Лыжи или пляжи

Главные новогодние туристические маршруты российских бизнесменов можно разделить на два доминирующих направления: европейские страны с их горнолыжными курортами и экзотические острова. По словам представителей туркомпаний, в первом случае, прежде всего, речь идет об отдыхе во французском Куршевеле, швейцарском Сент-Морице и австрийском Сент-Антуане. Как уверяет коммерческий директор турбюро «Ренессанс» Елена Протопопова, лыжи в 2010 г. особенно популярны. Например, значительное увеличение спроса было отмечено на австрийском направлении. В частности, поговаривают, что в текущем году вернул себе утраченные позиции вышедший было из моды австрийский Китцбюэль, на который якобы обещал вернуться Михаил Прохоров. В свое время вокруг этого курорта разгорелся громкий скандал. В начале 2007-го пяти- и четырехзвездочные отели Китцбюэля якобы установили квоты для русских туристов – не более 10% номерного фонда каждой гостиницы. Впрочем, австрийские отельеры эту информацию категорически отрицали. По данным участников рынка, многие бизнесмены отправляются кататься на лыжах не столько ради «тусовки», сколько ради самого спорта. К примеру, первый заместитель генерального директора компании «КРОК» Дмитрий Васильев поедет в этом году в Куршевель, однако не собирается посещать светские мероприятия. По оценкам Ирины Мануильской, руководителя департамента продаж турфирмы «Содис», если аренда шале в самом Куршевеле – это суммы в районе 60 000 евро в неделю, то размещение поблизости может обойтись в 5000 евро и ниже.

Самое «теплое» направление этого года, по мнению экспертов, это прежде всего Мальдивы. Так, по продажам в «Содис» Мальдивы традиционно делят первую и вторую позиции с французскими горнолыжными курортами. Третью строчку обычно занимает Дубай. В последнем направлении, по словам заместителя гендиректора «Атлантис Лайн Морские круизы» Алексея Цыганова, в этом году устремились одновременно постояльцы отелей и «дачники» – владельцы собственных апартаментов, значительно потерявших в цене в период нестабильности. По информации управляющего директора «Century 21 Запад» Евгения Скоморовского, за время кризиса жилье во многих комплексах Дубая подешевело ровно наполовину. «Чтобы оправдать неудавшиеся инвестиции в этот рынок, некоторые владельцы дубайских вилл предпочитают утешиться хотя бы отдыхом на собственной жилплощади», – отмечает эксперт. Среди других популярных пляжных направлений участники рынка традиционно называют Сейшелы, Малайзию, Бали и Фиджи. Однако поездки на такие расстояния подходят далеко не всем. По словам Дмитрия Васильева, важный фактор – уровень занятости. «Так как у меня график более гибкий, я выбираю места интересные и дальние, а зампред крупного банка не может отсутствовать более семи дней, поэтому ему нужно «недалеко лететь»», – говорит он.
Конкуренцию традиционным направлениям могут составить круизы по Карибскому морю, зачастую совмещенные с поездкой по Америке. По мнению экспертов, США стали модной страной для отдыха по весьма банальной причине – из-за сокращения числа отказов в выдаче визы. При этом, как утверждает Ирина Мануильская, ценовая политика Штатов сейчас такова, что туры туда могут стоить дешевле, чем в Европу. Так, из Москвы в Нью-Йорк можно периодически улететь «Аэрофлотом» всего за $500 – $700 в экономклассе. «Если семейный отдых на Новый год в коттеджах традиционно проходит в Финляндии, а в направлении горных лыж лидирует Швейцария, то пляжный отдых с островов сместился на побережье США и в Мексику», – отмечает Алексей Цыганов. По его словам, раньше многие боялись испортить паспорт и визовую историю отказом в визе из посольства США, но теперь ситуация изменилась. В свою очередь виза Мексики при наличии в паспорте действующей визы США вообще не требуется. При этом практически никто из бизнесменов, путешествуя по Штатам, не ограничивается пляжами Майами, а обычно заезжает в Лос-Анджелес, Лас-Вегас или Нью-Йорк. Так, председатель правления банка «Хоум Кредит» Иван Свитек собирается в США к сыновьям, в его программе – посещение футбольного матча Atlanta Falcons против New Orleans Saints в Атланте. Также в США можно покататься на лыжах. По данным экспертов, условия катания в Аспене ничем не хуже куршевельских.

 

Новый поворот

Новые направления в посткризисный период появлялись очень редко, поскольку основная борьба шла за сохранение действующей туристической инфраструктуры. Впрочем, некоторые регионы, наоборот, утратили популярность. Так, в 2010 г. «просело» некогда известное luxury-направление – остров Маврикий. «По стилю отдыха он проигрывает Мальдивам, в основном размещение происходит в корпусах по коридорной системе, плюс нельзя спокойно плавать на большие расстояния из-за рифа вокруг острова. На всем острове только три-четыре отеля расположены в местах с идеальным купанием, а цена при этом такая же, как на Мальдивах», – рассказывает Ирина Мануильская. По словам Елены Протопоповой, проблемы этого направления связаны также с длительностью перелета. Однако в начале января 2011 г. компания «Трансаэро» запускает прямой рейс на Маврикий, так что это направление может «реабилитироваться». По оценкам Алексея Цыганова, в текущем году плохо продается отдых в Южной Америке, причем даже отмена виз с Бразилией не улучшила обстановку. Как полагают опрошенные «Ко» эксперты, основная причина, скорее всего, кроется в том, что в VIP-тусовке это направление пока не стало модным.

В целом, как говорят участники рынка, даже интереснее посмотреть, куда не едут предприниматели и топ-менеджеры крупных компаний. Например, клиенты «Ренессанса» практически не интересуются такими направлениями, как Тунис, Восточная Европа и Прибалтика. А если кто-то выбирает Египет, то чаще всего это единичные выезды с семьей и исключительно в отель сети Four Seasons. По мнению экспертов, бизнесмены в основном боятся двух вещей: массового отечественного туриста и необустроенности пункта назначения. Например, по рассказам Ирины Мануильской, туры «Содис» на Шри-Ланку практически сошли на нет. «Состоятельные люди туда не едут. Их отпугивает низкий уровень жизни, нищета среди местного населения и то, что сами отели огорожены забором и обнесены колючей проволокой. В Гоа едут крайне редко, опять же по причине окружающей бедности, наркоманов, скатов в океане и пр.», – разъясняет эксперт. При этом, по ее данным, в Гималаях имеется большой и роскошный отель Ananda, пользующийся спросом у VIP-персон. Та же тенденция, по словам экспертов, наблюдается и на карибском направлении: спрос среди состоятельных бизнесменов сместился с Ямайки и Доминиканской Республики в сторону Гавайских, Багамских и Бермудских островов. При этом, по данным источников «Ко», российские предприниматели все меньше покупают массовые предложения, рассчитанные на среднестатистических американцев, и зачастую предпочитают суда компании Siversea на 100 кают. Из других «новинок» этого года Алексей Цыганов называет экспедиционные круизы к Южному полюсу. В 2010 г. сразу три круизные фирмы повезут клиентов из Бразилии и Аргентины через мыс Горн и по чилийским фьордам в Антарктиду. В частности, подобное путешествие уже совершил в свое время председатель правления агентства IMHO VI Арсен Ревазов.

 

Клубы по интересам

Другой пример – состоятельные представители бизнес-элиты, примеряющие на себя западный образ современного миллионера. В результате если раньше экстремальным туризмом в основном интересовались только особо креативные менеджеры, то теперь им занялся более широкий круг предпринимателей. Участники рынка предполагают, что в том числе интерес к такому «бодрому» отдыху подстегнула попытка Романа Абрамовича взойти на Килиманджаро. Это отражается и в запросах состоятельных клиентов. Если раньше при выборе яхты будущему владельцу вполне достаточно было судна, способного ходить по Средиземному морю, то сейчас акцент делается на оснащение лодки, например батискафами. Как рассказывает Алексей Цыганов, любители активного отдыха приобретают туры к земным полюсам, путешествия в дельту Амазонки, посещают Аляску, а в Европе их привлекает похожая на Луну территория Исландии. Таким туристам предлагаются широчайшие возможности – от полетов на вертолетах к вулканам до катания на джипах Big Foot и экскурсий к китам. Как говорит эксперт, один из наиболее экзотических маршрутов в этом новогоднем сезоне – круиз за Северный полярный круг на комфортабельных теплоходах норвежской компании Hurtigruten по направлению Берген – Киркенес – Берген вдоль западного побережья Норвегии.

Кроме главных законодателей мод – олигархов, тянущих за собой тусовку, таких как Роман Абрамович или Михаил Прохоров (последний задал когда-то моду на тот же Куршевель), на туристическом рынке имеются и другие тренд-сеттеры, формирующие своего рода «профессиональные группы по интересам». Самый яркий пример – топ-менеджеры «Альфа-Групп», периодически вместе выезжающие на сафари. С другой стороны, поначалу в регатах Rolex участвовали исключительно профессионалы, но со временем к ним стали присоединяться бизнесмены. Таким образом, спорт также образует вокруг себя пулы людей, выбирающихся на совместный отдых в погоне за общей страстью. Иногда путешественников вокруг себя собирают активные творческие люди, становящиеся своеобразными «коннекторами» для бизнес-элиты. К примеру, таким человеком участники рынка называют Андрея Макаревича.

«Если честно, мне бывает довольно сложно отделить друзей от коллег. Я уже 20 лет работаю в КРОКе, соответственно, все мои добрые знакомые так или иначе связаны с IT. С другой стороны, конечно, есть узкий круг друзей, с которыми мы дружим с институтских времен. Мы никак не пересекаемся в бизнесе, но при этом проводим много времени вместе. Я езжу отдыхать часто и с теми и с другими, но все же с коллегами выезды имеют деловую направленность, а отдых с друзьями по праву можно назвать отпуском», – рассуждает Дмитрий Васильев. По словам предпринимателя, вначале он собирал всех на австрийском курорте, потом на швейцарском, а затем на французском. Как отмечает Елена Протопопова, тенденция совместных отпусков с коллегами действительно наблюдается. «Если речь идет о мужской компании, то среди вариантов – сафари или охотничьи туры. Часто объединяются несколько семей, они вместе едут покататься на лыжах или арендуют несколько вилл на Мальдивах. У нас, к примеру, уже есть две группы по нескольку семей, отправляющиеся на Мальдивы на этот Новый год», – говорит эксперт. По словам президента компании Amargo Ольги Захаровой, сотрудники одной и той же организации могут в Новый год отдыхать по-разному: от аренды яхты до горнолыжных курортов. При этом эксперты туристической отрасли подчеркивают, что работать с большими компаниями им довольно сложно: организацией отдыха часто занимаются жены и мамы, а у каждой из них – свое видение путешествия.

 

Сборы в дорогу

Как признавались в частных беседах крупные чиновники, в кризис им рекомендовали воздержаться от поездок в Куршевель, а бизнесмены просто осторожничали с демонстрацией собственного финансового благополучия: кредиторы могли не так понять. В свою очередь в этом году уставшие от постоянного стресса предприниматели «выходят из тени», потому спрос на новогодние туры вернулся на докризисный уровень. По предварительным оценкам Елены Протопоповой, в среднем рост пока составляет 15–20%. Впрочем, в 2010 г. отмечались и «спекулятивные» цены. По оценкам участников рынка, стартовая сумма хорошего новогоднего тура начиналась от 5000 евро на одного человека, а при определенных условиях – от 10 000 евро.

Многие предприниматели в этом году запланировали зимний отдых заранее – буквально с апреля. «Почему заранее? Это желание, чтобы все было так, как они хотят (определенные номер, вид из окна) и когда хотят. Брать то, что осталось, – это моветон, потому что ближе к дате заезда некоторые отели в Куршевеле начинают диктовать даты», – объясняет Елена Протопопова. Кроме того, состоятельные клиенты также не чужды экономии, даже притом, что за новогоднее путешествие клиенты готовы платить больше, чем за рядовой отпуск. Например, стоимость авиабилетов, по данным Amargo, на новогодние праздники на 15–20% выше, чем обычно, а ближе к Новому году цены растут не по дням, а по часам.

С точки зрения организации самого путешествия, по словам экспертов, вариантов довольно много. Во-первых, можно традиционно обратиться в турфирму, работающую в сегменте индивидуального и luxury-туризма. Во-вторых, существует возможность забронировать все в Интернете самостоятельно. В-третьих, можно возложить ответственную миссию на секретаря или профессионального помощника. В-четвертых, организовать поездку через личного менеджера в консьерж-клубе. И, наконец, в-пятых, завести собственный travel-отдел в своей компании. По данным экспертов, в 2008–2009 гг. на волне антикризисной экономии бизнес-клиент предпочитал турфирмам онлайн-покупки, однако сейчас все вернулось на круги своя. «Дальние и экзотические направления, такие как Малайзия, Сейшелы, Таиланд, Австралия, Французская Полинезия, обычно оформляются через туроператора, в то время как на близких направлениях, например в Европе, больше процент тех, кто бронирует напрямую. Но и здесь есть исключения: сложные комбинированные туры или насыщенные экскурсионные программы, семейные программы с  детьми, включающие посещение нескольких городов», – разъясняет Елена Протопопова.

В целом менеджеры в luxury-туризме универсальны, то есть работают с  клиентом по всем направлениям. В результате складывается взаимный контакт: клиент – менеджер. «Мы постоянно наблюдаем возвращение наших постоянных заказчиков. Многие уходили, нанимали секретарей, консьержей. Но нанимать персонального профессионального помощника – это несоизмеримые деньги, или он будет просто неопытным, не будет знать рынок так, как агентство», – уверяет Ирина Мануильская. Так, обычно в туркомпаниях верхнего ценового сегмента к любому клиенту прикреплен постоянный менеджер, разбирающийся в каждом направлении. Таким образом, менеджер оказывается в курсе всех вкусов и предпочтений своего клиента. По словам Ирины Мануильской, бизнесмен может просто позвонить и сказать: мы едем всей семьей, как обычно, – и организация путешествия начинается с того момента. На личном контакте с менеджером строится и лояльность к компании. Так, если личный менеджер вдруг уходит в другую структуру, его постоянные клиенты могут начать присматриваться к другим агентствам-операторам или сравнивать цены организованного отдыха с самостоятельными поездками. Приемлемая для состоятельных людей разница в стоимости – это плюс 3–5% к цене за самостоятельный тур. Кроме того, постоянных заказчиков, а также тех, кто активно недоволен ценами, туристические компании поощряют скидочными картами. При этом услуга бронирования готового тура на сайте туроператора обычно неактуальна для VIP-клиентов, которым не нужны стандартные турпакеты. «Такой набор услуг запрашивается всегда индивидуально и лишь только после подтверждения его возможности бронирования оплачивается клиентом, – отмечает Алексей Цыганов. – Тем более что очень мало желающих «прокатывать» в Интернете кредитные карты за туры, цена на которые исчисляется сотнями тысяч рублей». Впрочем, как говорит Ирина Мануильская, такая возможность у «Содис» в плане все-таки есть. Например, сейчас подобным образом можно купить через агента электронный билет. Как рассказывает эксперт, бывают случаи, когда буквально за три часа до вылета постоянный клиент звонит персональному билетному менеджеру по дороге в аэропорт и просит приобрести ему билет. Номер бронирования приходит на телефон, и клиенты – обладатели айфона – могут просто приложить его штрих-кодом к сканеру в аэропорту и получить посадочный талон.

Услуги консьерж-компаний – конкурентов luxury-турагентств – тоже закрепились на рынке, хотя подобных структур в России пока не так много. К примеру, организацией поездок Дмитрия Васильева занимается консьерж-клуб Quintessentially. «Члены клубов Prime и PrimeConcept доверяют организацию отдыха своим персональным ассистентам. Преимущество подобной практики заключается в том, что клиенты получают полный пакет услуг, включая авиаперелет, бронирование отеля, организацию VIP-прохода, получение визы и полную поддержку во время отдыха», – рассказывает заместитель генерального директора клуба PrimeConcept Ксения Мезенцева. При этом клуб не предлагает готовые туры, а «конструирует» индивидуальные поездки в соответствии с запросами клиентов. По словам эксперта, несмотря на недавний кризис, члены клубов продолжают активно путешествовать по всему миру. «Разумеется, частные перелеты и аренда огромных яхт стали менее востребованными, но в целом наблюдается положительная динамика, а спрос на организацию путешествий постоянно растет»,  – констатирует Ксения Мезенцева. При этом эксперты отмечают, что консьержи – новое явление для нашей страны, работа их во многом строится по иностранным лекалам. В связи с этим кадровый состав таких фирм пока не идеален, поэтому бизнесмен может попасть как на профессионального, так и на неопытного сотрудника.

Впрочем, как признаются участники рынка, во многих случаях VIP-клиенты не ждут помощи ни от консьержей, ни от турагентств, а перекладывают все заботы по организации отдыха на профессиональных помощников в собственной компании. Так, к примеру, свое турагентство для топ-менеджеров высшего звена есть у «Северстали». «В состав российских холдингов входят и туристические агентства. Они в том числе обслуживают и интересы сотрудников холдинга. Но, как правило, эти агентства независимые по своему статусу и не имеют прямого подчинения «родительской» структуре», – подтверждает Алексей Цыганов. Личных тревел-агентов или сотрудников тревел-департаментов бизнесмены зачастую «уводят» к себе на постоянную работу как раз из luxury-турфирм. Но здесь есть только одно «но»: таким людям нужно платить зарплату на порядок выше, чем они получали в турагентстве. При этом для менеджера это означает ненормированный график работы, звонки в любое время суток (некоторым бизнесменам проще разрешить все затруднения на отдыхе через Москву, чем пытаться объяснить свои проблемы на ресепшен по-английски). Другой, более бюджетный вариант – «вырастить» личного тревел-менеджера из секретаря. Впрочем, все эти сложности не касаются бизнесменов – владельцев недвижимости за рубежом и частных самолетов. Однако эксперты утверждают, что покупка шале на горнолыжном курорте или виллы на далеком острове – явление менее распространенное среди российских бизнесменов, чем наличие дома на Лазурном берегу. Поэтому поездки «к себе» больше распространены летом, чем на Новый год.

 

Дача на праздники

Наконец, последним типом новогоднего отдыха, особенно популярного среди бизнесменов, у которых не так много времени, может быть краткосрочная аренда элитной недвижимости как в Подмосковье, так и за рубежом. По словам партнера, директора департамента жилой недвижимости Chesterton Екатерины Тейн, бюджет краткосрочной аренды варьируется в зависимости от места и характеристик объекта недвижимости. «В некоторых случаях это даже дешевле, чем если ехать на тот же период времени в отель. Как правило, в Лондоне и окрестностях в аренду сдают качественное жилье, но нельзя сказать, что это эксклюзивные объекты. Нужно понимать, что аренда в Новый год стоит примерно в два раза дороже, чем в обычное время», – рассказывает эксперт. Однако в конечном счете все зависит от направления. Например, по ее словам, в Таиланде в проекте Soneva Kiri by Six Senses, роскошном экокурорте на острове Куд, аренда виллы будет стоить от $3000–5000 до $10 000–15 000 в день. «Краткосрочную аренду используют люди с разным уровнем доходов: от самых состоятельных, и тогда речь идет об эксклюзивных объектах и высоком уровне сервиса, до менеджеров среднего звена, которые вместе с друзьями на 2–3 семьи снимают виллу; в этом случае, скорее всего, это качественный объект с хорошим местоположением», – разъясняет эксперт. При этом, как отмечает Екатерина Тейн, часто семьи с детьми предпочитают именно формат краткосрочной аренды, чтобы иметь возможность готовить малышам необходимую еду, взять с собой няню или просто вечером оставить их в доме, а не в гостиничном номере.

Впрочем, по мнению скептиков, в России предложение в этом сегменте крайне ограничено. Например, по словам директора департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Дмитрия Цветкова, начинать искать дом для краткосрочной новогодней аренды нужно в октябре. «Можно сказать, что в это время спрос превышает предложение, поэтому беспокоиться об аренде дома на праздники надо заранее. Если затянуть с этим вопросом до ноября, может оказаться, что все хорошие дома уже сняты или же предлагаются по завышенной в 1,5–2 раза цене. Предложение по аренде дома на новогодний период достаточно ограничено. Во многом это связано с возможными негативными последствиями для собственников недвижимости», – отмечает эксперт. Максимальное количество предложений по краткосрочной аренде составляют дома бизнес-класса, стоимость аренды которых не превышает 100 000 руб. в сутки. Как правило, за такую цену арендаторам предлагаются 2–4-этажные дома с сауной, бильярдной комнатой или тренажерным залом. Площадь коттеджей составляет от 200 кв. м до 400 кв. м, там могут разместиться от 10 до 15 человек.

«Новогодняя аренда дома связана с повышенными рисками: никто не знает, насколько веселой и непредсказуемой окажется встреча Нового года. Поэтому владелец дома просит высокий обеспечительный взнос, который в случае чего пойдет на оплату сломанной сантехники, выбитого окна или поцарапанного шпильками паркета», – рассказывает Дмитрий Цветков. В результате коттеджи премиум-класса с эксклюзивным ремонтом и качественной мебелью редко предлагаются для краткосрочной аренды. При этом, как говорит первый заместитель директора «Миэль-Аренда» Мария Жукова, структура спроса такова: на бюджет $3000–5000 приходится 13,5%, на $5000–10 000 – 3,6%, а свыше $10 000 – 1,8%. При этом стоимость аренды коттеджа на праздничные дни может соответствовать стоимости месячной аренды объекта в обычный период. Например, в поселке «Княжье озеро» на Новорижском шоссе четырехуровневый кирпичный коттедж общей площадью 500 кв. м сдается на Новый год по цене 310 000 руб. Однако некоторые эксперты относятся к этому сегменту максимально критично. «В России такого сегмента, как аренда элитных объектов на новогодние праздники, не существует. Во-первых, частные собственники, оценивая риски, понимают, что краткосрочная аренда невыгодна, а возможный ущерб не покроет никакой депозит, во-вторых, у нас не развит сегмент краткосрочной аренды в верхнем ценовом сегменте в целом», – констатирует Екатерина Тейн. В таком случае остается либо навострить горные лыжи на европейский курорт, либо надеяться на теплое море на Мальдивах.

 


Полеты во сне

Как заявил через свою пресс-службу Ростуризм, воспользовавшись высоким спросом на французские горнолыжные курорты, некоторые авиакомпании предлагают билеты на рейсы до Гренобля и Шамбери, не имея на это разрешения. Официально ведомство не уточнило, о каких именно компаниях идет речь, но, по данным газеты «КоммерсантЪ», таким образом по заказу туроператора «Спектрум» работают «Оренбургские авиалинии» и «Московия».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *