Иногда каждому из нас нужно выйти из тени и прокричать о собственные способности и достижения. Ведь если вы не заговорите, это сделает кто-то другой, и получит те бонусы или повышения, на которые вы заслуживаете. Как избежать таких ситуаций и научиться продвигать себя, не сильно, объясняет психолог Кристиан Джарретт.

Люди, которые уверены в себе и умеют рассказывать о собственных достижениях, часто кажутся более компетентными. Но, несмотря на это, во многих сообществах существует культурная норма, которая предусматривает скромность. Поэтому хвастунов часто считают невоспитанными и неприятными. Одно недавнее исследование показывает, что многие даже не осознает, насколько других раздражает наше самовосхваление.
Добиться, чтобы ваши достижения были оценены в соответствии, но не показаться хвастуном — дело нелегкое. Однако психологи изучили эту дилемму и дают нам подсказки, как эффективно рассказывать о себе.
Так вот как сделать это так, чтобы не отпугнуть других.

Не будьте навязчивыми

Одно дело — вдруг начать расхваливать себя, когда вас об этом никто не просил, и совсем другое — честно ответить на вопрос босса о вашу результативность. Сам факт, что восхваление имеет непосредственное отношение к разговору, многое меняет.
Психолог Нурит Таль-Ор провел эксперимент, в котором вымышленный персонаж Ави хвастался своими результатами экзаменов. Людям Ави не нравился, если тот сам касался этой темы. Если же об успехах начинал говорить собеседник, Ави мог хвастаться чем угодно (даже если его спрашивали не про экзамены), и участники все равно считали, что он хороший парень. Это полезное напоминание особенно, что хвастовство вполне приемлемые, особенно если вы на собеседовании или руководитель оценивает вашу компетенцию. В такой ситуации люди сами ожидают от вас презентации личных свершений.

Сравнивайте себя с собой в прошлом

Самохвальба может произвести негативное впечатление, поскольку люди часто воспринимают ее как стремление к возвышению — будто вы их принижаете. В серии экспериментов психологи просили участников ответить на разнообразные хвастливые высказывания в рамках групповой дискуссии о студенческой дружбе. Высказывания вроде “Я лучше других” (лучший друг, лучший студент) вызвали негативные эмоции, поскольку создавали впечатление, будто тот, кто это говорит, пытается притеснить других.
И наоборот, утверждение в духе саморазвития — “Я научился делать нечто лучшее, чем мог раньше”, а также высказывания без сравнений (“Я хороший друг”) вызвали положительные оценки. Отсюда простой урок: если вы утверждаете о своих преимуществах над другими, это серьезный риск, что вас будут воспринимать как человека неприятную.

Старайтесь фокусироваться на собственных достижениях, без дешевых упреков в адрес коллег или соперников

Используйте союзника

Поскольку в нашей культуре чрезмерная хвальба чаще всего вызывает осуждение, существует очевидный, но действенный способ “продать себя”: попросить другого человека рассказать о ваши сильные стороны и преимущества.
Датские психологи провели исследование, во время которого просили участников отреагировать на благоприятные характеристики людей в объявлениях о знакомстве. Важно то, что им говорили, что эти характеристики (например, положительные оценки коммуникабельности и компетентности) написаны самим человеком, или его коллегой или другом.
И выяснилось, что те участники, которые считали, что характеристика написана автором объявления, оценивали его как менее коммуникабельного или компетентного, чем те участники, которых убедили, что рекомендация была от друзей или коллег. Мы не склонны доверять положительной самооценке, но верим таким же утверждением более, если они предоставлены кем-то другим, пусть это даже люди предвзятые: друзья или кто-то, кто на вас работает.
Любая похвала в ваш адрес будет иметь больший успех, если найдете доверенное лицо, которое отзовется о вас положительно. Ищите партнеров и коллег, будут готовы восхвалять вас — это сильный инструмент самопродвижения.

Знайте свою аудиторию

Элисон Фрейджейл и Адам Грант, которые изучают психологию работы в организациях, решили подойти к этому вопросу несколько иначе. Они начали интересоваться, какие же характеристики аудитории влияют на то, будет хвальба удачной стратегией. В частности, они хотели понять, имеет ли значение, если слушатели отвлекаются, или, наоборот, сосредоточенно слушают того, кто хвастается.
Участникам эксперимента дали прочитать резюме и рекомендации кандидатов на определенную должность, а впоследствии попросили оценить этих кандидатов. Выяснилось, что хвальба сходит с рук только когда слушателей отвлекали (им давали еще одно задание или просто выделяли мало времени на изучение документов). В этом случае они учитывали информацию, которую кандидат предоставлял свою компетентность, однако забывали или не замечали, что он просто хвастается.
Когда же участников не отвлекали, они приходили к выводу, что хвастливые кандидаты плохо воспитаны.
Что это означает в реальной жизни? Представьте себя на групповом собеседовании или совещании, где руководитель или рекрутер вынужден делить свое внимание между всеми участниками разговора. Оглянитесь и оцените атмосферу в комнате — или вы потеряете какие-то баллы, если начнете самохвалиться? Учитывая такой конкурентный контекст, ваш менеджер потом вряд ли вспомнит, откуда получил информацию о том, что вы побили все свои рекорды по продажам прошлого месяца. Однако вы выиграете от того, что смогли продать собственный успех, и тот факт, что были нарушены нормы скромности, останется незамеченным.

Избегайте излишней скромности

Если вам до сих пор сложно принять мысль, что о своих достижениях нужно рассказывать, вот еще один полезный вывод: чрезмерная скромность может произвести негативное впечатление. Например, одно исследование показало, что людей, которые преувеличенно о себе говорят (“Со мной очень весело. Я — душа компании”), чаще оценивали положительно, в отличие от тех, кто говорил неуверенно и негативно отзывался о себе: “Со мной не очень весело. Я никогда не бываю душой компании”. Если вы сами себя унижаете, не удивляйтесь, что и другие будут это повторять. Наиболее положительные оценки получают люди, которые говорят о себе сбалансировано: признают как сильные, так и слабые стороны.
А вот чего точно стоит избегать, так это хвастовства под видом скромности или жалоб (“С тех пор, как я опубликовал ту вирусную статью, количество писем от читателей стала невероятной — это занимает столько времени!”). Одно новое исследование показывает, что такая стратегия — провальна по двум причинам: во-первых, хвальба не достигает цели — вы не производите хорошего впечатления, а во-вторых, люди все равно замечают, что вы хвалитесь. То есть вас воспримут как человека и неприятного, и неискреннего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *