Американцы, как известно, внесли большой вклад в формирование классического современного костюма как униформы бизнеса. В честь этого один из популярных фасонов классического костюма так и называется — American Suit (существуют также английский и европейский костюмы). Полвека положение костюма было прочным, стабильным и, казалось бы, незыблемым. Но вот американцами опять сказано новое революционное слово в этой сфере, но на сей раз слово не созидательное, а разрушающее. Костюм сброшен с американского корабля истории. Удар по стилистической, консервативной, шерстяной бизнес-классике был нанесен самим бизнесом — бизнесом в Интернете (хотя, как известно, моли во Всемирной паутине нет — одни вирусы).
Реагируя на бурное развитие Интернета, несколько крупных банков CША — таких, как Goldman Sachs и Morgan Stanley, отменили для своих сотрудников обязательное ношение костюмов. И сделали это не потому, что работать в костюме от Brooks brothers (известная американская фирма, в костюмы которой традиционно предпочитали одеваться служащие) неудобно, и не потому, что руководство банков заметило, что сотрудник, одетый в кроссовки и джинсы, работает эффективнее, а просто выяснилось, что самые головастые мальчики и девочки — выпускники лучших университетов Америки — предпочитают кататься на роликах и велосипедах, работать дома или в собственном переоборудованном гараже, открывая новые, работающие виртуально через Интернет фирмы, а не дышать кондиционированным воздухом офиса, выслушивая нотации отстающего от прогресса руководства. В результате руководство стало опасаться растерять самые перспективные кадры. А ведь еще недавно завоевание так называемого Casual Friday (единственного дня, когда на работу можно было прийти без галстука) казалось гигантским достижением и впечатляющей победой. Кстати, с самого зарождения Силиконовой Долины американские компании, связанные с компьютерными технологиями (в те годы никакими монстрами они еще не были) , являлись некой корпоративной вольницей, разрешая сотрудникам разгуливать практически в чем угодно.
Все это кажется довольно-таки логичным. Новая технология обернулась новой стилистической демократизацией. С костюмом произошло то же самое, что и с юбками в 70-х гг. , когда одетые в брюки феминистки с гордостью заявляли: у них в гардеробе нет юбок. Теперь современные ниспровергатели корпоративных устоев принципиально не имеют строгих рабочих костюмов. В результате можно сделать вывод и предположить, что если в храмах капитализма — крупнейших инвестиционных банках — разрешено носить футболки и джинсы, то весь мир бизнеса, несомненно, скоро оставит двубортные и однобортные пережитки прошлого. Нынче костюмы в Америке серьезно и с удовольствием носят, пожалуй, лишь звезды баскетбола, хоккея, шоферы их лимузинов, провинциалы, посещающие столицу, и,естественно, политики. В Европе тенденция к демократизации костюма пошла иным путем.
Вслед за голливудскими звездами, взбунтовавшимися против ношения галстука и надевшими тишотку (футболка в переводе с русского новояза), европейские интеллектуалы, оставив костюм, поменяли свои вечно расстегнутые до пупа белые рубашки на вошедшие в моду майки-тишотки. В Европе давно не принято одеваться серьезно, даже отправляясь на званые вечера. Какая-нибудь деталь вашего одеяния должна сбивать важность, серьезность момента. Сие поветрие коснулось и политиков. В качестве примера можно привести австрийского крайне правого популиста Хайдера (среди российских политиков подобную манеру одеваться поимел Борис Немцов — кстати, ему идет). Но тем не менее Европа пока воздерживается от немедленной отмены костюма, ибо в мире финансов старого континента консервативное мышление оказывается более живучим, чем за океаном. Помимо прочего европейцы, особенно французы, костюмы умеют носить с некой шикарной небрежностью, чего американцы постичь пока не в состоянии. Следует напомнить также и причину, по которой американские банкиры отменили обязательное ношение костюмов, — это мальчики, сидящие в гаражах перед экранами компьютеров. В европейских странах на пути создания подобного гаражно-интернетного бизнеса поставлено на сегодняшний день слишком много шлагбаумов.
Что касается России, то это тема отдельного разговора. Давно уже прошли те времена, когда новые русские веселили заграницу малиновыми пиджаками с золотыми пуговицами. Нынче русские одеты зачастую лучше иностранцев, причем одеты настолько хорошо, что сами уже начинают посмеиваться над короткими брюками президента Клинтона. Но лучшее, как известно, — враг хорошего. Парадокс, но на Западе русские в последнее время попадают в категорию Overdressed — плохо одетых из-за того, что одеты слишком хорошо! Так что, несмотря на некоторый костюмно-стилистический упадок за океаном, России как стране корпоративных неофитов отказа от старого доброго костюма пока опасаться не следует.