На молочном рынке объявлена война международным корпорациям. Первый удар в конце ноября нанес министр сельского хозяйства Николай Федоров. Он обвинил транснациональные компании в использовании пальмового масла и, по сути, в фальсификации молочной продукции.

Поддал жару директор департамента животноводства Минсельхоза Владимир Лабинов. «Доминирование этих компаний в регионах приводит к закрытию местных заводов, падению закупочных цен, нерентабельности производства молока и сокращению поголовья скота», – заявил чиновник. Названия компаний – PepsiCo и Danone – прозвучали из уст именно Владимира Лабинова. Все это произошло во время церемонии открытия нового молокозавода в Омске «МилкОм», кстати, принадлежащего местному бизнесмену и депутату Законодательного собрания Омской области Сергею Калинину.

По всей вероятности, Минсельхоз собирался тем самым хотя бы на словах поддержать отечественного производителя. Но в министерстве, видимо, позабыли, что государство несколько лет назад само отдало контроль над этой стратегической отраслью иностранцам. В 2010г. Danone купила «Юнимилк», а годом спустя PepsiCo поглотила крупнейшего в РФ производителя молочных продуктов «Вимм-Билль-Данн». И сегодня Danone и PepsiCo суммарно занимают более половины российского рынка молокопереработки. Danone с момента покупки «Юнимилка» уже закрыла несколько заводов, объясняя это нерентабельностью производства в результате роста цен на сырое молоко. PepsiCo, по всей видимости, только об этом думает. Причина – падение спроса со стороны покупателей.

Тут и столкнулись интересы частных компаний и чиновников, заинтересованных в сохранении рабочих мест и социальной стабильностив регионах. Частные структуры не могут позволить себе работать в убыток. Например, Danone закрывает заводы не только в РФ, но и в Европе.

Впрочем, несмотря на закрытие российских предприятий, в 2014 г. по отгрузкам сырого молока промышленным переработчикам отмечается прирост на 1,5%, до 16,8 млн тонн. По словам старшего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Виктории Берлай, хотя надои в сельхозорганизациях повышаются, молочное стадо продолжает сокращаться. Так, по данным эксперта, поголовье коров по итогам 2014 г. снизится минимум на 3%.

Сокращение поголовья – кстати, одна из претензий Минсельхоза к переработчикам молока. Они, якобы пользуясь своим монопольным положением, занижают закупочные цены. Но это не совсем итак. Закупочные цены на молоко в РФ – одни из самых высоких в Европе.

Опрошенные «Ко» эксперты говорят о двух возможных причинах конфликта. Первая, конечно, – это санкционная война и общее отношение к иностранным компаниям, складывающееся у чиновников. Вспомнить хотя бы последние акции Роспотребнадзора, например, закрытие «Макдоналдсов» или проверку американского виски Jack Daniel’s.

Вторая возможная причина– этостарый конфликт между «Союзмолоком», объединявшим в 2000-е крупнейших животноводов, и Молочным союзом, которым руководил Владимир Лабинов и в составе которого были Danone и «Вимм-Билль-Данн» (сейчас в составе PepsiCo). В2008 г. между двумя организациями шла настоящая война. «Союзмолоко» оказалось сильнее, когда животноводы пролоббировали запрет на использование сухого молока в свежих молочных продуктах. Против выступал союз Лабинова, однако он не смог отстоять свою позицию. Врезультате двакрупнейших молокопереработчика покинули Молочный союз, и без них он ужене мог существовать. «Лабинову пришлось уйти. Сейчас он в Минсельхозе, но про историю с уходом Danoneи «Вимм-Билль-Данн» из своего союза не забыл»,– сказал «Ко» один из участников рынка.

В «Союзмолоко» ожидают ужесточения правил игры на рынке. Следующим шагом Минсельхоза в «построении» бизнеса может стать введение новых техрегламентов на молоко и молочные продукты и запрет на использование прилагательных типа «сметанный» и «творожный». Также есть планы по стандартизации содержания белка в молоке. Надписи на этикетках продуктов станут честнее, но вряд ли чиновники от этого выиграют. Если продажи сократятся, дополнительные бюджетные поступления они вряд ли получат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *