Акция по размыванию пакета на кондитерском концерне «Бабаевский» прошла в лучших традициях жанра. На прошлой неделе внеочередное собрание акционеров почти единогласно проголосовало за дополнительную эмиссию. Конкурсный управляющий, который единственно и мог голосовать от имени Инкомбанка, узнал о собрании из СМИ. Покупателями акций стали неизвестные фирмы.

Сладкая парочка

Российский шоколад — самый вкусный. Есть даже байка о том, почему «Инком» приобрел контроль над кондитерской фабрикой. Мол, дочь Владимира Виноградова сказала отцу, что ей больше всего нравится именно «бабаевский» шоколад. Кондитерская отрасль в то время переживала кризис, и АО «Бабаевское», как и все предприятия «кондитерки», искало в середине 90-х инвестора. Инкомбанк тогда же активно заводил промышленные активы. Устремления крупной фабрики и крупного банка совпали.

К 1995 году «Инком» довел свой пакет акций «Бабаевского» до контрольного. Родилась идея создания пищевого холдинга, в который банк намеревался вложить порядка $30 млн. С 1996 года началось приобретение региональных производств, и к 1998-му первая стадия формирования холдинга завершилась. Сейчас на балансе концерна находятся контрольные пакеты акций трех региональных предприятий — ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» (Нижегородская обл.), ОАО «Южуралкондитер» (Челябинск), ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская».

Изначально предполагалось ввести в концерн и московский «Рот-Фронт», контроль над которым тоже принадлежит «Инкому». Однако это решение так и не было реализовано. Сейчас, по словам руководителя отдела ценных бумаг «Бабаевского» Павла Заикина, на балансе концерна находится лишь 5% акций «Рот-Фронта». Если бы «Рот-Фронт» входил непосредственно в концерн, он портил бы всю картину. Падение производства на «Рот-Фронте» за 1999 год составило почти 25%, в то время как сормовское и челябинское предприятия за истекший год ровно на столько же увеличили производство. Благодаря финансовой помощи «Инкома» был создан действительно перспективный и сильный кондитерский холдинг. До кризиса в концерне обсуждались перспективы перехода на единую акцию по примеру нефтянки. Шла даже речь о возможности выхода на международный рынок посредством выпуска ADR первого уровня. Однако со временем связка с банком стала «Бабаевке» в тягость. После кризиса входивший в шестерку крупнейших банк перестал помогать концерну. Даже мешал, поскольку и другие инвесторы проявляли интерес к лидеру отрасли.

Если дополнительная эмиссия состоится — а она еще не прошла регистрацию ФКЦБ, — то Инкомбанк перестанет владеть контрольным пакетом «Бабаевки». По закрытой подписке треть акций концерна разойдется в соответствии с заявками между тремя неизвестными ООО — «Септстроем», «Бимиш Инвестментс» и «Эндорой». Кому это нужно?

Версия первая: новый инвестор

Слухи о возможной продаже «Бабаевского» циркулировали на рынке еще три года назад. Когда у «Инкома» начались серьезные проблемы, разговоры о возможной покупке концерна новым инвестором активизировались. В числе потенциальных покупателей назывались и неравнодушное к «Бабаевскому» московское правительство, и Национальный резервный банк, и швейцарская Nestle. Можно предположить, что дополнительная эмиссия затеяна специально под продажу.

Через подставные фирмы 33,3% акций кондитерского концерна будут скуплены по дешевке, скажем, теми же менеджерами Инкомбанка. К тому же акционеры, несогласные с дополнительной эмиссией, могут продать свои акции по 5 руб. 82 коп. Банку таким образом удалось бы сформировать больший, чем прежде, пакет (у «Инкома» оказалось бы около 80%), а затем перепродать его заинтересованным лицам по реальной рыночной стоимости.

Однако покупать «Бабаевский» сейчас некому. Главному претенденту — Nestle это предложение было бы интересно года два назад. Теперь же покупка конкурирующего концерна с раскрученной маркой бессмысленна. «У нас уже есть здесь шесть фабрик, — говорит директор по корпоративным связям Nestle Дженнифер Галенкамп. — Мы много инвестировали в брэнд «Россия» и сейчас сосредоточены на его дальнейшем развитии». Другие иностранные компании в создании кондитерских холдингов в России не заинтересованы: спрос на их продукцию не столь велик. И Mars, и Stollwerck, и Cadbury пока ограничились единичными производствами в Ступине, Покрове и Чудове соответственно. По словам Дмитрия Гофмана, менеджера Cadbury по торговому маркетингу, мощностей одной фабрики в Чудове с лихвой хватает для России — это крупнейшее вне Британии производство компании.

По информации «Ко», покупкой акций региональных кондитерских фабрик не так давно занялась инвестиционная компания ING Baring. Но и она, скорее всего, не купит «Бабаевский». По словам Павла Заикина, концерн гарантирован от того, что три ООО кому-то перепродадут акции.

Версия вторая: кривой вывод активов

Концерн «Бабаевский» — лучший из промышленных активов «Инкома». Прибыльный кондитерский холдинг фигурирует в январском проекте мирового соглашения с кредиторами: предполагалось, что 15% долгов вкладчики получат облигациями «Бабаевского».

В результате дополнительной эмиссии, если она осуществится, у «Инкома» останутся все те же 42 млн акций концерна. Однако после выпуска предполагаемых 27 884 000 акций принадлежащий банку и его «дочкам» пакет из 66% акций похудеет до 49,5%, перестав тем самым быть контрольным. Можно предположить, что попытка вывести «Бабаевский» из-под контроля «Инкома» — и соответственно его кредиторов — пришла в голову менеджерам банка, когда стало ясно, что банк не подлежит восстановлению. Легальный способ сделать это — эмиссия акций. Однако в пресс-службе Инкомбанка говорят, что о внеочередном собрании акционеров «Бабаевки» в банке узнали из СМИ.

Со 2 февраля все полномочия по управлению делами ОАО «АБ Инкомбанк», в том числе и по распоряжению банковским имуществом (к которому относится и «Бабаевский»), перешли к и.о. конкурсного управляющего Владимиру Алексееву. Алексеев и председатель комитета кредиторов Аркадий Вольский ответственно заявили, что все решения, принятые на внеочередном собрании 22 февраля, не имеют юридической силы, не подлежат исполнению и будут опротестованы вплоть до обращения в суд.

Версия третья: своя игра

В концерне «Бабаевский» искренне — или почти искренне -недоумевают, почему внеочередное собрание акционеров вызвало такой резонанс. Первые разговоры о проведении дополнительной эмиссии шли еще в июне 1999 года. 22 декабря того же года совет директоров, возглавляемый бывшим председателем правления «Инкома» Владимиром Грошевым, принял решение о проведении собрания для обсуждения в том числе и вопроса о совершении крупной сделки. Процедурная часть по подготовке собрания закончилась 19 января. Примерно в то же время Грошев говорил о намерении расплатиться «Бабаевского» с кредиторами облигациями. Он же и проголосовал от имени «Инкома» за дополнительную эмиссию. Причем заранее — что по закону вполне допустимо. А буквально через неделю арбитражный банк признал банк банкротом.

Цель дополнительной эмиссии — увеличить уставный капитал для реализации инвестиционных проектов. Как отмечает пресс-служба Инкомбанка, концерн всегда жил своей жизнью. Акционерам, пришедшим на собрание, объяснили, что вырученные от эмиссии средства пойдут на приобретение минской «Коммунарки» и благовещенской «Зеи». И 99,9% акционеров проголосовали за увеличение количества акций.

Переговоры с белорусами ведутся уже около двух лет. За это время обсуждались разные варианты сотрудничества, пока наконец не была достигнута договоренность о вхождении фабрики в акционерный капитал концерна. Мощность «Коммунарки» — 25 тыс. т в год, но главное ее достояние — репутация. Это старейшее в Белоруссии кондитерское производство.

Мощность «Зеи» еще меньше — 12 тыс. т в год. «Бабаевскому» уже принадлежат 30% акций фабрики. Несмотря на плачевное положение «Инкома», «Бабаевский» за счет собственных средств и привлеченных кредитов продолжал расширяться и в 1998-м, и в 1999 году. Для уверенного положения на рынке концерну не хватает мощностей. По мнению менеджмента, необходимо довести долю на рынке до 25%. Сделать это путем интенсификации невозможно: производительность труда на «Бабаевском» и без того одна из самых высоких в отрасли.

Естественно, что прибыльному предприятию вовсе не хочется расплачиваться за долги Инкомбанка. Тем более что концерн — любимое детище президента «Бабаевского» Сергея Носенко, который много лет проработал здесь, лично занимаясь всеми региональными проектами. К тому же менеджеры концерна и сами владеют акциями «Бабаевского». Многие из них не прочь увеличить подконтрольную долю. Банк-банкрот для них как груз на шее. Их желание избавиться от этого груза вполне понятно.

При этом «Инком» по-прежнему останется основным акционером «Бабаевки». Как считают в концерне, «похудание» пакета не должно беспокоить банк. «По нашим оценкам, его стоимость в четыре-пять раз перекрывает ту сумму, которая была затрачена на покупку акций, — отмечает Павел Заикин. — Стоимость принадлежащего банку пакета составит по рыночной оценке $10 — 11 млн. Но ведь мы хотим вложить деньги в развитие производства, и стоимость этого пакета благодаря дополнительной эмиссии вырастет».

На «Бабаевке» оптимистично считают, что Алексееву, Носенко и Грошеву удастся решить все проблемы мирно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *