Группа компаний S7 Владислава и Натальи Филевых стала владельцем плавучего космодрома «Морской старт».

Сумма сделки – около $160млн (примерно 10 млрд руб.). Это не заемные, а личные деньги акционеров, заявил Владислав Филев агентству Bloomberg. «На авиационном бизнесе Филевы заработали достаточно средств, чтобы их можно было направлять на другие проекты,– говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Они имеют финансовый ресурс, чтобы значительную часть сделки оплатить из собственных средств». Чистая прибыль авиакомпании «Сибирь» в прошлом году достигла 922,8млн руб., выручка– 82,2 млрд руб. По оценкам Forbes, состояние Филева в прошлом году оценивалось в 15 млрд руб. Но вопрос не в цене, которую бизнесмен заплатил за проект, а в сумме последующих инвестиций. Например, российская частная компания «Даурия аэроспейс» в2013г. привлекла $20млн от международного венчурного фонда I2BF, в том же году фонд «Сколково» выделил ей 150 млн руб. В 2015 г. фонд «ВЭБ-инновации» вложил в «Даурию» еще 60 млн руб. Первые два спутника компании были успешно запущены летом 2014 г., а в прошлом году «Даурия» продала их американской компании Aquila Space.

В «Морской старт» с момента создания в 1995 г. было вложено более $3,5 млрд. Это совместное предприятие РКК «Энергия» (25%), Boeing (40%), Aker Kværner (20%) и украинских компаний – КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (в сумме 15%). Тем не менее проект оказался убыточным. Причина– высокая стоимость обслуживания платформы при небольшом количестве запусков. В 2009 г. компания обанкротилась, ее долги составляли около $1 млрд. В 2010 г. иностранцы практически полностью вышли из проекта (у «Энергии» оказалось 95% акций), а в 2014 г. из-за конфликта сУкраиной, производившей ракеты «Зенит», запуски остановились.

Об интересе Филевых к «Морскому старту» впервые заговорили в марте этого года. Собеседники «Ко» объясняют это военным прошлым авиатора. Но перезапуск не будет простым. Отраслевые эксперты считают, что для реанимации проекта необходимо выполнить три условия. «Во-первых, найти стратегического партнера, а это не может быть сделано без участия государства. Во-вторых, необходимо понимание, что за ракета это будет и где начнется ее производство, поскольку доверия Украине в этом вопросе нет никакого. И,в-третьих, требуется передислокация самого проекта. Сейчас наземное оборудование находится в базовом порту в Калифорнии», – говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *