Когда-то индийское кино было обыкновенным опиумом для народа, а сегодня оно превратилось в стильный и современный продукт, разработанный на мощной финансовой базе: даже американским киноконцернам трудно конкурировать с Болливудом, особенно на его территории. И все же именно Болливуд по-прежнему остается символом мира удивительных красок.

ПАРИЖ-БОМБЕЙ

Самый первый на свете платный киносеанс состоялся в декабре 1895 года, а в июле 1896-го Бомбей уже смотрел «Прибытие поезда». И всего два года спустя – то есть очень скоро, особенно по тем временам – в брызгах «Политого поливальщика», комедии братьев Люмьер, взошел «Цветок Персии», первый короткометражный фильм индийского происхождения. Движущиеся картинки поразили воображение склонного к мелодраматизму населения страны, и в считанные годы новое для британской колонии явление превратилось в целую индустрию. Да, женские роли в фильмах все еще исполняли актеры-мужчины, а самая мощная студия, владеющая кинотеатрами в Калькутте, отвечала за производство и дистрибьюцию всего десяти фильмов в год, но важнейшее из искусств уже покорило Индостан.

Местные прокатчики быстро смекнули, что элитарному искусству на их почве не взойти, а интеллектуальные исследования по мотивам санскритских эпосов (такие, как первый полнометражный фильм «Раджа Харишчандра» Дадасахеба Фальке) – это чудесно, но народу нужнее мелодрамы: поруганная честь, охота на тигра, похищение ребенка и торжество над кастовыми врагами. Другой гениальной находкой стала ценовая политика: билеты в кино могли купить почти все, даже едва ли не нищие, а доплачивать приходилось лишь за лучшие места и чрезмерные удобства. Кроме того, прокатчики чутко реагировали на запросы малообеспеченных слоев населения, воспевая обиженных и угнетенных, поэтому народ массово и быстро подсел на кино, делая по копеечке большие кассы. Самое время было запеть – но кино все еще оставалось немым.

ДА БУДЕТ ЗВУК

14 марта 1931-го на экраны страны вышел первый звуковой фильм на хинди «Алам Ара», и осенью того же года кинематограф заговорил на телугу и тамильском, а некоторые актеры стали получать серьезные гонорары. Больше всего ценились те, кто умел петь, и довольно скоро появилось настоящее музыкальное кино, к концу 1930-х окончательно сформировавшее устойчивый жанр song-and-dance – он и определил направление развития кинематографа в целом.

С середины тридцатых на волне национально-освободительного движения стали появляться и остросоциальные картины – такие как фильм режиссера Р. С. Чоудхури «Гнев». А после Второй мировой, вместе с обретением независимости от Великобритании, кино стало инструментом культурного возрождения Индии и главным генератором национального самосознания: несмотря на утрату половины прокатной базы (которая в результате раздела Британской Индии досталась новообразованному Пакистану), кинопромышленность была нужна властям как магический бутерброд из хлеба и зрелищ. Чтобы не упустить идеологическую и коммерческую выгоду, правительство оперативно учредило Корпорацию финансирования кино (Film Finance Corporation) и отдала ее в подчинение Министерству финансов. Это было эффективное решение: объединившись, искусство и власть стали ежегодно выпускать сотни фильмов, каждый из которых реалистично описывал исторические и социальные перемены в индийском обществе и, конечно, формировал самосознание народа – пусть и голодного, зато гордого и самобытного. Неудивительно, что такое кино получило мощный отклик в Советском Союзе: великая любовь, привычная бедность, жалость, сочувствие и, конечно, музыка: она была как бы частью общего мироощущения героев, у которых просто душа поет, и сопротивляться этому нет смысла.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНД

На стыке сороковых и пятидесятых годов «золотой век» подходил в Голливуде к концу, а в Болливуде только начинался. Фильмы режиссера Гуру Датта приносили феноменальные прибыли, эпическая «Мать Индия» Мехбуба Кхана номинировалась на «Оскар», но самое главное, индийцы получили собственного образцового героя, «голубоглазого короля Востока», «индийского Чарли Чаплина» и просто «отца всего индийского кино» актера и режиссера Раджа Капура.

Фильмы «Бродяга» и «Господин 420» принесли ему всемирную славу. Первый до дыр затирали в прокате (в СССР он 4 раза повторно выпускался на экраны), а благодаря второму Капур окончательно заслужил сравнение с великим Чаплином: в фильмах, которые он сам режиссировал, актер выдавал свои лучшие образы, и как минимум на двадцать ролей (из более чем 60-ти) он дал согласие только с одной целью – добыть денег на съемки собственных картин. Трех-четырехчасовые исповеди Капура-режиссера покорили огромное количество зрителей во всех концах Земли, участвовали в конкурсных программах ведущих европейских кинофестивалей, и на некоторых получали специальные призы и гран-при. К концу 50-х за Раджем Капуром окончательно закрепился образ знаменосца независимой Индии и культурного посла индийского народа.

ДРУГОЕ КИНО

Вместе с коммерческим, массовым кинематографом, которое олицетворял Капур, в Индии развивалось и «параллельное кино»: появился отмеченный главным призом Каннского кинофестиваля «Город в долине» режиссера Четана Ананда, «Два бигха земли» Бимала Роя и «Песнь дороги», дебют Сатьяджита Рая. Кстати поговаривают, что именно он написал сценарий, который назывался «Инопланетянин» и вдохновил Стивена Спилберга на нетленный «E.T.». Но даже не сняв своего «E.T.», Сатьяджит все равно вырос в легенду индийского и мирового кино и стал первым индусом-обладателем «Оскара». А от золотых берлинских медведей и венецианских львов у Рая наверняка поскрипывали полки.

Большая часть артхаусных фильмов Рая и таких признанных во всем мире режиссеров, как Ритвик Гхатак, Мринал Сен, Адур Гопалакришнан, Мани Кол и Буддадев Дасгупта, была снята при поддержке Индиры Ганди: в 60-х она занимала должность министра информации и радиовещания Индии.

Не стояла на месте и техническая сторона: например, оператор Субрата Митра придумал технику создания эффекта отраженного света с помощью рефлектора, а тот же Рай – прием негативного «обратного кадра». Так что индийские фильмы регулярно участвовали в программах европейских кинофестивалей 50-60-х годов, а имена Сатьяджита Рая, Ритвика Гхатака и Гуру Датта можно встретить в каждом списке «100 выдающихся режиссеров всех времен и народов».

БУГИ-ВУГИ МУМБАЙ

В 70-х авторское кино в Индии продолжало славные традиции 60-х, хотя авторы и исполнители были все те же, а массовый, коммерческий кинематограф требовал перемен: зрители переросли мелодраматические истории и героев-бродяг, они хотели видеть индийских Делонов и Бельмондо, Редфордов и Иствудов, Чарльзов Бронсонов, наконец.

В итоге появились «Месть и закон» с Амитабхом Баччаном и «Танцор Диско» с Митхуном Чакроборти, но из-за того что производство таких лент тоже было поставлено на поток, многие из них, пусть даже и с Чакроборти (снявшимся на сегодняшний день в 318 картинах) свидетельствуют, скорее, о деградации отрасли. Впрочем, в семидесятые мировое кино вообще переживало эпоху относительного застоя, а количества произведенных это время полицейских фильмов и боевиков категории «Б» хватило на два десятилетия вперед. В Индии львиную долю такого кино поставлял малаямоязычный юг страны, а один из первых звездных актеров, каскадер Джаяну, не успел добиться славы Сталлоне и Шварценеггера только из-за внезапной смерти на съемочной площадке очередного блокбастера.

К началу 90-х количество переросло, наконец, в качество: в кино появились Шах Рух Кхан, Салман Кхан и Аамир Кхан, которые и сегодня задают тон в Болливуде. Кстати, несмотря на правопреемственность и династийность индийского кино, эти трое друг другу не родственники, хотя фамилия Кхан в нынешнем тысячелетии стала символом редкостного успеха: в титрах самых кассовых индийских фильмов обязательно фигурирует имя одного из Кханов – как правило, рядом с фамилией Капур, влияния которых никто, конечно, не отменял. Сейчас символом этого звездного рода считается внучка Раджа Капура – Карина.

НУАР И ДРУГИЕ

В Индии гангстерское кино и фильмы нуар стали популярными, пожалуй, позже чем в других странах. Зарождение жанра, позже названного «мумбаи-нуар», началось с малобюджетного «Предательства» Рама Гопала Вармы, а вылилось в целую поросль индийских тарантино, по-новому выписывающих социальные проблемы мумбайского дна и преступного мира в таких картинах как «Танцующая на грани» Мадхура Бхандаркара, «Черная пятница» Анурага Кашьяпа, «Спасибо Маа» Ирфана Камала, и, конечно, «Расплата за все» Рама Гопала Вармы. Режиссеры новой волны старательно работают над изменением в массовом сознании образа болливудского фильма, и благодаря им он в последнее время больше похож не на «Зиту и Гиту», а на «Миллионера из трущоб», который, хоть и снят в Индии с местными актерами, все же поставлен британским режиссером.

ТАКАЯ РАЗНАЯ ИНДИЯ

Для многих индийское кино и болливудское – это синонимы, однако ленты, произведенные в разных штатах страны, отличаются друг от друга так же как победители фестиваля независимого кино «Санденс» от лауреатов «Золотой малины»: страна одна, а фильмы – очень разные. Кроме всем известного Болливуда, есть еще Толливуд (бенгальский кинематограф), Сандалвуд (киноиндустрия штата Карнатаки), Олливуд (кинематограф Орисса) и множество других «вудов», включая телугу– и тамильскоязычное кино, которые вместе с Болливудом входят в тройку гигантов индийской киноиндустрии. Свое кино снимают даже в штате Гоа, а ведь есть еще малаямоязычное кино, уже упомянутое в связи с боевиками из 70-х, и бенгальскоязычное, легендой которого и был режиссер Сатьяджит Рай.

И все же именно Болливуд по-прежнему остается символом мира удивительных красок, прекрасной музыки и умопомрачительных нарядов – мира, где через три часа непременно наступает хэппи-энд и бесконечная любовь. Хотя бы на экране.

ФАКТЫ ОБ ИНДИЙСКОМ КИНО

1. Музыка в индийском кино нужна не только для полноты картины, но и как серьезный финансовый аргумент: она приносит 4-5 % дохода от самой ленты, а саундтреки составляют 48% продаваемой в Индии музыки.

2. Индийский кинематограф один из самых многоязычных – кроме хинди, телугу, и тамильского, здесь в ходу каннада, маратхи, малаялам, бенгальский, бходжпури, гуджарати, ория, панджаби, ассамский, раджастханский, конкани, сантали, харьянви, кодагу, майтхили, садри, непальский, рангпури, самбалпури, мишинг и даже английский.

3. Не только режиссеры-претенденты на «Оскар» любят разгонять свои фильмы до максимально возможного хронометража. Индийские фильмы короче двух часов – крайне редкое явление, а продолжительнее трех – совсем не раритет. Средняя продолжительность ленты – около 150 минут.

4. В десятке иностранных фильмов-рекордсменов советского кинопроката – три индийских картины: «Бобби», «Танцор диско» и «Мститель». Каждый из них посмотрели более 60 миллионов человек.

5. Известные спортсмены стремятся попасть не только в Голливуд: в конце 2012 года известный бразильский футболист Роналдиньо отправился в Индию для съемок в проекте под рабочим названием «Роналдиньо против пришельцев», основанном на идее американского фильма «Космический джем» с Майклом Джорданом.

6. Самым высокооплачиваемым актером Индии (в среднем около $8 млн за роль) является звезда тамильскоязычного кино – Раджиникант, больше которого в Азии зарабатывает только Джеки Чан.

7. По объемам производства Индия находится на первом месте в мире. Голливуд, как ни странно, занимает лишь третье, а на втором расположилась Нигерия.

САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ ИНДИИ (млн €) 

1. Три идиота (Three Idiots, 2009) – 54,8 

Захватывающее путешествие двух друзей в поисках третьего, полное забавных событий и ностальгических воспоминаний.

2. Телохранитель (Bodyguard, 2011) – 32,8 

История супермена-телохранителя, готового защищать свою взбалмошную подопечную – дочь финансового магната. Даже от самой себя.

3. Бесстрашный (Dabangg, 2010) – 30,6 

Классическая индийская лента о борьбе за справедливость благородного рыцаря.

4. Дон. Главарь мафии-2 (Don 2, 2011) – 29,3 

Продолжение истории индийского наркобарона, в которой он, покорив всю Азию, переходит к завоеванию Европы.

5. Случайный доступ (Ra.One, 2011) – 28,8 

История программиста, который находит общий язык с сыном-подростком лишь в процессе создания суперзлодея для видеоигры.

6. Меня зовут Кхан (My Name Is Khan, 2010) – 28,5 

Битва за любовь пары разных вероисповеданий на фоне событий 11 сентября 2001 года.

7. Огненный путь (Agneepath, 2012) – 27,5 

Герой стремится во что бы то ни стало вернуть доброе имя своего покойного отца, осуществляя возмездие виновным в его смерти.

ФАНАТ СО СТАЖЕМ

Владислав Сурков, глава аппарата правительства, поделился секретом: «В детстве я любил индийское кино. Я и сейчас его люблю, только тайно – потому что почему-то среди моих нынешних знакомых не принято смотреть болливудские фильмы. А тогда – давно уже – другие мои знакомые меня понимали. Мы брали билеты на «Рама и Шиама» на места в восьмом ряду».

БОЛЬШЕ КАПУРА!

Основателем династии Капуров был отец Раджа – Притхвирадж. Третьим поколением стали три сына Раджа: Рандхир, Риши и Раджив. Самый громкий успех достался среднему – Риши, а Рандхир грамотно вложился в будущее, воспитав дочерей Каришму и Карину Капур. Но и сын Риши – Ранбир – уже отметился десятком ролей в Болливуде, и о нем начинают говорить как о будущей суперзвезде. Вот-вот дебютирует в кино и один из самых младших внуков Капура – Арман Джайн.

НЕ МОЛЧИ, ЖЕНЩИНА!

Топ-5 самых сексуальных актрис индийского кино

5. Карина КАПУР

Попробуй сказать во всеуслышание, что Анна Михалкова – отстой, и потом сделать карьеру в российском кино. Вот и в Индии про Карину Капур принято говорить только хорошее, и надо сказать Карина почти всегда этого заслуживает. А Анна Михалкова вообще самая прекрасная актриса России.

Приглядись к Карине в «Дон. Главарь Мафии» и «Три идиота».

4. Мадхури ДИКШИТ

Ее экранное альтер эго было предопределено судьбой: Мадхури родилась в семье, принадлежащей к высшей касте, и в 90-х играла индийских леди, утонченных и богатых, которые тоже плачут (а еще поют и смеются в конце). Сейчас госпожа Дикшит – ягодка опять, и продолжает волновать горячих индийских отроков.

Убедись в этом, посмотрев «Девдас» и «Сумасшедшее сердце».

3. Калпана АЙЕР

Болливудская Любовь Полищук и Ева Мендес в одном флаконе не может похвастаться обилием главных ролей, зато более горячей штучки в индийском кино 80-х, пожалуй, не было: Калпана пела, танцевала и почти всегда исполняла антагониста главной героини.

Освежи память фильмами «Тернистый путь любви» и «Танцор диско».

2. Приянка ЧОПРА

Те, кто старается как можно реже смотреть обе части «Дон. Главарь Мафии», может считать себя защищенными от странного культурного феномена – трехчасовой эрекции. Если ты такой ерунды не боишься, смотри еще «Случайный доступ» и «В плену у моды».

1. Айшвария РАЙ

Даже если ты не знал ее имени, то почти наверняка видел голливудские удачи голубоглазой индийской красавицы – например, «Последний легион», где от «Мисс Мира-94» теряет голову сам Колин Ферт.

Еще больше Айшварии в картинах «Принцесса специй» и «Азарт любви».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *