Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин выступил со странным предложением: создать в России систему православного банкинга. На первый взгляд предложение это кажется нелепым, ведь законы финансового рынка не зависят от конфессии. "Не очень понятно, что именно имеет в виду Чаплин. Возможно, чтобы у церкви был свой банк? По образу Ватикана? Боюсь, времена уже не те. Сейчас борьба с "отмыванием" набирает обороты по всему миру. Даже к Банку Ватикана были вопросы. И штрафы за сомнительные транзакции. Поэтому создать что-то подобное в России сейчас не стоит и пытаться", — комментирует директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.

Однако, приглядевшись внимательно, можно предположить, что если бы Православная церковь и дружественные к ней предприниматели проявили настойчивость, идея могла бы реализоваться.

Как у мусульман

Всякий бизнес начинается с клиентуры, а церковь, объединяющая миллионы верующих — готовая клиентская база. Что касается особенностей православного банкинга, то тут за образец должен быть взят процветающий исламский банкинг.

Христианство и ислам — родственные религии, и в отношении к финансам их объединяет негативное отношение к ростовщическому проценту. В ХХ веке исламские экономисты смогли найти альтернативные формы оформления финансовых сделок: вместо кредитования банк занимается участием в проекте, то есть становится чем-то вроде инвестиционного фонда. Вкладчики формально являются не вкладчиками, а соинвесторами банка, ожидая от банка не процента, а доли от прибыли. "Исламский банкинг основан на сотрудничестве банка и клиента в проекте, — поясняет специалист по мусульманскому финансированию, партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов. — Основной принцип — совместное участие в рисках проекта и прибыли. Отсутствие гарантированного фиксированного дохода и возможность несения убытков делает банки более осторожными в отборе проектов для финансирования и вовлекает их в активный мониторинг проектов. Эти же причины предотвращают появление "мыльных пузырей" и участие в рискованных проектах. Именно поэтому исламские банки менее болезненно пережили кризис 2008 г. Кроме того, запрещено инвестирование в социально вредные проекты, как, например, производство или торговля алкоголем, табачными изделиями, оружием, порнографией, поддержка производств с использованием детского труда и т.п.".

Так что буквально все принципы мусульманского финансирования могли бы взять на вооружение и православные банкиры.

Православный банк

Есть еще одно немаловажное обстоятельство: сегодня финансы РПЦ чрезвычайно децентрализованы и распределены по неформальным каналам. Приходской священник получает доходы часто в наличной, а иногда даже в натуральной форме. Освобождение церковного бизнеса от налогов прозрачности тоже не способствует. Но так ведь будет не всегда. По мере того как церковные финансы и, в частности, благотворительные пожертвования на церковь будут приобретать цивилизованную безналичную форму, может встать вопрос о централизации их в церковном банке.

Основа для него уже есть — это банк "Пересвет", акционером которого является Патриархия. Банк с активами свыше 110 млрд руб. на октябрь 2014 г. занимал по размерам активов 62-е место в стране, большая часть его активов — около 75 млрд руб. — приходится на кредиты предприятиям. Именно в "Пересвет" были переведены финансовые потоки Патриархии после отзыва лицензии у банка "Софрино". В апреле 2012 г. финансово-хозяйственное управление РПЦ выкупило 19,9% акций "Пересвета" у московского нефтетрейдера Виталия Саввина, получив почти контрольный пакет — 49,99%. Вторым по величине акционером является Экспоцентр, в помещении которого банк и находится. "Финансовое положение и рыночные позиции банка "Пересвет" весьма устойчивы. При этом, несмотря на участие в капитале кредитной организации Русской православной церкви и "соответствующее" название, банк обслуживает широкий круг компаний из различных отраслей экономики, малый и средний бизнес, то есть является универсальным кредитным учреждением", — констатирует старший аналитик ИК "Велес капитал" Юрий Кравченко. Известно, что среди клиентов "Пересвета" были аэропорт Пулково и петербургская "Дирекция транспортного строительства". Правда, пока банк практически не работает в сегменте розничного бизнеса: вклады составляют менее 6% его активов. Однако можно представить себе ситуацию, когда возникает идея создания общероссийского православного розничного сегмента, и священники начинают побуждать паству заводить карточку в "правильном" банке. Согласно социологическим опросам, в России свыше 5 млн активных воцерковленных верующих. Если предположить, что, скажем, 20% воцерковленных станут клиентами банка, то мы уже получаем более 1 млн держателей карт, что сразу вводит православный банк в Топ-20 российских розничных банков, примерно на уровень банков "Возрождение" и ОТП.

"В целом идея создания православного банкинга не так уж и плоха, — заявил "Ко" на условиях анонимности руководитель одного из московских банков. — Существует же исламский банкинг, правда, в странах с теократической системой управления. Понятно, что у нас несколько иные социальные и общественные условия. Но такая ниша есть. Кроме того, это хорошая идея с точки зрения маркетинга, потому что она позволяет отстроиться от конкурентов и достучаться до какой-то определенной аудитории потребителей, еще не отработанной банками".

Подъем в прошлом

Некоторые эксперты говорят о необходимости поправок в законодательстве. "Задача построения системы православного банкинга в России является сложноисполнимой, — рассуждает аналитик агентства "Инвесткафе" Михаил Кузьмин. — Дело в том, что для перехода к такой системе необходимо не просто желание банков, а наличие нового законодательства в банковской сфере, которое установит нормы, термины и правила ведения бизнеса, как сделано в ряде исламских стран". И опять же речь, таким образом, идет о настойчивости РПЦ. Исламские отделы часто возникают внутри обычных банков, поэтому не менее реалистичным представляется сценарий, что "православный департамент", обслуживающий церковь и верующих на основе христианских этических принципов, возникнет внутри обычного крупного банка, например Сбербанка или ВТБ. К тому же у нас есть бизнесмены, называемые "православными банкирами". Правда, совладелец Межпромбанка Сергей Пугачев уже эмигрировал, но остался хозяин Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев. Пока такие планы ими не рассматриваются, но все будет зависеть от предприимчивости руководства церкви. Но сможет ли церковь превратить паству в клиентуру? "Успех исламского банкинга зиждется на том, что современный исламский мир переживает эпоху расцвета, как демографического, так и пассионарного. Христианский мир переживал такой расцвет несколько столетий назад, — отмечает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Одной из черт расцвета является большое число так называемых практикующих мусульман, то есть тех, кто буквально воспринимает все нормы своей религии, ежедневно живет по предписанным канонам, ест соответствующую пищу, молится и т.п. Что касается России, то доля людей, идентифицирующих себя как православных, гораздо больше половины. Но если разобраться, то для подавляющего большинства из них отнесение себя к православию — способ культурно-исторической, а не религиозной идентификации. Доля практикующих среди тех, кто называет себя православными, не более 10%, причем, как правило, они представляют не самые платежеспособные и экономически успешные слои населения. Так что, говоря языком бизнеса, не вижу рынка для данной инициативы".

.comments{
display:table;
width:765px;
}
.comments .comment {
display:table-row;
}
.comments .comment .author {
display:table-cell;
width:120px;
padding:20px;
text-align:center;
}
.comments .comment .author .name {
display:inline-block;
padding:4px;
}
.comments .comment .author .more {
display:inline-block;
padding:4px;
}
.comments .comment .text {
display:table-cell;
padding:20px;
vertical-align: top;
}
.comments .comment .author img {
width:100%;
margin:10px 0px 10px 0px;
}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *