, а москвичи задохнутся выхлопными газами, согласились представители обеих комиссий. Однако для улучшения ситуации необходим комплекс мер, в числе которых развитие парковочного пространства столицы, строительство шумоотражающих экранов вдоль трасс, стимулирование роста количества автомобилей, работающих на электричестве и природном газе. Кроме того, прежде чем ограничивать поток автомобилей, необходимо создать разветвленную сеть доступного, комфортного и экологичного общественного транспорта.

«В рамках выполнения государственной программы развития транспортной системы сегодня активно ведется обновление подвижного состава, — заявил Александр Грачев, заместитель начальника отдела Департамента транспорта и связи города Москвы. — Закупаются автобусы, соответствующие пятому экологическому классу. В городе уже не осталось автобусов ниже третьего класса. Обновляется и электротранспорт. Планируется реализация программы перевода общественного транспорта на газовое топливо. Правительством Москвы была предоставлена субсидия на приобретение 100 автобусов, работающих на природном газе».

Несмотря на большое количество факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку в столице, ситуация в последнее время улучшается. «За последние 15 лет, с того момента, как Москва стала переориентироваться из промышленного центра в научный и деловой, количество ряда вредных веществ в выбросах сократилось до двух раз, — сказала Ольга Кислова, главный эксперт по природоохранным технологиям ГПБУ «Мосэкомониторинг». — Автопарк обновляется, поэтому снижается количество выбросов. Ужесточаются экологические нормы для автотранспорта. Сегодня до 60% автомобилей соответствуют 4 и 5 экологическим классам. В целом по экологическим показателям Москва сравнима с Берлином и Прагой».

Стоит отметить, что снижение выбросов от автотранспорта на 30% планируется осуществить лишь к 2030 году. Будем надеяться, что к тому времени Москва все-таки станет городом-садом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *