Российский рынок платного телевидения стал крупнейшим в Европе, и его потенциал привлекает все больше игроков. Эксперты отмечают значительный рост конкуренции и перераспределение абонентов между разными платформами телевещания. По данным iKS-Consulting, в 2014 г. лидирует кабельное телевидение: 49% абонентской базы (18,4 млн домохозяйств). Вторую и третью строки рейтинга занимают спутниковое и IP-TV – 39% и 12% абонентов (14,8 млн и 4,4 млн пользователей).

В 2014 г. главным фактором роста рынка платного ТВ стал прирост абонентских баз «спутника» и IP-TV. Тем не менее международная практика показывает, что кабельное ТВ уверенно конкурирует с другими платформами. Например, в США на «кабель» подписано до 70% пользователей платных видеосервисов (eMarketer).

Рост числа подписчиков различных платформ сдерживают или, напротив, стимулируют объективные причины, от наличия необходимой инфраструктуры до географического фактора. На некоторых рынках спутниковое телевидение превалирует над кабельным и IP-TV, как в Камчатском крае или Магаданской области, где география местности и низкая плотность населения делают невыгодной прокладку кабельных сетей.

На протяжении длительного времени спутниковое ТВ не являлось массовой услугой в России ввиду его дороговизны. Однако в последние семь лет количество спутниковых платформ увеличилось от одной до пяти, конкуренция усилилась, и вследствие ценовых войн операторов услуга стала более доступной. Несмотря на дорогостоящее оборудование, ежемесячная плата за «спутник» давно ниже, чем за «кабель».

По нашим оценкам, в ближайшей перспективе кабельному ТВ удастся удерживать лидерство в РФ. Этому способствует целый ряд факторов. Прежде всего это объем накопленной абонентской базы и ее инертность: абонент кабельного ТВ не заинтересован тратить время и деньги на переподключение к «спутнику». Пользователя привлекает и простота входа: с подключением цифрового ТВ вместо аналогового справится и сам абонент, в то время, как для установки спутниковой антенны нужна помощь специалистов. Наконец, стоимость подключения к аналоговому ТВ в «кабеле» значительно ниже, чем к «спутнику», приемник для которого обойдется в 4000–9000 руб.

Кроме того, в отличие от спутникового ТВ, кабельное и IP-TV могут предложить абоненту Интернет и сервис VoD (видео по запросу). В то же время спутниковый Интернет еще не доработан до того, чтобы стать массовым, дешевым и удобным.

По мере роста конкуренции все более важным фактором является качество контента. Обэтом недвусмысленно говорят сами пользователи. Например, в ходе опроса компании Digitalsmiths (США) 23% подписчиков платного телевидения заявили, что им не нравятся их видеосервисы. Среди самых распространенных претензий разочарованных абонентов – скудный выбор каналов, некачественное обслуживание, скромный набор услуг. Более того, почти 50% недовольных пользователей готовы перейти к другому провайдеру, если он предоставит им более удобный функционал и простой поиск релевантного контента.

Наконец, драйвер борьбы за абонента – высокое качество изображения. По данным ABIResearch, в 2014 г. 44% абонентов платного телевидения по всему миру подключали себе HD-каналы. Проникновение HD-формата наблюдается на всех платформах, ведущие операторы увеличивают число HD-каналов в своих пакетах. По прогнозам, к 2020 г. проникновение HD-контента на глобальном рынке достигнет 60%.

Итак, ключевыми факторами борьбы за прирост абонентской базы остается работа над количеством и качеством каналов, распространение HD-контента, а также дальнейшее изучение потребностей аудитории и персонализация предложений. Нелегко прогнозировать, какая технология получения ТВ-контента завоюет наибольшее число абонентов. Важнее, насколько она позволит провайдерам собрать наибольший средний чек (ARPU) с абонента при минимуме затрат.

Автор -Алексей Кроль,генеральный директор группы компаний Viasat

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *