Какой бы правительство ни придумало план спасения АвтоВАЗа, его поставщики будут один за другим сокращать производство и увольнять людей

Стандартная двухкомнатная квартира в Тольятти завалена автомобильными шлангами. Они везде — в кладовке, в коридоре, в спальне. Это не украденные с завода запчасти, а комплектующие, за которые он не платит. Андрей Гурский, глава представительства сербской компании BWC-M в Тольятти, говорит, что после того, как АвтоВАЗ не рассчитался за последние четыре месяца, он остановил отгрузку и теперь все эти шланги лежат у него дома. Фирма Гурского — банкрот, но это еще полбеды. Тот факт, что за шланги не были получены деньги, сербская таможня посчитала утаиванием валютной выручки. На директора одного из заводов компании, который в основном работал на АвтоВАЗ, завели уголовное дело, а сам завод встал.
Чиновники, которым поручено искать пути спасения АвтоВАЗа, заседают чуть ли не каждый день. Их предложения будут рассмотрены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова на следующей неделе. Главный вопрос — увольнять или нет 20 000 рабочих. На прошлой неделе Шувалов опровергал, что дал согласие на массовые сокращения. В секретариате Шувалова сообщили, что сотрудникам АвтоВАЗа будут предложены различные варианты трудоустройства. Все должны быть переведены на другую работу либо уволены на пенсию — по желанию.
Так что проблема с безработными в Тольятти, вероятно, будет каким-то образом решена. Более сложный вопрос: что же делать с заводом? Огромные долги, хищения и некачественные автомобили — со всем этим справиться за несколько месяцев невозможно. Пока эксперты видят только один выход: сокращать производство и подпитывать завод государственной помощью. Но все это вряд ли поможет сотням поставщиков АвтоВАЗа по всей стране, оказавшимся на грани банкротства.

РАБОТАЙТЕ НА СКЛАД

АвтоВАЗ — это не только сто тысяч рабочих в Тольятти. Это еще тысяча фирм, которые поставляют ему комплектующие. Эти поставщики в свою очередь покупают необходимые им детали у своих поставщиков. И так далее — компании закупают комплектующие у своих поставщиков. Так что АвтоВАЗ обеспечивает работой около миллиона человек по всей стране.
Большинство этих фирм погибают. Когда в январе конвейер был остановлен на месяц, завод резко снизил объем закупок. Тогда же, в январе, была введена новая система оплаты для поставщиков: треть деньгами, две трети векселями, которые можно было погасить только с дисконтом 30%. В июне поставщикам предъявили ультиматум: либо они снижают стоимость продукции на 10%, либо оплата будет проводиться только векселями.
Крупные поставщики, такие как «СИБУР–Русские шины», пережили неплатежи и снижение производства на АвтоВАЗе без особых проблем. Завод задолжал «СИБУРу» около 102 млн рублей за четвертый квартал 2008 года, и «СИБУР» решил требовать возврата долга через суд. Потом компании договорились — АвтоВАЗ заплатил долг и нашел себе другого поставщика.
Только 10% сибуровских шин отправлялись на АвтоВАЗ. «СИБУРу» есть еще с кем работать. Небольшие поставщики чувствуют себя гораздо хуже. Нижегородский завод «Красная Этна» — элементы крепежа дверей — снизил цены и был вынужден сократить выпуск. «Красной Этне» еще повезло — она смогла увеличить поставки на другие заводы, говорит заместитель гендиректора Евгений Владимиров. Компания «Восток-Амфибия» из Чистополя — авточасы, счетчики, пробки для бензобака — в два раза сократила выпуск, снизила цены на 5%, а зарплаты — на 20%, рассказывает ее директор Марс Файзуллин.
Николай Чертухин, директор компании «Аутомотив Лайтинг», в начале года несколько раз приезжал на АвтоВАЗ из Рязани на планерки с руководством завода. «Сначала нам говорили: работайте на склад», — вспоминает он. Завод копил долги, задерживал перевод денег, сократил объем закупок. «У моих субпоставщиков, а это в основном мелкие компании, нет возможности ждать денег, как у меня», — говорит Чертухин.
В марте правительство выделило АвтоВАЗу 25 млрд рублей — в основном на погашение долгов и расшивку. В мае (Newsweek уже писал об этом) в ходе прокурорской проверки выяснилось, что у АвтоВАЗа около трехсот посредников, и большинство из них созданы для того, чтобы завышать стоимость деталей и комплектующих. До них деньги дошли, а до некоторых реальных поставщиков — нет. Самарскому заводу «СОЭЗ-Автодеталь» АвтоВАЗ к маю оставался должен 97 млн рублей. «Это привело к возникновению задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и задержке выплаты заработной платы работникам», — пишут прокуроры в своем отчете.
На заводе сейчас вспоминают, как в 1996 году в Тольятти приехал покупать автомобиль высокопоставленный сотрудник прокуратуры из соседнего Татарстана. На выезде с заводской стоянки в то время дежурили бандиты, взимавшие дань с каждого покупателя. Прокурор долго упирался, звонил своему самарскому коллеге и в службу безопасности АвтоВАЗа, но заплатить все равно пришлось. «Но такого воровства, как при “Ростехнологиях”, не было со времен ЛогоВАЗа и Березовского», — говорит бывший президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков. Борис Березовский в свое время взял без предоплаты 20 000 автомобилей. За 5560 автомобилей он якобы не заплатил. По крайней мере 26 июня этого года за это суд заочно приговорил его к 13 годам тюрьмы.
Сейчас АвтоВАЗ официально признал недостачу 7459 автомобилей. На самом деле недостача может оказаться больше. Прокурорская проверка установила, что дилер АвтоВАЗА «Элекс-Полюс» не заплатил заводу 850 млн рублей за поставленные ему машины. Это более 4000 автомобилей. Это значит, что завод потерял около 11 500 автомобилей. Это больше 2 млрд рублей, недополученных в том числе поставщиками.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН

Пока есть три сценария спасения АвтоВАЗа. Минпромторг предлагает уволить до половины рабочих, сократить производство и модернизировать модельный ряд. А одновременно создать в Самарской области особую экономическую зону, предоставляющую налоговые льготы, в которой будет налажено производство комплектующих для завода. Это самый радикальный вариант. У него нет шансов на утверждение, говорит источник Newsweek в правительстве.
Самарская группа СОК, которая хочет вернуться на АвтоВАЗ, предлагает в обмен на реструктуризацию долгов и налоговые льготы сделать завод прибыльным и при этом сохранить персонал. Владельцы СОКа готовы оставить в залоге имущество группы — не только промышленные активы, но и недвижимость в Самарской области. Все эксперты, с которыми говорил Newsweek, полагают, что это предложение никто не будет рассматривать всерьез уже хотя бы потому, что у группы СОК плохая репутация и нет административного ресурса.
Есть программа, которую предлагает менеджмент АвтоВАЗа. Первый шаг: реструктурировать долги завода перед госбанками, выпустив облигации, которые купит Внешэкономбанк. Второй шаг: госбанки выделяют заводу деньги на запуск по крайней мере одной новой модели на платформе Renault. Это будет стоить €240 млн, и из них €180 млн дадут партнеры АвтоВАЗа Renault и Nissan, рассчитывают менеджеры завода. При этом российская сторона настаивает, чтобы западные партнеры внесли свой вклад не технологиями и оборудованием, а деньгами, а у тех эта перспектива не вызывает энтузиазма. Так или иначе, в основу спасительного плана, с которым согласится правительство, ляжет скорее всего этот сценарий, говорят эксперты.
В любом случае правительство должно будет потратить несколько десятков миллиардов рублей на поддержку завода и запуск новой модели, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ-Капитала». К 2012 году завод может остаться на плаву с двумя флагманами производства — автомобилем «Калина» и некоей новой машиной на базе Renault, считает Евгений Шаго из компании «Ингосстрах–Инвестиции». Но заводу придется резко снизить объем выпуска от существующей мощности — ведь к этому времени сегмент дешевых авто будет занят иномарками российской сборки. К 2012 году, предполагает Шаго, на заводе может остаться только треть персонала, а выпускать он будет чуть более 300 000 машин в год вместо миллиона автомобилей, которые завод в принципе может собирать сегодня.
Закупки комплектующих сократятся вдвое. Тяжелее всего придется так называемым поставщикам первого уровня — то есть тем, которые свой товар везут непосредственно на завод. Особенно если у них нет других заказчиков. Это, например, тот же «СОЭЗ-Автодеталь». Сегодня дела у него ничуть не лучше, чем в начале года, рассказывает генеральный директор Алексей Апоненко. У завода долги по платежам в бюджет, поэтому налоговики арестовали счета и завод не может платить зарплату. Половина сотрудников — 500 человек — были уволены. «А что делать? АвтоВАЗ сократил закупки», — разводит руками Апоненко. Что бы ни придумали в правительстве, прежних объемов производства на АвтоВАЗе уже не будет. А значит, увольнять сотрудников придется десяткам и сотням поставщиков.

Читайте также
«АвтоВАЗ» сократит 5 тысяч сотрудников
Работники «АвтоВАЗа» намерены провести акцию протеста
Автопром: увольнения в АвтоВАЗе
Назначен новый президент «АвтоВАЗа»
Президент «АвтоВАЗа» подал заявление об отставке
Прокуратура проверит законность увольнений на АвтоВАЗе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *