Охлаждающие жидкости, которые не замерзают при низкой температуре, называются антифризами. Как правило, отечественные производители награждают антифризы собственными именами, как, например, «Лена» или «Тосоло» и указывают температуру замерзания. В последнее время российский производитель выпускает уже готовые к применению охлаждающие жидкости разбавленные водой. Маркировка на таких продуктах стоит «Антифриз» и в основном это чуть лучшего качества «Тосол».

Аббревиатура ТОСОЛ возникла с появление самой охлаждающей жидкости в 1971 году. Первые три буквы указывают на отдел Технологии Оргнанического Синтеза, а буквы ОЛ добавлены как в названии спиртов (метанол, этанол). Как торговая марка «Тосол» так и не зарегистрирован, поэтому отечественные производители широко используют ее в производстве и наименовании охлаждающих жидкостей.

Термином антифриз во многих странах мира обозначается концентрат, который добавляется в воду в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Но этот термин отражает только морозозащитные свойства продукта, не отражая его теплообменные функции, которые предохраняют систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждений при любых видах эксплуатации.

В настоящее время за рубежом предпочитают использовать термин «engine coolant concentrate» («двигательный охладитель концентрированный»), который охватывает все эти условия. Поэтому, чтобы избежать инакомыслия, лучше всего остановится на термине охлаждающая жидкость.

Современные требования по защите окружающей среды повлияли на рост коммерческого интереса к охлаждающим жидкостям, в отличие от двигателей воздушного охлаждения, интерес к которым постепенно угас. Автомобильные двигатели нуждаются в эффективной и надежной системе охлаждения по причине выделения значительного тепла от действия силы трения и сгорания топлива. Задача охлаждающей жидкости – рассеять третью часть тепловой энергии от сгораемого топлива. Таким образом, тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а циркулирующие через двигатель и радиатор жидкости являются теплоносителями.

Как работают охлаждающие жидкости?

Охлаждение двигателя внутреннего сгорания водой – способ старинный, испробованный, однако для двигателя вредный и даже опасный. Все дело в свойствах природной воды, в которой растворены соли и минералы. Жесткость воды обуславливается содержанием солей (в основном кальция и магния), а также сульфатами и хлоридами. Этот состав жесткой воды приводит к отложению накипи в системе охлаждения на ее металлических поверхностях, а также образованию осадка. Чем это грозит для вашего двигателя? Солевые теплоизоляционные накипи могут привести к серьезным проблем: от образования трещин в блоке цилиндров до заклинивания поршня. Хлориды и сульфаты увеличивают коррозию металлов, содержащихся в системе охлаждения двигателя. Самый значительный минус использования воды в системе охлаждения- это ее тепловые характеристики: замерзание при нулевой температуре и закипание при 100°С.

Дл того чтобы увеличить температуру кипения воды производят герметизацию системы охлаждения двигателя, Однако этот способ неэффективен по причине того, что не все части системы охлаждения могут выдержать большое давление.

Раньше в воду добавляли этиловый и метиловый спирты с целью снизить ее точку замерзания. Все эти спирты имеют низкую температуру кипения от 65°С, что привело к быстрому отказу от их использования.

Все эти опыты привели к тому, что полезные свойства воды при охлаждении двигателя безусловно важны, но при этом нужно как-то устранить ее недостатки. Решение нашлось – водно-гликолевая смесь, представляющая собой смесь этиленгликоля. Температура кипения ее составляет195°С, а замерзания -12…13°С. Это ядовитая жидкость как для человека, так и для материалов отдельных деталей системы охлаждения (сталь, медь, чугун, алюминий), поэтому в охлаждающей жидкости используют еще и комплекс стабилизирующих, антивспенивающих и противокоррозийных присадок.

Существует госстандарт 28084, согласно которому разбавлять концентрат охлаждающей жидкости можно дистиллированной водой, конденсатом и пресной водой определенной жесткости.

Как долго может прослужить охлаждающая жидкость? Все зависит от пробега вашего авто. ОЖ быстро стареет при условии, что в систему охлаждения попадают отработанные газы или воздух. В связи с этим специалисты советуют проверять чаще возможные утечки жидкости, состояние шлангов и их креплений. Срок ОЖ указывается производителем, но по вышеупомянутым причинам он может в разы сократиться.

Следует обратить внимание и сменить охлаждающую жидкость если:

Жидкость становится рыже-бурового цвета, что может означать о начавшейся коррозии деталей системы.

На внутренней стороны горловины расширительного бачка образуется желеобразная масса при снижении температуры до -15°С появляется помутнение, осадок и чаще срабатывает вентилятор радиатора.

Бывают случаи, когда жидкости в системе охлаждения становится меньше. Это происходит по причине испарения воды. Вам необходимо долить дистиллированную воду или прокипяченную 30 минут воду. Если наблюдается утечка ОЖ, необходимо долить жидкость той же марки.

Если вы постоянно пользуетесь автомобилем в тяжелых условиях (пробки, грязь, снег, песчаные дороги), то вам лучше применять охлаждающую жидкость с более высокой плотностью и повышенной температурой кипения, к примеру, ОЖ-65, которая закипает при 110°С.

Подобрать нудный вашему автомобильному двигателю антифриз лучше с помощью экспертов в специализированных магазинах. Стоимость хорошей ОЖ не может быть дешевой, но и меняют ее не часто. Обратите внимание на рекомендованную охлаждающую жидкость в вашей инструкции по эксплуатации авто. И помните, что концентрат ОЖ необходимо предварительно разбавлять водой, в пропорциях указанных изготовителем на упаковке и лишь потом применять в системе охлаждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *