Фильм Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального о Генпрокуроре Юрии Чайке и членах его семьи вышел 1 декабря прошлого года и уже собрал свыше четырех с половиной млн просмотров на Youtube. Он затмил и послание президента, и замораживание «Турецкого потока». ФБК опубликовал данные о том, как родственники Генпрокурора занимаются предпринимательской деятельностью.

Генпрокурора поддержал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заявив, что контролировать бизнес детей Чайки – совершеннолетних, самостоятельных предпринимателей – Кремль не собирается. По его мнению, расследование Фонда носит заказной характер. Сам Юрий Чайка заявил следующее: «У меня нет никаких сомнений в том, что заказчиками этого лживого фильма являются Браудер (Глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. – Прим. «Ко») и стоящие за ним спецслужбы».

С момента выхода фильма прошло более трех месяцев, но факты, изложенные в материале продолжают волновать общественность. Большая часть историй, касалась деятельности детей Юрия Чайки в российских регионах, для которых любая новость федерального значения является большим событием. Поэтому и ответная реакция появилась со стороны региональных СМИ.

Журналисты издания “Калужский перекресток” провели собственное расследование по документам ФБК и нашли многочисленные нестыковки в материале, снятого фондом Алексея Навального ФБК. По их мнению сама подача материала была рассчитана в первую очередь на эмоциональную составляющую. Так же считает и губернатор Иркутской области Сергей Левченко: «…там много эмоций, разных слов, а дел мало. И знаете, я неоднократно видел и ранее подобные фильмы, например про Иркутскую область, но когда искренне хочешь в них разобраться, чтобы принять меры, исправить положение, то ничего не находишь. Обычно это лишь не подкрепленные фактами эмоции».

“Иркутский” эпизод фильма ФБК связан с версией о криминальном характере гибели директора Верхне-Ленского речного пароходства Николая Паленого. Официально его смерть была представлена как суицид, и, якобы за этим прослеживались интересы Артема Чайки. Иркутские журналисты нашли людей, которые в числе первых обнаружили тело Паленого и судмедэксперта, производившего вскрытие. По мнению последних, причиной смерти стало именно самоубийство. Не найдя признаков состава преступления в этом деле, Следственный комитет, не стал возбуждать дело как сразу после инцидента, так и в 2012 году после проведения процессуальной проверки всех обстоятельств «в связи с отсутствием события какого-либо преступления».

Несколько эпизодов фильма касаются Калужской области. В одном рассказывается о том, будто прокурор Калужской области Дмитрий Демешин обеспечил «нужное» проведение тендера на освоение Воробьевского соляного месторождения, не допустив до него ООО «Руссоль» и обеспечив, таким образом, победу структурам Артема Чайки. Расследователи «Калужского перекрестка», однако, обнаружили, что конкурс на право разработки месторождения проводился в Москве Департаментом по ЦФО Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), и, очевидно, местный прокурор вряд ли мог давать указания федеральным чиновникам. Кроме того, по данным газеты, «Руссоль» не была допущена до конкурса совсем по другой причине — в связи с несоответствием поданных документов регламенту Роснедр по проведению конкурсов и аукционов. Причем, представители «Руссоли», как выяснили журналисты, обжаловали решение о снятии компании с аукциона в Арбитражный суд и ФАС, но и там нарушений не нашли.

Другой эпизод касался тендера на поставку песка для реконструкции Киевского шоссе, в котором сообщалось, будто лицензия местного ОАО «Мостовский карьер» была отозвана по решению прокуратуры из-за того, что он стал конкурентам структурам Артема Чайки. По мнению журналистов калужского издания, «версия авторов фильма о наличии конкуренции и «устранении» конкурента административными методами является вымыслом». На самом деле, как выяснила газета, лицензия у предприятия была отозвана за серьезные нарушения экологических норм, в том числе разработку песков за границами отведенной территории, а проверке тогда подверглись все добывающие предприятия региона — более сотни. Среди них, кстати, была и фирма Артема Чайки, на которую за нарушения также был наложен штраф. Журналисты поговорили с руководителем ОАО "Мостовой карьер" Олегом Карапетовым, который рассказывал в фильме о проблемах своей компании. "Я сам был удивлен, когда увидел, как мои слова в фильме перекрутили. Они взяли часть из передачи, в которой меня снимали несколько лет назад, и смонтировали с тем интервью, которое я им дал. При этом просто вырезали из текста то, что им было нужно. Я рассказал всё, как есть — о наших проблемах и о том, что они все — местного уровня, их виновниками являются местные чиновники. А прокуратура здесь при чём? Она только проверяет и выписывает штрафы. Лицензии она лишить не может — это всем очевидно, — говорит Олег Карапетов в интервью "Калужскому перекрестку". Он также опроверг утверждение авторов фильма о дежурившей круглосуточно возле конторы машине с работниками прокуратуры: «Это был круглосуточный пост ГИБДД, который выставили возле трассы. Это был пункт весового контроля».

«Материал в калужской прессе – уже второе расследование журналистов в отношении фильма ФБК «Чайка», — отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин. — В отличие от ФБК областные журналисты не давят на эмоциональную составляющую дела, а отталкиваются от фактов, представленных фильме, проверяют их и приходят к противоположным выводам. Если в ближайшее время не последует какой-либо реакции от ФБК на эти расследования, доверие к фонду может быть подорвано. Вполне вероятно, что это не последнее журналистское расследование в отношении фильма Навального».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *