В сентябре в Gagosyan Gallery на фабрике «Красный Октябрь» в Москве прошла странная выставка. Один из крупнейших галеристов мира Ларри Гагосян привез в Москву самых востребованных современных художников, но все их работы экспонировались без аннотаций. Как потом объяснял сам Гагосян — для того, чтобы зритель выбирал то, что ему по вкусу, не ориентируясь на раскрученные имена. Московские зрители такого концептуального подхода не поняли и шептались: «А кто это? Почему же нет подписей?» Но выставка все равно стала одним из самых громких культурных событий 2008 г. И безусловно, одним из самых модных.
Центры современного искусства в уходящем году превратились в главное место встречи столичного бомонда, а поход в выходные на выставку — в такой же ритуал для москвичей, как поход в кино несколько лет назад. Женские журналы выносят всевозможные галереи на первые места своих рейтингов пафосных заведений. Глянцевый Harper`s Bazaar объявил, что лучшая профессия для модной девушки — галерист. А на форумах и в блогах постоянно появляются записи с обсуждениями той или иной выставки.
Москва стала одним из центров мирового современного искусства. За год здесь открылись десятки новых галерей и прошли сотни выставок российских и западных авторов. И хотя вокруг бушует кризис, мир художников торжествует: в сентябре выставкой самого дорогого современного российского художника Ильи Кабакова открылся центр современной культуры «Гараж», в ноябре появился клуб-галерея «Электросвет», в декабре на территории «Красного Октября» заработал Baibakov art projects.
«Да и все старые места получили новую жизнь, — говорит Николай Молок, главный редактор журнала “Артхроника”. — Людям надоело ходить на концерты, и они пошли в галереи. Это просто мода». По его словам, арт попал в мейнстрим, потому что росли цены: в этот бизнес пришли серьезные люди и хорошо его раскрутили. Тот же «Гараж», например, принадлежит Даше Жуковой, подруге бизнесмена Романа Абрамовича. И этот центр стал «итогом интереса олигархата к искусству», говорит Молок.

По пути такого смешения жанров пошли уже многие: «Электросвет» — проект художника Евгения Митты — вообще скорее ресторан, чем выставочный комплекс. Огромная барная стойка, диваны и столики, а на стенах — картины современных художников. Экспозиция будет меняться раз в полгода. В Арт-центре на Плющихе есть роллердром, танцпол и интернет-кафе. Новый проект К35 еще более странный — он состоит из двух частей: бутика «Кашемир и шелк» в торгово-выставочном центре «Крокус-Экспо» и художественной галереи на Саввинской набережной, в районе модных магазинов.
«Когда мы говорим, что галереи стали частью стиля жизни, мы имеем в виду людей, для которых поход в галереи — это время модного времяпрепровождения, — объясняет галерист Марина Лошак. — Хорошо одетые люди ходят сюда примерно так же, как в фитнес-клуб».
Современное искусство будут предлагать все больше и больше, предрекает Денис Лукашин, генеральный директор компании «Арт Консалтинг», которая осуществляет экспертизу произведений искусства. «Мы советуем клиентам не просто вкладывать деньги в отдельные предметы, — рассказывает он. — Если есть возможность, надо покупать женам галереи и создавать информационные поводы, выбрав одного художника. Тогда он будет модным, узнаваемым и на его работы будут устойчивые продажи».
Правда, многие галеристы не любят говорить о бизнесе, называя себя популяризаторами, уточняет Молок из «Артхроники». «На западе слово “галерист” вообще не используется, там есть слово “дилер”», — рассказывает он. Так что бизнес, конечно, важен.
Самое главное для галерей и центров современного искусства — это экспозиция. Даша Жукова привезла ретроспективу Ильи и Эмили Кабаковых. Если учесть, что в феврале картина Кабакова «Жук» была продана на лондонском аукционе Phillips de Pury & Co. за £2,9 млн ($5,84 млн), то это была одна из самых престижнейших выставок сезона.
Российские галереи влились в мировой арт-процесс. Жесткий конкурс на участие в швейцарской ярмарке «Арт-Базель» прошла галерея XL. Там же Роман Абрамович вызвал фурор, купив скульптуру Джакометти за $14 млн. Осенью российская компания Mercury — крупнейший импортер товаров люкс-класса — купила британский аукционный дом Phillips de Pury. Это один из главных продавцов современного искусства в мире, именно на этом аукционе был продан «Жук» Ильи Кабакова. По словам Молока, лет пять назад в Москве коллекционировали произведения искусства человек 50. Сегодня таких сотни, если не тысячи.
Хотя уверенности в том, что новые галереи будут открываться и в следующем году, уже нет ни у кого. Из-за кризиса уже отменили несколько выставок, в том числе братьев Гао в Gallery One. Айдан Салахова сказала Newsweek, что будут отложены дорогие по себестоимости проекты. Марат Гельман посетовал, что «потерял деньги на акциях рухнувших компаний, вроде “Тройки Диалог”, а было много художественных проектов, на которые эти деньги можно было потратить».
А вот молодая галеристка Мария Байбакова смотрит в будущее оптимистичнее. Она выросла в Нью-Йорке и много лет прожила в Лондоне. Районы вроде нью-йорскского Челси, где сконцентрировано большинство маленьких частных музеев, есть почти в любом крупном городе. И привычка ходить по галереям там тоже есть почти у всех. В 2008 г. такая привычка, кажется, появилась и в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *