Newsweek писал в конце прошлого года, что генералы ФСБ, уволенные путинским указом в связи с делом «Трех китов» о мебельной контрабанде, не ушли с Лубянки, а остались работать. Потом, по данным Newsweek, большинство из них были все же уволены, и Генпрокуратура стала готовиться к судебному процессу. Сегодня уже ясно, что это был лишь первый этап схватки ФСБ и Наркоконтроля (ФСКН). 2 октября ФСБ арестовала четырех офицеров ФСКН. А на той неделе в газете «Коммерсантъ» вышла статья давнего соратника Путина и главы ФСКН Виктора Черкесова. Он прямо пишет: ФСБ ведет с ним войну.


Черкесов рубит с плеча, будто не существует негласного правила, что нельзя выносить сор из избы. Таких откровений от столь высоких чиновников не было слышно за все восемь лет путинского правления. Страна, пишет Черкесов, падала в пропасть, но зацепилась за крюк «чекистской корпорации». Теперь крюк стал ржаветь, что грозит России новой катастрофой. «Корпорация» оказалась нечиста, но теперь гнойник вскрыт, констатирует глава Роснаркоконтроля.


Громкое «мебельное дело» вытащили из-под сукна прошлым летом. ФСКН поручили вести по делу оперативное сопровождение, и вскоре Черкесов положил Путину на стол докладную записку с обвинительными данными на топ-сотрудников ФСБ. Записка произвела впечатление, рассказывает близкий к Кремлю источник, и Путин для верности потребовал оперативные материалы. Черкесов принес всё, что было. Тогда Путин прямо при нем вызвал своего помощника по кадрам Виктора Иванова и поручил подготовить указ об увольнении генералов. В дверях президентского кабинета Черкесов столкнулся с замглавы путинской администрации Игорем Сечиным, которого считают неформальным лидером силовой группировки в Кремле. Так Сечин и Иванов узнали, как к Путину попал компромат на высокопоставленных чекистов, продолжает источник. Иными словами, Путин столкнул противников прямо у себя в кабинете.


Но даже если бы они и не узнали, догадаться было бы нетрудно: среди братьев-чекистов у руководства ФСБ, наверное, нет более последовательного противника, чем Черкесов. Борьба между главой ФСБ Николаем Патрушевым и Черкесовым длится уже много лет, с тех пор, когда и Наркоконтроля никакого не было. Под занавес второго путинского срока конфликт перешел в стадию открытого противостояния.


Дело «Трех китов» все эти годы курсирует по кабинетам и тюремным камерам, вовлекая в криминальный конфликт все новых и новых силовиков. Летописцы вспомнят, что в 2000 г. война шла между таможней и Следственным комитетом МВД, вскрывшими партию контрабандной мебели, с одной стороны, и ФСБ и Генпрокуратурой, которые их обвинили в рэкете, — с другой.


Теперь в деле новый — и самый скандальный — эпизод: Виктор Черкесов защищает своих подчиненных от Александра Бастрыкина, нового руководителя недавно созданного Следственного комитета (СК) при Генпрокуратуре, который ведет дело по арестованным офицерам наркоконтроля. Генерала ФСКН Александра Бульбова с помощниками по возвращении из командировки арестовал в аэропорту Домодедово спецотряд ФСБ. Чуть не дошло до перестрелки. Эта сцена, наверное, живо напомнила очевидцам эпизод из сериала про Штирлица, когда обергруппенфюрер СС Карл Вольф возвращается из Берна в Берлин. С той разницей, что Бульбова и двух его коллег взяли не свои, а чужие.


Во вторник вечером сотрудникам ФСКН Бульбову, Гевалу и Донченко были предъявлены обвинения по нескольким статьям: получение взяток, превышение полномочий, незаконная прослушка. Все трое сидят в СИЗО и отказываются признавать вину. Сам Бульбов и фээскаэновцы обвинение называют дутым: спрашивается, зачем генералу платить деньги за организацию прослушки сотрудникам МВД (так значится в обвинении), если у него в подчинении 600 сотрудников именно с таким профилем? За Бульбова поручились три замглавы ФСКН — Александр Федоров, Владимир Зубрин и Олег Харичкин. Но суд Бульбова под подписку о невыезде не отпустил.


В ФСКН утверждают, во-первых, что им мстят, а во-вторых — что Следственный комитет таким образом пытается развалить дело «Трех китов» вместе с другим нашумевшим делом — о китайской контрабанде: его тоже сопровождала ФСКН, и в нем также фигурируют сотрудники ФСБ. «Наркоконтролеры» намекают, что Бастрыкин находится под влиянием Сечина и замглавы ФСБ Александра Бортникова. Следственный комитет должен быть независимым, пишет в статье Черкесов. И сразу добавляет, уже не стесняясь: «Октябрьские события [аресты в ФСКН] обнажили совершенно противоположное… с избыточной беспощадностью». Черкесов разве что избегает называть имена. Но все предельно ясно и без фамилий.


Летом прошлого года Сечин потерпел крупное поражение: Путин убрал из прокуратуры его свояка Устинова, и прокуратура вышла из-под влияния Сечина. По некоторым данным, и тогда не обошлось без участия ФСКН, она якобы прослушивала Устинова. Новый генпрокурор Чайка сразу дал ход делу «Трех китов», которое Устинов успешно зажимал. На этот раз под удар попал уже Патрушев. Но Сечин быстро восстановил статус-кво: Патрушев усидел в кресле, в прокуратуре был сформирован независимый от Чайки Следственный комитет с оперативными полномочиями, а сама прокуратура лишилась права проводить следствие и аресты. По мере приближения выборов «сечинская» группировка усиливается на всех фронтах, отмечают наблюдатели.


Аресты ближайших соратников — всегда очень болезненный удар. Черкесов, рассказывает посвященный в подробности источник Newsweek, уже мельком обсуждал этот вопрос с Путиным, но явной поддержки по Бульбову не получил. И тогда он написал статью, чтобы вскрыть конфликт. До арестованных дошел сигнал, что их взяли за политику, и они теперь держатся этой линии. Черкесов идет ва-банк, говорит собеседник Newsweek, потому что в этой ситуации ему скрывать нечего, а своих он будет защищать до конца. Зато у соратников Черкесова появились вопросы к Путину, ведь он лично поручал им помочь питерскому следователю Владимиру Лоскутову с делом о «Трех китах». И дать ему ход прошлым летом без его ведома тоже было нельзя. Так почему же он сдает их теперь Бастрыкину?


Война между ФСКН и ФСБ не случайно вышла наружу именно сейчас, уверены наблюдатели: скоро выборы, и уйдет Путин или останется, для ключевых фигур в его окружении открылось окно возможностей. Наверняка будут перестановки. И Черкесов, и Бортников, как утверждают сразу несколько источников Newsweek, хотели бы занять место Патрушева, который просит Путина перевести его на более спокойную работу. Бортникова поддерживают Патрушев и Сечин. Среди силовиков все активнее циркулируют слухи о том, что реформу следствия доведут до конца и вместо Следственного комитета в начале следующего года будет создана Федеральная служба расследований, куда войдут следственные структуры всех силовых ведомств. К тому же Путин держит вакантной — явно с прицелом на ближайшее будущее — должность секретаря Совета безопасности.


ФСКН — скорее кадровый резерв, чем передовой силовой отряд. Черкесов очень амбициозный, явно ждет повышения, а потому хочет напомнить о себе Путину с помощью громкой статьи в газете, полагает руководитель сайта agentura.ruАндрей Солдатов. И наоборот, противники Черкесова выбрали момент и нанесли упреждающий удар по его амбициям, арестовав его соратников.


Путина ставят перед выбором, объясняет близкий к Кремлю источник, но Путин не Ельцин и спустит войну спецслужб на тормозах, а скандал со временем стихнет: второй «коробки из-под ксерокса», как в 1996-м, когда из политической игры вылетел целый клан Александра Коржакова, на сей раз не получится.


Путин ставит перед собой противоположную задачу — поддерживать высокий градус междоусобной борьбы в спецслужбах. Температура растет: за решеткой уже оказываются генералы спецслужб, а их начальник пишет откровенные открытые письма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *