Накануне выборов правительство увеличит расходы почти на триллион, но для этого придется повысить налоги и начать масштабную приватизацию

Еще весной отраслевым лоббистам казалось, что никаких надежд нет. Выбить из Белого дома и Минфина дополнительные деньги на 2011 год не получится, придется довольствоваться тем, что дают. А чиновники хором цитировали корреспонденту Newsweek своих начальников. На просьбы подчиненных проявить настойчивость в диалоге с Минфином министры, не сговариваясь, отвечали: «Не надо ссорить меня с Кудриным!»

Могущественного вице-премьера и главу Минфина министры опасаются не зря: с начала года его начальник премьер Владимир Путин раз за разом принимал сторону Алексея Кудрина во всех конфликтах, сотрясавших правительство. Но в бюджете 2011 года и отраслевики, и губернаторы могут найти приятные сюрпризы. В распоряжении Newsweek оказалась презентация проекта бюджета на 2011 год, подготовленная Минфином к заседанию правительства, которое должно пройти в самом конце июля. По сравнению с прошлым вариантом, ведомство Кудрина предлагает увеличить расходную часть бюджета почти на триллион рублей: вместо 9,4 трлн оно готово потратить 10,2 трлн рублей.

Дополнительные деньги пойдут на выплату пенсий, оборону, безопасность, сочинскую стройку века и несколько новых госпрограмм вроде строительства технополиса Сколково и «Чистой воды» от Бориса Грызлова. Отчасти повторяется ситуация с бюджетом 2007 года: несмотря на риски инфляции, правительство раздуло расходную часть, чтобы выборы в Думу прошли гладко.

ЦАРСКИЕ ОБЕЩАНИЯ

Всю весну и начало лета Минфин, как рассказал Newsweek сотрудник министерства, решал «проблему царских обещаний»: президент Медведев и премьер Путин за последний год раздали слишком много поручений, а деньги на их выполнение пришлось искать ведомству Кудрина. Как ни стремился Минфин к экономии, ответить всем «нет» не получилось.

Источников щедрости Минфин нашел целых три. Дорогая нефть—первое, что приходит на ум,—лишь один из них. Неплохая конъюнктура помогла увеличить прогноз нефтегазовых доходов с 3,3 трлн, до 3,6 трлн рублей. Но 300 млрд—это мало. Запросы ведомств в разы больше. Поэтому Минфину пришлось самому выступить в роли лоббиста и убеждать правительство повысить налоги. Если хотите больше потратить, кто-то должен за это заплатить.

О первой победе Newsweek рассказал в июне. Тогда Кудрин добился отмены налоговых льгот для месторождений Восточной Сибири, которые в ближайшие три года могли лишить бюджет $11 млрд. А совсем недавно стало ясно, что премьер одобрил и другие налоговые инициативы Минфина: повышение экспортных пошлин на газ (с 30 до 35%), нефтепродукты (60% от ставки пошлины на нефть), медь, калийные удобрения и никель. Радости жизни вроде табака или бензина тоже подорожают. Водку, по общему мнению, в правительстве решили пока не трогать.

Все это пополнит казну на 340 млрд рублей. А на днях глава налогового департамента Минфина Илья Трунин заявил, что и налог на добычу газа, который не трогали пять лет, скорее всего будет увеличен, причем сразу на 61%. Это даст еще 51 млрд рублей.

Третий источник для роста расходов—приватизация. Еще в прошлом году первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал ради пополнения бюджета резко увеличить программу приватизации, но никаких крупных сделок не последовало. И вот Минфин предлагает в 2011 году продать активов на 298 млрд рублей. Впервые с 1990-х приватизация становится важным фактором пополнения бюджета—последние годы правительство избавлялось в основном от мелких пакетов акций, которые часто оказывались никому не нужными.

ЛОББИЗМ ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ

Но даже увеличение расходов на 800 млрд рублей удовлетворит не всех. В предвыборный год правительство старается дать побольше пенсионерам и бюджетникам. На финансирование дефицита Пенсионного фонда в 2011 году уйдет не 662 млрд рублей, как предполагалось, а 890 млрд. Еще 53 млрд рублей потратят на индексацию зарплат военных, бюджетников, работников судебной системы и повышение стипендий студентам. «Это небольшая индексация»,—комментирует сотрудник Минфина, но в бюджете будут заложены резервы, чтобы при необходимости удвоить эту сумму.

А вот многочисленные стройки, дороги, инновационные проекты и прочие инвестиции поделили на два сорта: приоритеты «первого» и «второго» порядка. «Первым» повезло. 560 млрд рублей дополнительных расходов тонким слоем размажут по всему бюджету.

Более 40 млрд потратят на обеспечение безопасности олимпийских объектов в Сочи, правительство заплатит и за программу повышения безопасности на транспорте, анонсированную после весенних терактов в московском метро. Десять млрд рублей вместо шести получит на свои проекты президентская комиссия по модернизации, а 15 млрд отдельно пойдут на создание инфраструктуры в инновационном чудо-городе Сколково.

Кстати, это не так много. Еще месяц назад помощник президента Аркадий Дворкович надеялся, что будет больше. В Москве и Подмосковье на 15 млрд рублей много не построишь: совсем недавно выяснилось, что строительство 500-метрового продолжения Мосфильмовской улицы обойдется московскому бюджету почти в пять млрд рублей.

С приоритетами «второго» порядка ясности меньше. Они стоят еще дороже, около 650 млрд рублей, и денег на их реализацию в бюджете пока нет. Часть (около 230 млрд рублей) просят военные и спецслужбы, она проходит по так называемой закрытой части бюджета. Почти все остальное—поручения по продлению действия уже работающих федеральных целевых программ и разработке новых.

В слайде из презентации Минфина, который так и называется «Проблемные вопросы», этот пункт записан просто: «ФЦП». И по их поводу в правительстве идут нешуточные бои. Источник в аппарате правительства рассказал Newsweek, что Игорь Шувалов, который курирует сокращение расходов на ФЦП, требовал от ведомств «резать совсем или почти совсем». В конце июня Минэкономики сдало Шувалову свой анализ обоснованности расходов по ФЦП на 2011 год, но первый вице-премьер остался им недоволен: сэкономить на бумаге удалось только 200 млрд рублей, а хотелось больше.

«За запросы ведомств по ФЦП никто биться не будет,—утверждает высокопоставленный источник Newsweek в правительстве.—Большинство из них получат свои деньги по остаточному принципу». Для примера: планировалось, что на госпрограмму развития сельского хозяйства в 2011 году дадут 125 млрд рублей, а Минфин предлагает выдать 26,1 млрд. Министерство спорта и туризма надеялось получить на новую ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма» около 80 млрд, но больше 4 млрд рублей не получит.

БЮДЖЕТНАЯ ЛОВУШКА

Россия стоит перед той же дилеммой, что и развитые страны. Большие госрасходы помогают стимулировать экономику, которая только начала восстанавливаться после кризиса, но грозят увеличением дефицита бюджета и долгового бремени. Страны ЕС, с их традиционно высоким уровнем долга, решили, что дефолт опасней, и одна за другой принимают планы сокращения расходов.

Недавно эксперты Высшей школы экономики выпустили исследование, в котором указали, что российская экономика восстанавливается крайне медленно, поэтому резко сокращать расходы опасно. Самый лучший вариант—поддерживать в ближайшие годы дефицит бюджета на уровне 3% ВВП. Это и есть золотая середина между безудержным ростом расходов и чрезмерной скупостью, которая способна задушить экономику.

Минфин между тем был жестко настроен на бездефицитный бюджет. Дефицит с 5,4% ВВП в этом году должен был сократиться до 1% в 2013 году и до нуля в 2015 году. Но новый вариант получился более мягким. Хотя в 2011 году дефицит запланирован меньше, чем ожидалось ранее (3,6% ВВП вместо 4%), но и скорость его сокращения также снизилась: в 2013 году он должен составить 2,9%.

Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко доволен изменениями. «Сдвиг произошел в ту сторону, которую мы рекомендовали»,—говорит Алексашенко. Другое дело, что с приоритетами в расходах экономист по-прежнему не согласен, бюджет он характеризует как: «пенсионно-военно-полицейский». На повышенные пенсии и пособия как фактор роста внутреннего спроса у Алексашенко надежды нет. Вместо стимула для экономики Россия получит лишь рост импорта дешевых потребительских товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *