Американским окорочкам закрыли путь на российский рынок – это часть политики по превращению страны в великую мясную державу

Россия осваивает новый вид экспорта в Европу: не нефть и не газ, а мясо северных оленей. На минувшей неделе российские компании заключили в Берлине контракт на поставку 200 тонн оленины в Финляндию и 160 тонн — в Германию. Сделки одобрил лично первый вице-премьер Виктор Зубков. Это только начало, обещал он, через 4–5 лет Россия станет крупным экспортером мяса, прежде всего курятины. Такие задачи ставит перед правительством премьер Путин. Пока же все наоборот: Россия — крупный импортер. Но с мясным импортом чиновники успешно борются.
Всю прошлую неделю в Роспотребнадзоре шла научная дискуссия. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко спорил с замминистра сельского хозяйства США Джеймсом Миллером, можно ли использовать при обработке куриных тушек хлор. Российские специалисты считают, что нельзя — это зафиксировано в новых санитарных нормах производства курятины, вступивших в силу с этого года и закрывших американским окорочкам доступ в Россию. Теперь на российский рынок можно поставлять только курятину, очищенную от вредных бактерий с помощью более современной технологии — потоком холодного воздуха, в котором распылены уксусная и молочная кислоты.

Американцам пришлось выступить в непривычной роли защитников «проверенных временем» технологий, они напирали на то, что и на внутренний рынок США поступает та же обработанная хлором курятина, причем никто не жалуется.
Российские переговорщики тоже проявляли упорство, стараясь следовать напутствиям Владимира Путина. 14 января на совещании по развитию птицеводства в Ленинградской области премьер напомнил, что новые правила должны были вступить в силу еще год назад, но производителям, и российским, и иностранным, дали отсрочку, чтобы реконструировать оборудование под новые требования. «Надо было деньги вкладывать, не жадничать, своевременно все делать», — заключил премьер. По оценкам сенатора и основателя холдинга «Моссельпром» Сергея Лисовского, больших затрат модернизация не требовала, новые российские игроки изначально строили птицефабрики, приспособленные к бесхлорной обработке курятины, а реконструкция старых привела лишь к незначительному росту затрат: примерно 15–20 копеек на килограмм готового продукта.
К тому же у России есть еще один аргумент. Запрет на применение хлора вводится по примеру стран ЕС, которые отгородились от американских окорочков еще в 1997 году. В Москве сейчас модно заимствовать европейские стандарты, вот и до курятины дело дошло. Никакой политики. Правда, в случае с ЕС политика как раз была. «Ограничения доступа американской курятины были продиктованы стремлением Европы защитить свой рынок — это достаточно хорошо известно», — говорит президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. В 2008 году Еврокомиссия предложила снять запрет, ссылаясь на Европейское агентство по продовольственной безопасности. Оно заключило, что обработанное хлором мясо на самом деле не представляет опасности для здоровья. Однако правительства стран ЕС отвергли это предложение, прибегнув к довольно хитрым формулировкам. Например, заявили, что при потреблении обеззараженного хлором мяса «нет безусловных доказательств отсутствия вреда».
Похоже, и Россия идет по этому пути, правда, непонятно, почему именно сейчас. С американской курятиной у нас воюют почти десять лет, с тех пор как оформилось лобби отечественных производителей. Дешевые окорочка, в 1990-х занимавшие большую часть рынка, постепенно отступали и сейчас уже практически побеждены. Несколько раз их пытались запретить по медицинским соображениям. Среди оснований для запрета фигурировала и сальмонелла, и даже наличие мышьяка в нескольких партиях товара.
Но наиболее эффективным оружием с российской стороны стали импортные квоты, действующие с 2003 года. Ввозить курятину больше определенного количества просто запретили. Производителей говядины и свинины тоже защитили, но более мягко: импорт сверх квоты обложили повышенными пошлинами. Лишние барьеры сделали свое дело, рост цен на мясо ускорился. Минфин даже обвинял систему квот в ускорении инфляции.

В 2012 году «ножек Буша» на российском рынке должно стать еще меньше — 409 000 тонн. Это при условии, что удастся разрешить нынешний конфликт. С постепенным сужением российского рынка американские компании еще могли смириться, но потерять сразу 20% экспорта и около $800 млн для них слишком большой удар.
О силе американского куриного лобби ходят легенды, однако за прошедший десяток лет и в России сельхозпроизводители стали серьезной силой. Производство зерна теперь экспортная отрасль. Птицеводство за семь лет выросло почти в четыре раза. В прошлом году экономика в целом переживала спад, но в сельском хозяйстве был рост, пусть и небольшой. Все дело в господдержке, считают и чиновники, и производители. А раз так — помогать надо больше. В декабре президент Медведев на заседании Совета безопасности одобрил Доктрину продовольственной безопасности России. Документ предполагает, что потребность в мясе отечественный производитель должен обеспечивать на 80%, в молоке и молочных продуктах — на 90%, в зерне — на 95%. Сейчас на мясном рынке в целом импорт занимает примерно 35%, так что доктрина предполагает дальнейшие ограничения для заграничной еды. Ужесточение санитарных правил — один из возможных способов.
И все же убрать с рынка 600 000 тонн курятины — слишком сильный ход. И Виктор Зубков, и министр сельского хозяйства Елена Скрынник уверяют, что можно купить мясо у других продавцов, да так, что даже цены не вырастут. Найти такое количество курятины просто невозможно, уверен Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации, а то, что есть на рынке, дороже. Европейские куриные окорочка, например, на 50%. Бразильские экспортеры, узнав после нового года о российско-американском конфликте, сразу подняли цену на 15%. Юшин считает ситуацию результатом неграмотного лоббизма: «Жадность еще никто не научился контролировать».
Так что придется договариваться. Контуры компромисса прояснились к концу недели, после переговоров американской делегации с руководством РСПП. Производителям окорочков, скорее всего, дадут еще одну отсрочку — уже не на год, а на несколько месяцев.
За это время хотя бы часть американских экспортеров перестроится под новые требования. В итоге на российский рынок будет импортировано из США не 600 000 тонн курятины, а меньше. Недостающий объем заменят мясом подороже. Продовольственная безопасность требует жертв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *