Киноакадемики вернулись к хорошо забытому порядку

В этом году у премии «Оскар» новые правила: номинантов на приз за лучший фильм теперь не пять, а десять. Могли урезать и до двух: все равно выбирать будут между «Аватаром» Джеймса Кэмерона и «Повелителем бури» Кэтрин Бигелоу – двумя самыми громкими фильмами года, получившими по девять «оскаровских» номинаций.
Специалисты утверждают, что новые правила могут повлиять на все кинорасклады, в первую очередь – на привычную схему выхода фильмов. Серьезное кино больше не будет толкаться в осеннем прокате, а спокойно распределится по всему киногоду. Кроме того, поскольку претендентов на приз теперь много, в шорт-лист могут попасть мультфильмы, комедии, блокбастеры – что они в этом году и сделали.
Удлиненный список потенциальных оскароносцев оказался похожим на список персонажей образцово-показательного фильма ужасов, в котором злобные твари пожирают отставших от группы товарищей. В таких фильмах всегда есть блондинка, брюнетка, чернокожий, интеллектуал, качок, и обычно их поедают очень политкорректно, ни в коем случае не убивая первым чернокожего или женщину. К финалу чаще всего остаются брюнетка, качок и интеллектуал, а уж кто из них победит чудовище – зависит от наглости сценариста.
В «оскаровском» коротком списке собралась именно такая компания. Здесь есть мультфильм («Вверх»), умная комедия («Мне бы в небо»), аттракцион небывалой синевы («Аватар»), военная драма («Повелитель бури»), свихнувшаяся научная фантастика («Район №9»), спортивная драма о чернокожем («Невидимая сторона»), слезовыжималка о толстой черной девочке («Прешес»), история взросления в Лондоне 60-х («Воспитание чувств»), трагический еврейский анекдот («Серьезный человек») и киноманская версия Второй мировой («Бесславные ублюдки») – бесконечное разнообразие с уклоном в нервный смех. И, как в плохом фильме ужасов, настоящая борьба идет между брюнеткой и качком – Кэтрин Бигелоу и ее бывшим мужем Джеймсом Кэмероном.
Борьба ужасная и смешная: если судить по кассе, «Повелитель бури» Бигелоу собрал за все время проката столько же денег, сколько кэмероновский «Аватар» собирает за несколько дней. Зато Бигелоу уже достались почти все престижные кинопризы: премия BAFTA, премия Гильдии режиссеров, Гильдии сценаристов и множество премий кинокритиков. Правда, «Золотой глобус» все-таки ушел «Аватару». Но, несмотря на ажиотаж, «Оскар» не выглядит полем боя, на котором бывшие супруги выясняют бывшие отношения. И не смотрится, к счастью, жалкой попыткой женщины пробиться в мужскую компанию оскароносцев. «Аватар» и «Повелитель бури» – достойные соперники. Оба так или иначе обновляют жанр, оба говорят о войне, в обоих герой делает то, что ему подсказывает сердце. В сущности, это относится почти ко всем фильмам, номинированным в этом году на «Оскар»: везде борьба, везде ущербный герой, везде сердце.
«Оскар», начав придумывать новые правила, входит во вкус: критики уже предлагают совместить номинации «Лучший актер» и «Лучшая актриса». В этом году такого нововведения не будет, и без того списки лучших актеров и актрис довольно экстравагантны: Сандра Буллок соревнуется с Хелен Миррен и Мерил Стрип, а никому не известный Джереми Реннер из «Повелителя бури» – с Морганом Фрименом и Колином Фертом.
Список номинаций пока не изменился, но поменялись правила голосования. Раньше из шорт-листа каждый киноакадемик должен был выбрать одного победителя. Сейчас схема стала другой: киноакадемики должны расставить фильмы по степени предпочтения от первого до десятого места. Лучшим становится фильм, набравший больше половины голосов. Если нет очевидного лидера, из списка выкидывают претендента, занявшего последнее место, а голоса тех, кто поставил ему «десятку», уходят их «девятибалльному» фильму. Теоретически может возникнуть ситуация, при которой победа достанется всеобщему «второму месту» – милому, но не лучшему фильму года. С другой стороны, на «Оскаре» такое случалось сплошь и рядом.
До середины 1940-х годов короткий «оскаровский» список тоже состоял из десяти фильмов. Потом его урезали до пяти. То, что киноакадемики решили его снова расширить, говорит об их оптимизме: во времена, когда слова «финансовый кризис» все еще популярнее слов «хорошее кино» и не на все проекты можно найти финансирование, академики уверены, что как минимум десять хороших фильмов появляются в течение года. Но, кроме того, нововведение говорит о некоторой мутации самого понятия «фильм, достойный “Оскара”».
Одной из причин появления «десятки» вместо «пятерки» все считают драму, которая разыгралась на прошлогоднем «Оскаре»: «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, один из самых заметных фильмов года, вообще не попал в шорт-лист. В прошлом году к «Оскару» вряд ли мог прорваться кинокомикс: место таких картин – в номинациях на лучший звук и лучшие спецэффекты. Когда перед самой премьерой «Аватара» у Кэмерона спрашивали, что он скажет, получая статуэтку за лучший фильм, он смущался и отвечал, что и рад бы сказать что-нибудь этакое, но «Аватар» никак не похож на кино, которое могло бы заинтересовать киноакадемиков.
Но комиксы и фэнтези описывают современное общество гораздо лучше, чем социальные драмы. Самыми политическими фильмами в нынешней борьбе за «Оскар» оказываются «Аватар» и «Район №9» – фэнтези и фантастика. Самым смешным – «Бесславные ублюдки», тарантиновское прочтение Второй мировой войны. Мультик «Вверх» рассказывает о смерти, а военная драма Бигелоу вообще не вспоминает о долге перед Родиной. Такое ощущение, что из всех фильмов прошлого года киноакадемики выбрали именно те, что пытались расшатать установленные жанровые и сюжетные рамки. Новый стандарт для новых правил.
А наиболее многозначным, ни на что не похожим и умным фильмом в списке номинантов остается «Серьезный человек» братьев Коэнов. Он вряд ли получит главную статуэтку – в нем нет ни захватывающей аттракционности, ни утонченного насилия над зрителем, как в «Аватаре», ни адреналинового прихода «Повелителя бури». Там, где Кэмерон и Бигелоу говорят: «Смотрите, как интересно!», братья Коэны просят зрителя отвернуться. Это не для «Оскара». Это для фильма ужасов: пока брюнетка и качок отвлекают внимание публики-монстра, интеллектуал тихонечко бредет к выходу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *