Кот размером с собаку

Животное в доме – это радость. Собака – друг человека, ну а кошкам молва и вовсе приписывает лечебные свойства. По данным Euromonitor, в 2013 г. россияне купили своим домашним питомцам только кормов почти на 90 млрд руб. И если кто-то до сих пор наивно думает, что корм, лоточек, наполнитель и услуги ветврача (по необходимости) – это весь список трат на любимца, то он сильно ошибается. Это минимальный набор.

Для сравнения приводим список необходимых покупок для питомника йоркширских терьеров Joy JeLy: корм для щенков (премиум-класса), домик или лежанка, переноска, миски (две-три штуки), ошейник, шлейка, поводок, теплая одежда (теплый свитер, комбинезон для зимы, маечки для лета), расчески железные и щетка с железными закругленными зубцами, резиночки маленькие латексные, шампунь и кондиционер для йорков, когтерез маленький, ножницы маленькие для выстригания шерсти на лапках и ушах, игрушки без наполнителя (две-три штуки).

«Согласно результатам исследования «Росиндекс», наиболее популярной категорией на рынке товаров для домашних животных остаются корма, – делится данными директор по исследованиям Synovate Comcon Татьяна Герасименко. – Более 80% владельцев домашних животных покупают специализированный корм для своих питомцев. За последние несколько лет доля покупателей медленно росла, в последние два года она стабилизировалась. Существенный рост на протяжении нескольких лет (до 2013 г.) демонстрировали также такие сегменты рынка, как лекарства и лакомства для животных. Однако в 2014 г. доля покупателей в этих сегментах несколько сократилась по сравнению с 2013 г. в связи с наступлением кризиса и последующей ориентацией потребителей на экономию. Рынок косметики для животных, а также рынок игрушек и аксессуаров для животных демонстрирует стабильность на уровне 16% и 11% покупателей соответственно».

Но и это еще не все. Бизнес на домашних животных весьма разнообразен: одежда, обувь, стрижки, выгул, дрессура, выставки, вязка, игрушки, витамины, лакомства, лекарства… И все это кем-то производится и кем-то предоставляется. Домашние животные кормят малый бизнес и крупные корпорации.

Но самый первый шаг – это завести питомца. Можно подобрать на улице или наткнуться на объявление «отдам в добрые руки». Можно купить в зоомагазине, Интернете или, если принципиально важна породистость, приобрести в питомнике.

Лысый кот

Собственные комнаты, оборудованные всевозможными домиками, подвесными мостиками, лазалками, системой вентиляции и подогревом полов – все это есть в питомнике «Мурмулет». А началось все со спора между супругами: муж хотел собаку, жена – кошку. В порядке компромисса выбрали сфинкса – это такая порода бесшерстных кошек, которые по поведению больше похожи на собаку. «Кота покупали как производителя, это был 2000 г., и стоил котенок $1000, – рассказывает совладелица «Мурмулета» Наталия Белякова. – Но на ближайшей выставке кота забраковали: его породистость оказалась сильно преувеличенной. Кота пришлось везти к ветеринару на кастрацию, и в очереди я познакомилась с дамой, которая содержала питомник собак и питомник кошек. Второй питомник она хотела продать. Мы с мужем подумали и купили бизнес за $5000».

В 2001 г. в питомнике «Гранд сфинкс», который тогда располагался в квартире супругов Беляковых, был один кот-производитель и четыре кошки. Наталии пришлось закончить курсы фелинологов, дело пошло. Лысый кот в начале 2000-х являлся страшной экзотикой. Знакомить потенциальных покупателей котят с породой владельцы питомника ездили на всевозможные кошачьи выставки. Странные с виду и непривычные на ощупь кошки быстро завоевали поклонников. К 2007г. конкуренция среди питомников сфинксов сильно подросла. «Цены на котят упали примерно на 30%, – вспоминает Наталия Белякова. – Нов 2008 г. случился кризис, половина питомников прекратила существование. Серьезные питомники продают своих котят в Европу и США – это стабильные и прибыльные рынки».

Сейчас котенок сфинкса из питомника в среднем стоит около 30000–40 000 руб. Существуют еще так называемые «разведенцы», как их презрительно именуют заводчики. Они не заботятся о чистоте породы, о здоровье котенка и его родителей. Они просто зарабатывают деньги. Сфинкс от «разведенцев» стоит 5000–10 000 руб. Гарантию, что котенок выживет, никто не дает.

«Себестоимость котенка в питомнике – около 10 000 руб., – поясняет Наталия Белякова. – Анализы на генетику и инфекции родителей перед скрещиванием, прививки для котят, корма класса люкс, наполнители для туалета, игрушки и огромная работа. Если помет большой, то каждого котенка заводчик, буквально как ребенка, выкармливает смесями через каждые два часа».

Стоит отметить, что абсолютное большинство питомников в России работает нелегально. Питомник не существует на уровне документального определения: нет никаких специальных требований к оформлению бизнеса. Питомник просто прикрепляется к фелинологическому клубу и начинает работать, не выплачивая налогов.

В 2012 г. в питомник Наталии за лысым котенком пришел бизнесмен Александр Рабинович – владелец ресторанов «Пекинская утка», сервиса с онлайн-играми LiveGames и совладелец агрегатора туристических путевокWikiPlanet. Через некоторое время он предложил Наталии инвестировать в расширение ее бизнеса. Бизнес-план разрабатывали вместе. Питомник зарегистрировали как ИП, в коде деятельности прописано «торговля животными», «торговля товарами для животных» При желании легально оформить деятельность питомника оказалось можно. В 2014 г. в двадцати километрах от Москвы открылся питомник «Мурмулет» – это 1000 кв. м со всеми удобствами для суперпородистых котов. Обслуживающий персонал и полностью оборудованный ветеринарный кабинет с врачом, проживающим на территории питомника, прилагается. Инвестиции в проект составили $3 млн. Кроме сфинксов, Наталия обзавелась еще несколькими редкими перспективными породами. «У нас есть большая кошка саванна F1, взрослая особь размером со среднюю собаку, – рассказывает Наталия. – Стоимость котят этой породы начинается от $15 000».

Чуть позднее совладельцы «Мурмулета» открыли кошачий бутик в центре Москвы: не все клиенты хотят ехать за выбранным котенком за город. По словам Наталии Беляковой, проект «Мурмулет» на окупаемость пока не вышел. «Мы в процессе, прибыль получим примерно через два года», – поясняет Наталия.– Нопланы дальнейшего развития уже имеются. Команда «Мурмулета» засматривается на Поднебесную. «Домашнее животное в Китае – роскошь, которую не все могут себе позволить,– объясняет свой интерес Наталия. – Там существует достаточно высокий налог на четвероногих друзей. Поэтому и цены на питомцев в три раза выше, чем в России. Акошки там как раз входят в моду».

Стричь купюры с собак

В 2001г. владелица сети груминг-салонов «Милорд» и «Барбос» Евгения Ветрогон купила себе собаку породы лабрадор. Пес требовал ухода, а соответствующих услуг на рынке почти не было. Тогда-то Евгения и задумала открыть салон красоты для собак. «Салон сразу задумывался как заведение класса люкс, – рассказывает директор и совладелец компании «Милорд» Денис Васильев. – Инвестиции в открытие первого салона на «Новослободской» составили $70000, открылся он в 2002 г.».

Идея оказалась востребованной, в нарядный салон потянулись не только владельцы собак, живущие по соседству, но и звезды шоу-бизнеса. Рекламный эффект получился отличный. Первый салон окупился примерно через три года, в 2004 г. Евгения Ветрогон и Денис Васильев открыли второй салон. Инвестиции в старт сократились примерно до $50 000. Тут инвестиции окупились через два года.

Денис и Евгения уже понимали, что формируется сеть, которой придется управлять. Разработали нормативные документы, регулирующие деятельность салонов, внимательно присматривались к аналогичному бизнесу за границей. В США грумеры стригут собак одинаково, по заданному шаблону. Креативные стрижки предлагают немногие, и это уже собачьи стилисты, услуги которых стоят дорого. В России каждая стрижка – творческая.

Третий салон «Милорд» открылся в том числе и как обучающий центр. Премудростям стрижки тут учатся и будущие сотрудники салонов «Милорд», и студенты со стороны. Приезжают грумеры из стран СНГ, и русскоговорящие специалисты из Канады, Израиля, Турции. Двухмесячный курс обучения стоит 45000руб.

В 2007 г. появилось предложение по франшизе от «Милорда», первоначальный взнос – 350 000руб. Вкризис 2008 г. «Милорд» открыл еще два салона – сегмент услуг класса люкс тогда не пострадал. Салоны, предоставляющие грумерские услуги, стали активно развиваться, конкуренция росла, и Денис предложил «завести» конкурента. «Бренд «Барбос» задумывался в более низком сегменте, и мы сразу были готовы предлагать франшизу. Для Москвы такой формат не очень выгоден – тут слишком дорогая аренда. «Барбос» – это история для регионов. Стоимость франшизы – ноль рублей,– рассказывает Денис Васильев.– В2008 г. под влиянием кризиса мы столкнулись с тем, чтонаши поставщики косметики для животных стали предлагать неудобные условия. Тогда мы договорились с производителем в Италии напрямую. Специально для нас былисозданы новые рецепты, так появилась косметика для груминга Milord. Нодаже минимальные объемы закупок были слишком велики для сети салонов. Нам повезло, к нам обратились представители сети «Бетховен», которая готова была продавать у себя нашу косметику. Позднее мы стали сотрудничать ис другими магазинами, в том числе с крупнейшей сетью Cats & Dogs. Сейчас использование нашей косметики – это обязательное условие для франшизы «Милорд» и «Барбос».

Управленческая стратегия «Милорда» – максимальное сотрудничество с представителями сопутствующего бизнеса. Работа с сетью «Бетховен» привела к тому, что в одном из магазинов открылся груминг-кабинет «Барбос», а в марте 2015 г. совместно с сетью ветеринарных клиник «Свой доктор» компания «Милорд» открыла сразу восемь «Барбосов».

«Данный сегмент общего рынка товаров и услуг для животных вряд ли заинтересует крупный бизнес с точки зрения привлечения инвестиций, – рассуждает аналитик ИХ«Финам» Тимур Нигматуллин. – Дело в том, что, несмотря на достаточно быстрые темпы роста, сегмент груминг-услуг для животных очень узок. По моим подсчетам, объем соответствующего сегмента рынка в РФ составляет менее 1 млрд руб. Более того, в условиях ухудшения экономической конъюнктуры и снижения реальных доходов населения расходы на услуги не первой необходимости будут сокращаться, а рост выручки компании может резко замедлиться».

Ваша киска не купила бы Whiskas

Сеть магазинов для животных Cats & Dogs появилась двенадцать лет назад. Создала ее группа частных инвесторов, к тому времени уже имевших некоторый опыт в ритейле. Они купили три безымянных магазина с целью выстроить сеть. Имена владельцев бренда и первоначальные инвестиции в проект в компании не раскрывают. «В 2004 г. зайти на рынок товаров для животных было несложно, – рассказывает генеральный директор сети Cats & Dogs Сергей Кочнев. – Проект Cats & Dogs изначально разрабатывался под продажу. Собственники рассчитывали, что рано или поздно в Россию придут крупные зарубежные игроки. Но эти расчеты не оправдались: иностранным игрокам, привыкшим к формату мегамоллов, российский рынок оказался неинтересен, а вот создателям Cats & Dogs проект стал приносить прибыль. Рынок рос на 15–20% в год».

В 2009 г. сеть Cats & Dogs насчитывала 33 магазина, а к началу 2015г.– 45, оборот компании за 2014г. составил 2 млрд руб.

По оценкам финансовых аналитиков, маржинальность магазинов для животных невысока – на уровне 30–35%. Да и финансовый кризис сказывается, ведь большая часть товаров для четвероногих друзей импортируется из-за границы. «Вдекабре у нас был существенныйрост продаж – люди закупали корма впрок, в январе и феврале продажинекритично, но упали, – отмечаетСергей Кочнев. – Сейчас падение замедлилось, и мы надеемся на начало стабилизации рынка к концу 2015 г. Сейчас, в ситуации значительного роста арендных платежей, роста закупочных цен и снижения маржинальности, компания оцениваетэффективность каждого магазина. Часть магазинов придется закрыть».

Но это не означает, что сеть Cats & Dogs сокращает свое присутствие на рынке. В ближайшее время компания собирается открыть в Москве и Санкт-Петербурге несколько магазинов нового формата с новым ассортиментом товаров и услуг. Кроме товаров для животных, в Cats & Dogs можно приобрести и самих питомцев: собак, кошек, грызунов, птиц, рыб. «Это, скорее, не доходная, а имиджевая часть и программа привлечения клиентов, – поясняет Сергей Кочнев. – Требования к продаже животных очень строгие, все звери имеют пакет документов, привиты и содержатся в надлежащих условиях. Еще одна ниша, обещающая стабильный доход, – это ветеринарные товары. Животные стареют, им требуется уход».

Шлейка для крысы

Согласно данным британской исследовательской компании Euromonitor International, в России динамика роста рынка товаров для животных достигает15% в год, превышая среднемировые показатели в три раза.

Растущий рынок формирует пространство для развития малого бизнеса. Ателье для животных «Рюшки для зверюшки» – тому пример. Владелица ателье – Любовь Комарова из Тюмени, там же находится и само ателье, а вот обшивает оно заказчиков со всей страны.

«Все началось со своих домашних животных и интереса к шитью,– рассказывает Любовь Комарова.– Одежки моих любимцев замечали друзья и знакомые, просили сшить такие же. Так появилась идея организовать ателье и интернет-магазин. Сделала сайт, запустила группу «Вконтакте», разместила несколько объявлений в местных СМИ, и пошли первые клиенты».

Инвестиций в старт практически не потребовалось. Швейная машинка уже имелась, ткань закупалась на средства, поступавшие в качестве предоплаты. «Яне конкурирую с компаниями, отшивающими одежду для животных в промышленных масштабах, – говорит Любовь Комарова. – У меня сложилась своя аудитория – это животные с нестандартными размерами. Да, у животных так тоже бывает. Отдельная целевая аудитория – это владельцы грызунов. Вмагазинах трудно найти одежку для хорька или нарядную шлейку для крысы, а мы такие вещи делаем».

Стоимость, например, демисезонного комбинезона для собаки среднего размера начинается от 1700руб., верхних пределов не существует. «Унас заказывали настоящую норковую шубу для собаки»,– отмечает Любовь Комарова.

«Ателье для животных в масс-маркет выйти вряд ли сможет. Даже при условии растущего рынка товаров для животных конкурировать с Китаем нереально, – комментирует генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «Страгет» Наталия Балашова. – Единственный вариант развития– это путь эксклюзива, то есть ателье должно предлагать дизайнерские модели одежды, сильно отличающиеся от масс-маркета и по качеству, и по дизайну».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: