«В связи с укреплением рубля мы снижаем цены» – такие объявления брендовые магазины, сетевые ритейлеры (продуктовые и непродуктовые), производители бытовой техники и даже автомобильные концерны с начала апреля делают один за другим.

Евро за прошлый год укрепился на 87,7% (18 декабря его курс был установлен на уровне 84,59 руб.). С начала 2014г. максимальный рост доллара по отношению к рублю составил 113%, это произошло 3 февраля 2015 г., когда официальный курс составил 69,66 руб. С тех пор стал крепчать рубль – на 60% к евро и на 40% к доллару.

Но магазины не спешат менять ценники, и если делают это, то крайне осторожно. Многие, например, полагают, что снизили цены, пересчитав евро из расчета не по 80 руб., а по 70 руб. (на 17 апреля курс Центробанка составляет 52,88 руб. за евро). О снижении цен на 10% объявила Apple, но только компания почему-то предпочитает не вспоминать, что в результате двух повышений цен в прошлом году стоимость iPhone выросла примерно на 65–70%. Швейцарская часовая фирма Breitling объявила, что снизила с 15 апреля цены на 20% на весь модельный ряд. Некоторые бутики в ГУМе тоже опустили цены на 10–20%. О снижении цен объявил даже автоконцерн Renault-Nissan. Правда, на одну модель в базовой комплектации. До этого так же поступил по отдельным моделям Ford. Хотя здесь, скорее всего, причиной оказался демпинг со стороны GM: автопроизводитель уходит с российского рынка и снизил цены на 20% на весь модельный ряд.

Если говорить о продуктах питания, то на прошлой неделе почти все крупные ритейлеры объявили о снижении розничных цен. Правда, только на ряд продуктов, и всего на 10–15%. Например, в Metro Cash & Carry произошло снижение цен на импортируемые напрямую из-за рубежа овощи и фрукты на 10–11%, а также на рыбу и морепродукты на 10–15% по сравнению с началом января 2015 г. В «Ашане» цены на свежую рыбу с декабря 2014 г. снизились в среднем на 30%. Понятно, что происходит это из-за того, что новые партии товаров закупаются за границей уже из расчета нового, более сильного курса рубля. Здесь действует так называемый инерционный эффект.

Когда дорожал доллар, резкого роста цен на продукты не происходило. На те 113% продукты не подорожали, по крайней мере, не все. По официальным данным, инфляция составила по итогам прошлого года 14%, по неофициальным, много больше – 50–60% по разным видам товаров. Например, стоимость бананов на 100% зависит от доллара, картофеля – меньше. Были даже новогодние распродажи, поскольку товары, особенно бытовая техника, закупались по старым ценам, и выгоднее их было реализовать, а не складировать. Теперь ситуация развернулась, и импортеры не хотят уйти в минус, закупив товар по высокому курсу доллара. Если продавец монополист, то он вряд ли будет снижать цену. Его задача – получить максимальную маржу.

У производителя другие проблемы и факторы, влияющие на стоимость товара. Это покупательская способность и количество товара на рынке. Если в этом году будет хороший урожай, то цены упадут вне зависимости от курса доллара. В прошлом году, например, некоторые сельхозпредприятия запахивали поля с капустой, потому что собирать ее было экономически невыгодно. Все склады затарили, а на рынке переизбыток. Себестоимость товара выходила выше цены реализации. Другой пример: уже после введения антисанкций, в конце августа, некоторые совхозы Тульской области продавали яблоки на переработку по 5 руб. за килограмм плюс транспортные расходы – лишь бы не пропали.

Опрошенные «Ко» эксперты и участники рынка говорят о том, что при стабилизации курса ниже 50 руб. за доллар снижение цен на импортные товары неизбежно. Но не сразу, а с учетом инерционного эффекта. Впрочем, полностью прошлогодний рост цен отыгран не будет. Ведь есть еще плата за аренду, банковские кредиты, которые резко подорожали. И все разговоры сетевых магазинов о снижении цен – некое лукавство. Если капуста продается по 30 руб. за килограмм, то, продавая ее по 20 руб., ритейлер будет нести убыток. Это, скорее, маркетинговый прием, чтобы, снизив цены на отдельные продукты, привлечь покупателя, который будет приобретать и дорогие товары.

Заявления ритейлеров о снижении цен имеют иной подтекст, чем может показаться на первый взгляд. Цены достигли потолка, товарооборот падает, у покупателей нет денег. Представители среднего класса уже начали смотреть на ценники и ограничивать себя. Если раньше они покупали качественные продукты дорого, то теперь дешевые, и тоже дорого. Поэтому сетевым магазинам пришлось заморозить цены, но никто из них при этом не говорил, что снижают торговые наценки. Апосле этого они начали о том же переговоры с производителями. И это не результат падающего доллара, а эффект предела покупательной способности.

Павел Грудинин, генеральный директор Совхоза имени Ленина:

«Я уверен, что цены падать не будут. Мы покупали семена, удобрения для посевной этого года по высокому курсу доллара. Поэтому себестоимость произведенной нами продукции будет высокой. Даже если на рынке избыток товара, убыток показывать никто не захочет, а значит, все будут пытаться продавать подороже».

Игорь Николаев, директор

Института стратегического анализа ФБК:

«Ритейлеры, может быть, и снизят цены на отдельные товары, но в общем товарообороте это будет незаметно. Это такой грамотный пиар-ход, поскольку в феврале товарооборот розничной торговли упал на 7,7% в годовом выражении. Прогнозы, что с рублем будет все в порядке, что он окреп и все самое плохое позади, ничем не подкреплены. Наоборот, такой фундаментальный фактор, как состояние российской экономики, говорит об обратном. Помимо падения объемов розничной торговли, снизились объемы строительства (на 3,1%), промышленности (на 1,6%), инвестиции в основной капитал (на 7,5%). Когда при таких показателях сильно укрепляется национальная валюта, это только во вред. Это временно, и скоро будет разворот. Дотянет ли до лета это укрепление или нет? Ноточно разворот будет в этом году. Тем более что может подешеветь нефть плюс ожидается решение ФРС США о повышении ключевой ставки, что очень сильно сыграет против рубля».

Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка «БКФ»:

«С точки зрения нынешних цен на нефть, рубль выглядит перекупленным. И это связано с валютным рефинансированием Центробанка. ЦБ приступил к валютному рефинансированию банковской системы с помощью трех инструментов: прямое валютное репо – предоставление валюты под евробонды; валютные кредиты под валютные нерыночные активы, а также валютные СВОПы. Всумме это дало рынку около $30 млрд. Можно сравнить с суммой, которой, как считается, в середине декабря прошлогогода крупная нефтяная компания «повалила» российский валютный рынок, скупая доллары, чтобы расплатиться с кредиторами. Тогда на рынок было выброшено 625млрд руб., что позволило этой компании приобрести около $10 млрд и расплатиться с долгом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *