Основой известной ныне компании “Ягуар” (англичане говорят “Джегуэр”) была фирма “С.С. Кар Компани” (SS Car Company) из Ковентри. После войны сочетание SS ассоциировалось с жестокими злодеяниями фашизма, поэтому было решено изменить название фирмы на “Ягуар”, которое использовалось как название некоторых моделей компании SS. Первые послевоенные седаны “Ягуар” почти не отличались от своих довоенных предшественников. Поначалу они производились в трех вариантах: с 4-цилиндровым 1,8-литровым и с 6-цилиндровыми моторами в 2,7 и 3,5 л.

Первым большим шагом вперед стал спортивный “ХК-120”, представленный в 1949 году на Лондонском автосалоне. Его 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3442 см3 с двумя верхними распределительными валами мощностью 160 л.с. разработал Уильям Хейнс (William Heynes) в сотрудничестве с Уолли Хессеном (Wally Hassan) и Клодом Бейли (Claud Baily). Через год появился автомобиль высшего класса “Mk-V” с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем, независимой подвеской передних колес, гидравлическим приводом тормозов и фарами, встроенными в передние крылья. Он выпускался как седан и лимузин и считался одним из самых престижных британских автомобилей. В 1950-1961 годах эта машина претерпела несколько модернизаций, изменяя свое обозначение от “Mk-VI” до “Mk-IX”. В 1951 году дебютировал спортивный “Ягуар-C” с пространственной трубчатой рамой и двигателем от “ХК-120”, мощность которого увеличили со 160 до 200 л.с. Он стал первым “Ягуаром” с дисковыми тормозами. В 1951 и 1953 годах “Ягуар-С” выиграл 24-часовые гонки в Ле Мане. Его развитием стал выпущенный в 1954 году спортивный “Ягуар-D”, который в 1955-1957 годах еще трижды побеждал в соревнования в Ле Мане. На его базе разработали автомобиль “XKSS” с двигателем объемом 3,8 л, предназначенный для рынка США.

В 1956-м “Ягуар” внесла очередной вклад в развитие класса престижных машин, представив новую серию “Mk-ll”, выделявшуюся специфическими округленными формами кузова. На новых машинах использовались 6-цилиндровые моторы в 2483 и 3442 см3 от серии “ХК”. Казалось, что фирму ожидает славное будущее, но все производство пришлось прекратить в 1957 году: произошел опустошительный пожар на заводе в Ковентри. Из-за огромных убытков от пожара фирма решила прекратить участие в автомобильных гонках. В 1959 году, как комбинация серий “ХК” и “Mk-ll”, была разработана гамма моделей “XK-150S” с двигателем в 3781 см3 мощностью 220 л.с.

В 1960 году “Ягуар” приобрела автомобильную фирму “Даймлер” (Daimler), в 1961-м – компанию “Гай” (Guy), выпускавшую грузовики, а в 1963-м – моторостроительную “Ковентри-Клаймакс” (Coventry-Climax). В 1966 году “Ягуар” вошла в состав концерна “Бритиш Мотор Корпорейшн” (British Motor Corporation), a тот через 2 года преобразовался в “Бритиш Лейланд” (British Leyland). Эти организационные изменения отразились на программе “Ягуа-р”, в которой стали преобладать наиболее престижные машины. Все это время фирмой руководил сэр Уильям Лайонс (William Lyons), которого называли автомобильным патриархом. Даже после ухода на покой в 1973 году в возрасте 72 лет, вплоть до своей смерти, он являлся главным советником фирмы, своеобразным “серым кардиналом”.

Спортивный автомобиль “Ягуар-Е”, прямой потомок модели “D”, появился в 1961 году и принес фирме всемирную славу. Он оснащался 6-цилиндровым 3,8-литровым мотором и развивал скорость 240 км/ч. В 1965-м рабочий объем двигателя увеличили до 4235 см3. При этом мотор достиг своего технического предела, но еще долго применялся на многих легковых и спортивных машинах. В 1971 году были выпущены модели серии “Е” третьего поколения, на которых установили двигатель V12 в 5343 см3 мощностью 314 л.с.

В 1968 году появился легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан серии “XJ-6”, немедленно признанный “Автомобилем года”. На нем стояли хорошо известные 6-цилиндровые моторы в 2792 и 4235 см3 с двумя верхними распределительными валами. В 1971-м выпустили “XJ-12” с 5,3-литровым двигателем V12. Эта модель еще более повысила авторитет серии “XJ”, так как была чуть ли не единственной в то время легковой машиной с 12-ци-линдровым мотором. В 1975 году “Ягуар-Е” был заменен новой серией “XJS” с 2-дверными кузовами купе и кабриолет. Они оснащались 6-цилиндровыми моторами в 2919 и 3590 см3, на которых в 1979 году стали использовать систему впрыска топлива. Затем рабочий объем этих двигателей был повышен соответственно до 3239 и 3980 см3, а мощность — до 203 и 226 л.с.

1986 год был отмечен появлением второго поколения седанов серии “XJ-40”, которые с 1989 года стали оснащаться новыми 6-цилиндровыми 24-клапанными двигателями рабочим объемом 3239 и 3980 см3 мощностью от 211 до 249 л.с. В этом же году фирму “Ягуар”, незадолго до того ставшую самостоятельной, приобрел американский концерн “Форд Мотор” (Ford Motor). Это позволило повысить конструкторский и технологический уровень новых разработок фирмы.

В 1993-м была показана новая модель “XJ12” с увеличенным до 6 л рабочим объемом двигателя V12. В конце 1994 года появилось третье поколение седанов “XJ” (“ХЗОО”) с моторами рабочим объемом 3239; 3989 и 5994 см3 (V12) различной мощности. Скоростная модель “XJR”, оснащенная 4-литровым двигателем с объемным нагнетателем мощностью 326 л.с., развивала 250 км/ч.

Новая серия моделей спортивного характера “ХК8” с кузовами седан и кабриолет, а также новым двигателем V8 рабочим объемом 3996 см3 появилась в 1996 году.

В 1997-м обновилось и семейство “XJ”. Оно получило новые V-образные 8-цилиндровые 32-клапанные моторы рабочим объемом 3248 и 3996 см3 мощностью 236; 284 и 363 л.с. (с объемным нагнетателем) и стало обозначаться как “XJ8”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *