Кто хотябы раз страховал свой автомобиль вавтосалоне непосредственно после покупки, неизбежно сталкивался сситуацией, когда примерно через 11месяцев после этого знаменательного события наступал настоящий кошмар: телефон раскалялся отзвонков желающих «оказать содействие» воформлении полиса каско.

Уже непервый год мечтаю найти того «заботливого» сотрудника автосалона или страховщика, который послал мне «черную метку», внеся мобильный телефон вкакую-то свою «секретную» базу данных, доступ ккоторой, как иногда кажется, может получить буквально любой желающий. Нонаэтот раз ставшие неприятным, нонеобходимым ежегодным развлечением звонки неожиданно оказали мне неоценимую услугу.

Устав отдонимающих каждый день страховых брокеров, ярешил ради приличия поинтересоваться стоимостью полиса каско. Озвученная цифра повергла внастоящий шок. Сумма оказалась ровно вдва раза больше, чем всентябре прошлого года. Объяснение было ожидаемым: курс доллара, рост цен наавтозапчасти ит.п. Врезультате нехитрых вычислений стало понятно: вместо прошлогодних 4,5% отоценочной стоимости автомобиля сменя пытаются содрать более 10%.

Несопоставимость цены полиса каско состоимостью автомобиля особенно заметна нарынке trade-in, говорит заместитель генерального директора постраховой телематике Meta System Rus Тимур Кузеев. Эксперт отмечает, что стоимость страхования трехлетнего автомобиля составляет теперь не менее 12–15% отоценочной стоимости.

Страховка отдоллара

«Спервого квартала текущего года изменение тарифов наавтокаско носило исключительно локальный характер– они менялись как вменьшую, так ивбольшую сторону, взависимости отизменения риска угонов поотдельным моделям, атакже стоимости запасных частей нанекоторые модели», – говорит руководитель управления андеррайтинга компании «Альфастрахование» Илья Григорьев. Он апеллирует кданным официальной статистики: если взять средний тариф вIV квартале 2014г. исредний тариф воII квартале 2015г. поТоп‑12 компаниям рынка каско, томы действительно увидим, что изменение составило ничтожные 0,03пп.– средний тариф вырос с5,29 до5,32%. Конечно, вданном случае нужно иметь в виду, что проценты могли остаться примерно напрошлогоднем уровне, покрайней мере, официальные, ностоимость автомобилей выросла, азначит, невпроцентном, авденежном выражении каско все-таки подорожало. «Если брать наш портфель вцелом, топосравнению сначалом текущего года иконцом прошлого года средний тариф демонстрирует снижение, которое вызвано более широким использованием франшизы, атакже большей доли безубыточной пролонгации, – успокаивает Илья Григорьев, нотутже признает. – Средняя премия (вденежном выражении.– Прим. «Ко») вследствие роста стоимости автомобилей идет вверх. Средняя стоимость владения каско увеличилась примерно на30–40% посравнению спрошлым годом. Конкретная величина определяется тем, насколько изменилась стоимость конкретных марок». Нозапросив оценку стоимости полиса наотдельно взятый автомобиль иконкретного водителя, корреспондент «Ко» так инесмог получить конечную цифру! Сотрудники страховых компаний просто отказывались ее называть потелефону, рекомендуя подъехать вофис. Такую скрытность один изстраховщиков объяснил указаниями руководства компаний, которые нехотят придавать огласке столь значительный рост тарифов, который неотражен вофициальной статистике: «Нам проще при личной встрече объяснить клиенту, что есть возможность снизить цену засчет применения франшизы, чем сразуже услышать короткие гудки после того, как клиент услышит кратно выросшую цену каско», – пояснил наусловиях анонимности сотрудник одного крупного страховщика вМоскве.

«Несмотря нато, что стоимость полисов каско наотдельные марки имодели выросла почти двукратно, официальная статистика показывает в среднем порынку всего лишь 15-процентное увеличение стоимости проданных полисов каско посравнению спервым полугодием 2014г.», – подтверждает руководитель проектов «Русского автомотоклуба» (РАМК) Наталья Дронова. «Сначала года было две волны подорожания полисов каско, нанекоторые модели стоимость каско выросла вдва иболее раза: с4–5% до10–15% отстоимости автомобиля. Стоимость каско наавтомобили премиальных брендов выросла, конечно, меньше, норяд страховщиков либо вовсе отказался отстрахования «премиума», либо серьезно ограничил сегмент авто, которые страхуют помодели, стажу, возрасту водителей», – нехочет покрывать сговор страховщиков председатель совета директоров группы «Модус» Алексей Лещенко.

«Сначала года рубль подвергся сильной девальвации, иего курс заэтот период поотношению кдоллару иевро упал почти вдвое. Это повысило расходы страховых компаний повыплатам, ведь стоимость запчастей для автомобилей импортной сборки существенно выросла, поскольку цена новых деталей составляет около 50% всех трат наремонт авто, – рассуждает генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «Автоспеццентр» Алексей Гуляев. – Спадением курса рубля увеличилась стоимость исамих машин врублевом эквиваленте, апоскольку цена полиса каско формируется израсчета определенного процента отстоимости авто, товместе сподорожанием ТС дорожает икаско». Вродебы все достаточно логично, однако есть одно «но», окотором истраховщики, идилеры стараются неупоминать: стоимость полисов увеличилась вдвое, авот цену автомобилей ниодин издилеров вслед закурсом доллара иевро автоматически неповысил, максимальный рост ценников составил порядка 40% наотдельные модели икомплектации. «Безусловно, страховые компании закладывали эти риски (возможного резкого повышения стоимости авто уже вовремя действия полиса.– Прим.«Ко») еще впервые волны кризиса. Ктомуже ряд автопроизводителей сейчас продают свои модели науровне или даже чуть ниже их себестоимости– внадежде надальнейшую прибыль спродажи оригинальных запчастей наних вбудущем», – говорит Наталья Дронова. Получается, что объективных причин для кратного роста стоимости полисов нет– сами страховщики, понеся убытки врезультате резкой девальвации рубля, решили перестраховаться ифактически предлагают клиентам переплатить, сразу компенсировав гипотетические потери отдальнейшего падения курса нацвалюты до80–100–120руб. задоллар. Еслиже этого непроизойдет, торазницу вцене полиса каско можно будет записать себе вприбыль.

Тариф «Заградительный»

Чтобы оправдать кратное повышение стоимости полисов, страховщики ищут хоть какие-то причины. Как это часто бывает, когда резонных аргументов нет, вход идут отсылы кмифическим убыткам отвсплеска мошеннических действий сзастрахованными авто иугонов, который якобы произошел одновременно сдевальвацией рубля. Ноофициальная статистика эту версию неподтверждает, покрайней мере, почасти угонов. Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Виктор Коваленко раскрыл статистику угоняемости запервые шесть месяцев текущего года: сначала года зафиксировано более 5,1тыс. автоугонов, что на12% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

Наиболее популярной у злоумышленников стала Mazda3 (угнано 150машин) иLada Priora. Также успехом пользуются Kia Rio (угнано 120 машин), Hyundai Solaris (угнано 110 машин), Ford Focus, Range Rover ипочти весь модельный ряд Toyota. Нопокакой-то удивительной причине ниодна изуказанных моделей непопала врейтинг тех авто, каско накоторые подорожало сильнее всего. Пословам Алексея Лещенко, наибольший рост продемонстрировали полисы намоделиInfinity FX, Lexus GS, BMWX5, BMWX6. Рост тарифов каско вданном сегменте значительно выше, чем удорожание запчастей иавтомобилей, как раз всвязи свысоким уровнем мошенничества иугонов, констатирует эксперт.

Сложно выделить конкретные модели, подорожавшие большего всего, скорее можно говорить, что повышение впервую очередь коснулось моделей «массового» спроса стоимостью до1млн руб., которые втекущем году испытали наименьшее снижение объемов продаж (корейские марки). Также ощутимо выросли тарифы наавто спробегом. Многие компании отказывались страховать автомобили спробегом вначале 2015г., потом ряд страховщиков открыл продажи, носильно вырос тариф и/или обязательно стала применяться франшиза. Для примера: страховка каско наBMW 5-йсерии 2010г. выпуска в2015г. возможна наусловиях пролонгации втойже страховой компании без скидки исприменением франшизы 30000руб. при стоимости каско 10% отстоимости автомобиля, апереход вдругие СК либо невозможен, либо действует тариф «заградительный» (от18 до26%). Причем это расчет при отсутствии заявленных убытков впредыдущий период. «Например, виюле 2014г. каско наToyota Land Cruiser 200стоило около 150000руб., виюле этого года – уже всреднем 280000 руб. Нонужно учитывать, что тарифы очень сильно различаются уразных компаний. Унекоторых страховка доходила до500 000руб.», – рассказывает руководитель отдела страхования икредитования суперавтомаркета «Формула 91» Анастасия Кушнарева. Поее словам, некоторые компании вообще отказались страховать определенный ряд европейских марок, так как это стало слишком убыточным.

Финансовая нестабильность ведет кувеличению случаев мошенничества настраховомрынке. Причины разные: кто-то, предъявив подложные документы, хочет получить возмещение, которое без этих «бумажек» ему не положено. Некоторые владельцы кредитных транспортных средств сталкиваются сосложностями вобслуживании займов ирешаются наотчаянный шаг: загоняют свою машину влес иподжигают, либо топят вреке. Получив возмещение, они часть денег «честно» выплачивают банку, аостальные кладут себе вкарман, даже неотдавая отчет, что совершают уголовное преступление. Поймать таких бытовых горе-мошенников, пытающихся решить свои финансовые проблемы засчет страховщика, несоставляет труда. Гораздо опаснее организованные группы, которые используют куда более изощренные схемы обмана страховых комиссаров.

«Одна израспространенных схем мошенничества с«тоталем»– это страхование уже разбитого ТС, возможно, внескольких страховых компаниях. Также недавно выпущенные модификации старых моделей претерпели изменения, которые делают полную конструктивную гибель более вероятной. Например, Hyundai Solaris иKia Rio сосветодиодными элементами вфарах, из-за чего стоимость ремонта при переднем ударе (бампер, две фары) увеличивается вразы», – раскрывает секреты мошенников директор пострахованиюIntouch Василий Бусаров. Распространены случаи разбора ТС назапчасти иинсценировки угона– данный вид мошенничества стал более распространенным засчет того, что цены назапчасти выросли больше, чем наавтомобили. Кроме того, нарост мошенничества впоследние пару лет оказали влияние законодательные нововведения: например, распространение закона «Озащите прав потребителей» настраховые выплаты. Благодаря этому, мошенники могут дополнительно кстраховой выплате получить через суд штраф вразмере 50% отвыплаты. Также проблемы нарынке ОСАГО вызвали рост числа юридических посредников для ведения судебных тяжб состраховыми компаниями, что провоцирует бытовое мошенничество.

Сотня спартанцев вкаско

Продажи полисов каско демонстрируют рекордное падение: поданным ЦБ, впервом полугодии 2015г. страховщиками было заключено 1,9млн договоров, что на24% меньше, чем зааналогичный период прошлого года. «Восновном подобная динамика всегменте каско обусловлена падением авторынка: поданным комитета АЕБ, объем продаж легковых илегких коммерческих автомобилей вРоссии завосемь месяцев сократился на33,5% посравнению сАППГ. Причиной тому– сокращение объемов автокредитования как физических, так июридических лиц: высокая ставка рефинансирования вусловиях снижения покупательной способности иреальных доходов граждан, ухудшения их материального благосостояния создает высокие риски для кредитных отношений», – перечисляет негативные факторы директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Поскольку большинство автокредитов выдается только при условии страхования транспортного средства покаско, окончательное решение окредите принимается гражданами сучетом как процентных ставок, так истоимости автострахования, которое прибавляет значительную сумму кпервоначальному взносу.

Тимур Кузеев говорит, что ситуация значительно хуже, чем это пытаются представить сами участники рынка. Поего оценкам, падение объемов рынка каско вконце лета составило до50%. Иэто еще непредел. «Сегмент автострахования сегодня часто балансирует награни убыточности, ивтом числе из-за порочной практики прошлых лет, когда компании платили завышенные комиссии посредникам ипокрывали убытки неизрезервов, азасчет привлечения новых клиентов. Еще невсе компании смогли выбраться изэтого порочного круга», – напоминает заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор Александр Цыганов. Именно поэтому отдельные компании решили сделать паузу ивыставили «заградительные тарифы» покаско, чтобы дождаться стабилизации рынка инетерять деньги напродаже страховок. «Мы прогнозируем изменение структуры портфеля каско всторону продуктов сограниченным покрытием», – добавляет директор филиала компании «Росгосстрах» вСанкт-Петербурге иЛенобласти Игорь Лагуткин. «Те автостраховщики, которые вслед заростом убыточности проводят санацию портфелей (повышают тарифы иотказываются отвысокоубыточных клиентов), несмотря насокращение страховых взносов, останутся надежными исмогут выполнять свои обязательства вполном объеме– финансовые показатели таких компаний улучшатся», – считает директор постраховым рейтингам RAEX («Эксперт РА») Наталья Данзурун. Страховщики, которые решили нарастить объем взносов засчет сохранения низких тарифов ипривлечения клиентов тех компаний, которые повысили тарифы, скорее всего, несмогут сформировать резервы вдолжном объеме. При наступлении страховых случаев клиенты таких компаний будут испытывать трудности сполучением выплат вполном объеме. При реализации наиболее негативного сценария страховщики, проводящие политику демпинга, начнут массово покидать рынок, заключает эксперт. «Аесли учитывать общую политику Центрального банка Российской Федерации, который принял очень жесткие, носправедливые условия работы для страховщиков сточки зрения их активов, мы можем наблюдать ситуацию, когда кI кварталу следующего года может остаться небольше 100компаний изсегодняшнего списка активных страховщиков (сейчас их порядка 250.– Прим. «Ко»)», – прогнозирует Тимур Кузеев. Тоесть срынка могут уйти более 60% игроков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *