В последнее время в прессе появляются сообщения, что иностранные счета некоего российского бизнесмена заморожены, деньги заблокированы, а банк требует подтвердить законность их происхождения. Если законность происхождения подтвердить не удается (например, деньги пришли из офшора), то банк блокирует денежные средства. Такие ситуации случаются регулярно и уже представляют угрозу для бизнеса. Почему?

Первая причина: среди российских бизнесменов еще сохранилась порочная практика использовать личные счета для деловых операций. Вторая: при всем уважении к банковским институтам нельзя не учитывать, что у них имеется собственный интерес в использовании чужих денег. В истории немало прецедентов, когда банки «оставляли себе» деньги клиентов, ссылаясь на их фактические проблемы или на правовые мотивы.

Сегодня использовать традиционные офшоры, в основном относящиеся к Британским островам (БиВиАй, Каймановы острова, Джерси и т.д.), небезопасно, поскольку наиболее часто счета российских бизнесменов блокируют именно британские банки.

Небританские офшоры и более респектабельные юрисдикции типа Гонконга, Сингапура и европейских низконалоговых режимов уже не выполняют функцию завесы и не могут скрыть анонимность владельца благодаря развитию международного обмена данными между налоговыми органами и финансовыми институтами.

Санкции, принятые против отдельных российских граждан и организаций, могут быть использованы как формальный повод для блокировки счета. Владельцу счета может быть предложено доказать, что он никак не связан с попавшими под санкции лицами, а все, от них полученное, может быть рассмотрено как незаконно приобретенное, даже если оно получено до принятия санкций. С учетом этого естественным шагом после блокировки счетов частных лиц является блокировка счетов компаний – для начала тех, что инкорпорированы в сомнительных офшорных юрисдикциях.

Где же безопасно? Территориально – нигде, разве что в Ниуэ или Науру, но о таких юрисдикциях в приличном обществе говорить не принято. Традиционные одно- и двухступенчатые схемы работы небезопасны и потому неприменимы, структуру бизнеса необходимо менять. Причем срочно, так как не исключен риск ретроспективного применения положений о раскрытии налоговой информации и распространение срока давности на доходы, полученные до вступления в силу закона о контролируемых иностранных компаниях, через уголовно-правовые механизмы.

Есть несколько путей разрешения ситуации. Самый простой, но затратный способ– платить российские налоги по российским ставкам с той прибыли, которую получает иностранная компания. Второй способ, не всегда применимый, – отказаться от использования иностранных компаний и полностью вернуть бизнес в российское правовое поле. Третий вариант, нередко предлагаемый консультантами, – проводить за границей более 183 дней в году. Тогда налогоплательщик перестает считаться российским налоговым резидентом. Однако такой способ не только сопряжен с существенными неудобствами, но и ненадежен. Налоговые органы могут счесть, что налогоплательщик, хоть и предпочитает отечественным холодам далекие теплые страны, имеет центр жизненных интересов в РФ и потому все равно является налоговым резидентом со всеми вытекающими. Четвертый путь – выстраивание более сложных и квалифицированных налоговых схем – потребует на порядок больших организационных и финансовых расходов, поэтому он окажется не по силам многим из тех, кто использовал офшоры для оптимизации и уклонения. Да и для тех, кто будет готов к таким издержкам, он окажется крайне непривычным и потребует изменения парадигмы самого бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *