Болельщики из Аргентины, приехав в Глазго на первый матч нового тренера своей сборной, вели себя очень раскованно. Они ходили по улицам с наспех сделанными плакатами — в них они признавались в любви своему кумиру. Дразнили хозяев-шотландцев и открыто курили марихуану. «Диего можно было все. Теперь и нам все можно», — 22-летний аргентинский болельщик Хосе объяснил Newsweek, откуда такой кураж.
Те, кто приехал в Глазго, Марадону поддерживали. Но нетривиальное решение Федерации футбола Аргентины назначить его главным тренером сборной — до сих пор загадка для большинства аргентинцев, да и вообще любителей футбола во всем мире. Все-таки Аргентина — одна из мировых футбольных держав. Сразу после назначения Марадоны две ведущие спортивные газеты Аргентины — Clarin и La Nacíon — провели опросы среди читателей. Лишь 10% из почти 100 000 опрошенных были рады видеть Марадону у руля своей сборной, а 73% — категорически против. Сам факт его назначения, убеждены они, подрывает моральный облик команды.
Аргентинцы считают, что после серии неудач — одна победа в восьми матчах — к руководству сборной должен был прийти Карлос Бьянки. Но президент футбольной федерации Хулио Грондона, видимо, решил сделать Марадоне подарок на 48-летие и утвердил его. «Кажется, у Грондоны случился внезапный приступ болезни Альцгеймера, — поставило аргентинскому футболу диагноз местное издание El Ojo Digital. — Наркоман в сборной — это худшее из всех зол». Аргентина недоумевала — как же так вышло? А сам новый тренер в это время отправился в европейский вояж — встречаться с игроками сборной. Многие из них играют в европейских клубах.
«Как он будет управлять, когда он сам неуправляем?» — продолжали возмущаться аргентинские газеты. «Как, как… В этом деле главное — руководствоваться сердцем», — спокойно отвечал им Марадона в европейской прессе.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
В 1988 г. в Аргентине в честь великого футболиста была создана «Церковь Марадоны». В Глазго тон задавали ее последователи. Они размахивали огромным шотландским флагом с надписью «Церковь Марадоны» и призывали прохожих присоединяться к ним. Для того чтобы обратить в свою веру шотландцев, подвыпившие аргентинцы даже переоделись в килты и клетчатые кепки — «так они точно клюнут». Хитрость сработала: каждую минуту к проповедникам подходили все новые и новые прохожие.
Первым делом новообращенные последователи Марадоны должны были ознакомиться с десятью заповедями. В числе прочего они брали на себя обязательства всегда и везде рассказывать о своей любви к Марадоне и назвать своего первенца Диего. На этом новые поклонники обычно прощались. Самым стойким аргентинцы предлагали футболки с надписью «Бог» и библии — биографии Марадоны.
«О нас даже кино сняли», — хвастались Newsweek последователи футбольного культа. Действительно, этим ребятам посвятил большую часть своей картины «Марадона» Эмир Кустурица. Известный сербский режиссер в подробностях показал обряды марадонианского культа: от церемонии посвящения (забить мяч рукой — как Марадона на чемпионате мира-86) до бракосочетания (в верности клянутся не на Библии, а на футбольном мяче).
В Глазго марадонианцы лишь предлагали оставить послание для Диего на огромном билборде. Шотландцы охотно соглашались: поздравляли аргентинца с назначением и благодарили за былые заслуги. «Спасибо тебе, что обыграл этих вонючих англичан», — вывел молодой шотландец под одобрительное улюлюканье своих друзей. Речь шла о ЧМ-1986, когда Марадона забил решающий мяч в ворота Англии. 
В КОМАНДЕ У МЕНЯ МУЖИКИ
На предматчевой пресс-конференции вопросы свежеиспеченному тренеру почему-то задавали исключительно доброжелательные: как ему в новом качестве, что он говорит футболистам? Марадона пришел на брифинг в сопровождении крепких ребят, одетых в футболки национальной сборной. Он качался на стуле и глубокомысленно отвечал: «Самое главное, что в команде у меня мужики, а не просто футболисты — им ничего объяснять не надо».
Аргентинские журналисты обсуждали между собой, что даже если бы Марадона и вздумал учить своих футболистов тактике — те его и слушать не стали бы. Профессиональные задачи в сборной решает Карлос Билардо — помощник Марадоны, выполняющий все функции основного тренера.
Сам Марадона вместо Билардо хотел взять в помощники своего приятеля Оскара Руджери. Через неделю после назначения он заявил, что уйдет, если это его требование не будет выполнено. Руджери не пригласили, а сам Марадона через несколько дней признался, что погорячился: «Естественно, я не всерьез говорил об отставке».
Федерацию футбола Аргентины нынешнее распределение ролей в сборной пока что вполне устраивает. «У Марадоны другие козыри — посмотрите, какая у него харизма!» — восхищался в беседе с Newsweek пресс-секретарь аргентинской сборной Рауль Стейнберг. Масштаб харизмы стал ощущаться еще во время европейского турне: тогда новоиспеченный тренер больше фотографировался со своими новыми подопечными, нежели с ними общался.
Но Марадона всерьез сживается с ролью тренера. На стадионе в Глазго во время предматчевой разминки он с задумчивым видом ходил взад-вперед мимо футболистов, делавших упражнения на растяжку, брал их за руки и что-то говорил. А когда началась игра, он тоже повел себя как настоящий главный тренер: выбегал за границы технической зоны, кричал на судью и крутил пальцем у виска, когда ошибались его футболисты. Каждый выход Марадоны к кромке поля зрители встречали овациями. Тренер шотландцев Джордж Барли с недовольным видом кутался в куртку.
Я – ТРЕНЕР
Посмотреть на своего кумира из Аргентины прилетели около 200 человек. Перед матчем они окружили гостиницу, в которой остановилась сборная, и несколько часов ждали Марадону, прикрываясь от дождя бело-голубыми флагами. Тренер вышел из отеля в окружении футболистов — те отвлекали на себя внимание толпы, чтобы Марадона смог попасть в автобус. «Это я до него дотронулся, а не ты, кретин!» — спорили потом по дороге на стадион аргентинские фанаты. Настроение в этот вечер у них было отличное — немногочисленные полицейские прощали болельщикам любые шалости. «За Марадону!» — кричали они и сворачивали самокрутки с марихуаной.
На трибуне стартового запала им хватило лишь на первые 20 минут. Все остальное время фанаты лениво размахивали огромным национальным флагом с изображением Марадоны и надписью «Бог навсегда». Сборная Аргентины действительно являла собой весьма тоскливое зрелище: футболисты, как того и хотел тренер, играли исключительно сердцем. Передачи они отдавали красивые, но неточные, водились возле собственной штрафной, создавая опасные моменты для гораздо более слабой шотландской команды. А потом сами смеялись над своими же ошибками. Все-таки это был товарищеский матч.
Едва ли не единственным, кто отнесся к этой игре серьезно, был Марадона. В конце матча он даже сделал несколько замен. Аргентина выиграла со счетом 1:0. После финального свистка Марадона несколько раз победоносно вскинул руку вверх и бросился обнимать футболистов. Те с удивлением смотрели на тренера, которого обрадовала победа в товарищеском матче, и хлопали его по плечу в ответ. Аргентина любым составом должна выигрывать у Шотландии. «Эта победа доказывает, что я — тренер», — объявил Марадона на послематчевой пресс-конференции. В зале послышались смешки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *