И разумеется, наибольшую выгоду может получить Сочи, только что освоивший благодаря Олимпиаде огромные капиталовложения: по подсчетам министра финансов РФ Антона Силуанова, на развитие инфраструктуры города в ходе подготовки Игр было потрачено 400 млрд руб. Но для того чтобы эту инфраструктуру трансформировать в процветающий туристический кластер, нужна простая и легковыполнимая идея. Между тем понятной концепции, как именно Сочи станет зарабатывать на туризме, пока нет. Зато есть риски, что в постолимпийском городе разгорится конфликт интересов большого и малого бизнеса.

При всем при том увеличение потока туристов в Сочи уже фиксируется, хотя и не очень большое. Сочи и без Олимпиады был крупным туристическим центром. Ежегодно туда приезжают около 4-5 млн отдыхающих, большая часть из которых — примерно 50% — предпочитает санатории. В наступающем сезоне Сочи ждет увеличение числа гостей как минимум на 10% и перераспределение в размещении: за счет новых отелей существенно разросся номерной фонд. Что касается уровня цен на гостиницы, то конкуренция между отелями на расценках пока не сказалась. В среднем за сутки проживающим предложат заплатить от 1700 руб. за три звезды до 4500-5000 руб. в четырех-пяти звездах: владельцы гостиниц стремятся вернуть инвестиции.

Турция и Египет значительно дешевле. Но генеральный директор туристической компании «Свой ТТ» Сергей Войтович считает, что говорить о конкуренции курортов Краснодарского края, Турции и Египта как минимум некорректно. «Сейчас только примерно у 15% россиян есть загранпаспорта, — поясняет Сергей Войтович. — Северные регионы, военнослужащие, невыездные сотрудники разных предприятий — все отдыхают в России. В Краснодарский край приезжают несколько миллионов отдыхающих. Это в разы больше, чем в Турцию и Египет, вместе взятые» Кстати, турецкие компании, прекрасно понимающие представления российских туристов об отдыхе, давно работают в Сочи. Так, еще в 1994 г. фирмы Gama и Erna вместе с администрацией края и «Газпромом» построили гостиницу «Лазурная» (позднее почти 100% выкупил «Газпром»), а крупнейший мировой турецкий оператор Rixos построил 5-звездочный Rixos Krasnaya Polyana Sochi.

Уже наличествует в Сочи и «постолимпийский синдром»: на место проведения Игр приезжают туристы, не попавшие на само событие. Люди едут посмотреть, «как оно было», «прикоснуться» к большому спортивному мероприятию. С учетом того, что для России Олимпиада прошла весьма успешно, в постолимпийском сезоне в Сочи ожидается увеличение количества гостей. «Город посетят еще примерно полмиллиона туристов, — подсчитывает Сергей Войтович. — Это 50% нормального трафика Турции». По мнению экспертов, «постолимпийского синдрома» хватит на полтора-два года. И за это время надо успеть освоить свежеотстроенный номерной фонд и инфраструктуру. Иначе будет поздно, и все инвестиции уйдут в песок.

Пути развития

Некоторое время российские чиновники планировали превратить в Сочи спортивный центр. Да и президент Владимир Путин дал четкое указание продумать, как сделать, «чтобы город мог участвовать в других программах развития, в том числе по линии поддержки здравоохранения, образования, развития спорта и так далее». Ведь, помимо олимпийских объектов, там построена трасса для гонок «Формулы-1». Но столицей автоспорта Сочи вряд ли станет. «Для иностранных спортсменов, постоянно наxодящиxся в разъездаx по соревнованиям, одной из болезненныx является проблема получения визы, — поясняет эксперт «Формулы-1″ в России Оксана Косаченко. — Да и логистически Сочи — не самое комфортное место. Российские автоспортивные команды в основном располагаются в районе Питера и Москвы, то есть нашим гонщикам, большинство из которыx сосредоточены вокруг двух столиц, ездить в Сочи потренироваться на денек-другой нет смысла. Полагаю, перед Краснодарским краем стоит глобальная задача развития автоспорта в прилегающиx регионаx — только это сможет обеспечить загрузку трассы между этапами Гран-при». Но автоспорт — удовольствие не из дешевых: инвестиции в спортсмена исчисляются десятками и сотнями тысяч евро.

Да и с неавтомобильным спортом в Сочи есть сложности.

Спортивные фантазии чиновников после победы российской сборной в Сочи как минимум удивляют. Так, после закрытия Игр вице-премьер Дмитрий Козак озвучил идею превратить «Айсберг», который изначально планировалось переоборудовать в велотрек, в центр мирового ледового шоу. «Это лишний раз доказывает, что ни один объект не будет брошен после завершения Олимпиады, — цитируют СМИ Дмитрия Козака. — Мы хотим создать на нем мировое ледовое шоу, которое должно будет привлечь туристов со всего мира. А если не получится, у нас по-прежнему остается проект велотрека». Планы чиновников пока больше смахивают на «прожекты».

В городе пять стадионов. В таком количестве они объективно не нужны. Международного спортивного курорта в Сочи не получится хотя бы потому, что сейчас процесс получения российской визы — приключение не для слабонервных. Поэтому Сочи вряд ли станет площадкой для международных конгрессов. Можно пригласить турецких специалистов и два стадиона превратить в хорошие и качественные аутлеты, как, например, это сделано под Миланом. Тогда туристы поедут в Сочи и поплавать в море, и покататься на лыжах, и одеться-обуться. Это простая в исполнении и жизнеспособная концепция. И она не единственная, можно придумать еще.

По мнению аналитиков «Инвесткафе», в случае строительства аутлетов инвестиции в 1000 кв. м могут составить порядка $3 млн. Но в краткосрочной перспективе рассматривать Сочи как возможный российский шопинг-курорт не стоит. «В случае с путешествиями за покупками туристы ожидают получить широкий ассортимент различных брендов, высокое качество продукции и большие скидки, — комментирует аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. — В связи с этим не думаю, что Сочи будет интересен туристам в этом плане, так как вероятность того, что ритейлеры начнут массово открывать магазины в олимпийской столице и создадут необходимое предложение, невысока. Причины те же — неопределенные перспективы развития города и существенные риски, связанные с возможностью не получить достаточный для окупаемости туристический поток».

Еще один из озвученных сценариев развития Сочи — превратить город в центр делового туризма. Уже в преддверии Олимпиады в event-агентства стали поступать запросы на проведение мероприятий в Сочи. «Первые запросы были от различных частных клиентов, которым хотелось получить хорошо организованный сервис при посещении Олимпиады, — рассказывает глава event-агентства «КнязевЪ» Сергей Князев. — Сейчас пошли запросы от корпоративных клиентов, которые планируют на весну, лето и осень текущего года свои мероприятия. Речь идет о проведении различных форумов и конференций для топ-менеджеров компаний и дистрибьюторов этих компаний. Немало заказов на клиентские мероприятия, которые планируют провести в олимпийских объектах крупные банки, фирмы и госкорпорации».

По мнению туроператоров, корпоративный сегмент способен дать Сочи дополнительно 2-3% турпотока. Для такого количества 4- и 5-звездочных отелей недостаточно. «Что касается номерного фонда, то, скорее всего, он будет либо простаивать, либо частично закрываться», — полагает генеральный директор оценочной компании «Справедливая стоимость» Вадим Ткаченко.

Замки на песке

Если турист едет смотреть, например, Прагу, он целыми днями гуляет по городу, а в отель возвращается ночевать. Для курортных гостиниц подобный минимализм не работает. Гостю требуется развитая инфраструктура: несколько ресторанов при отеле, сувенирные лавки, SPA-центр и много чего еще. Если гостиница не работает постоянно, персонал теряет сноровку, количество инфраструктурных объектов уменьшается, как следствие, отель становится менее привлекательным для клиентов. Кроме того, туристам нужны приемлемые цены. «Если говорить о Сочи, то сейчас, во-первых, требуется грамотная концепция привлечения турпотока (номерной фонд-то увеличился!) и продуманные маркетинговые стратегии отелей. Ни того, ни другого пока нет», — констатирует Сергей Войтович.

Зато имеются вполне реальные отели-замки на 4 и 5 звезд и миллиарды рублей, потраченные на их строительство. Российские бизнесмены перед Олимпиадой активно инвестировали в возведение гостиниц в Сочи. Так, Виктор Вексельберг, председатель совета директоров ГК «Ренова», вложил 16 млрд руб. в курортный комплекс. В декабре 2013 г. «Ренова» ввела в эксплуатацию гостиницы Azimut Hotel Resort&SPA Sochi 4* (720 номеров) и Azimut Hotel Sochi 3* (2880 номеров), а также ландшафтный парк. По данным «Реновы», номерной фонд ее гостиниц составляет около 10% от всего гостиничного фонда Сочи. Владимиру Потанину (президент «Интерроса») объекты в Сочи — горнолыжный курорт «Роза Хутор», к которому пришлось достроить сноуборд-парк, фристайл-центр и Олимпийскую деревню на 1500 номеров, — обошлись в 81,5 млрд руб. Бывший президент Кабардино-Балкарии, а ныне основатель холдинговой компании «Синдика» Арсен Каноков построил в Сочи две гостиницы (4 и 5 звезд). Общий объем инвестиций достиг 6,8 млрд руб. К Олимпийским играм дизайн-отель в Сочи планировал открыть российский дизайнер Денис Симачев совместно с ICN Development. Инвестиции в проект должны были составить 2,5 млрд руб., но сейчас сроки сдачи объекта перенесены на 2016 г.

Номерной фонд Сочи увеличился как минимум вполовину, и даже проблем с гостиницами уровня 2 и 3 звезды по большому счету нет. Это семейный бизнес, который не нуждается в рекламе: гости приезжают из года в год к знакомым хозяевам, рекомендуют место друзьям, обходясь без помощи турагентств. Однако, чтобы превратить Сочи в популярный курорт, построенного мало. По мнению владельца холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски, в город надо инвестировать еще 10-15% от объема уже потраченных на олимпийские стройки средств. Между тем государственный бюджет вряд ли будет источником этих инвестиций: Сочи для правительства — уже пройденный этап, основной поток госинвестиций в курортную инфраструктуру теперь хлынет в Крым.

«Сумма требуемых инвестиций в Сочи достаточно велика, — комментирует ситуацию Вадим Ткаченко. — Дело в том, что непонятно, с кем Сочи будет конкурировать. Если речь идет о российских курортах, то Сочи и так вне конкуренции, хотя бы потому, что аналогов такого курорта в России нет. Поэтому проблема не столько в инвестициях в саму инфраструктуру, сколько в качестве и снижении себестоимости».

Либо пан, либо пропал

Перспективы развития у Сочи, несомненно, есть. Если рассматривать оптимистический сценарий, то к маю отели успеют отчитаться по Олимпиаде и предложить туроператорам интересные маркетинговые концепции, то есть суммирующиеся системы скидок, раннее бронирование — все то, чем можно заманить российских клиентов. (Некоторые отели успели сформировать скидочные предложения еще в конце января. Так, Golden Tulip Rosa Khutor предлагала 30-процентную скидку на март-апрель 2014 г.) О зарубежных туристах, по мнению опрошенных «Ко» экспертов, речь по большому счету не идет. Кроме проблем с получением российской визы, нельзя сбрасывать со счетов транспортные затруднения: в Сочи есть только один международный рейс из Турции, «Австрийские авиалинии» полеты в Сочи прекратили. Кроме того, часть отелей уже передана под управление турецкой сети Rixos, которая, по словам главы Сбербанка Германа Грефа, «хорошо понимает потребности и возможности российских туристов и сможет держать цены на самой нижней планке». На внутренний рынок выходит все больше туроператоров. «Нам удалось получить от сочинских отелей интересные предложения, — рассказал корреспонденту «Ко» заместитель руководителя отдела внутреннего туризма Coral Travel Юрий Блейз. — Большинство 3- и 5-звездочных отелей предложило достойные цены, уверен, мы сможем обеспечить хорошую заполняемость. Кроме того, мы даже планируем пустить в Сочи и Анапу чартерные рейсы, не реже двух раз в неделю».

Жертвой оптимистического сценария станет местный малый бизнес. «Если отели предложат грамотные системы скидок, то отдых в 4 звездах будет стоить примерно столько же, сколько он стоит в мини-отеле, — предвидит конфликт интересов Сергей Войтович. — Гости, которые раньше из года в год приезжали в семейный отель, потребуют дополнительных скидок или переберутся в большую гостиницу, где, кроме привлекательной цены, есть еще и разнообразная инфраструктура. Малому бизнесу невозможно вести ценовые войны с крупным бизнесом». Причем значительная часть представителей малого бизнеса даже не задумывается о возможных сложностях. «У меня всего пять номеров, я вообще не знаю, что в больших гостиницах творится», — сообщил корреспонденту «Ко» собственник одной из мини-гостиниц на условиях анонимности. Владельцы семейного гостиничного бизнеса не собираются конкурировать с крупными отельерами. Для этого у них нет ни возможностей, ни специальных знаний (это общая проблема малого бизнеса), ни, если честно, желания. «В прошлом году люди приезжали, и в этом приедут, куда денутся», — примерно так думают о наступающем сезоне владельцы мини-гостиниц.

Ситуация вполне ясна: либо крупные отельеры задушат малый семейный бизнес, либо инвесторы, которые строили 5-звездочные комплексы с государственным залогом, скостят свои долги, а гостиницы постепенно обветшают. Миллиардные инвестиции уйдут в никуда. Конфликт интересов в Сочи уже наметился, а вот концепция дальнейшего развития региона до сих пор туманна. А время идет, и кто-то должен принять решение, чем жертвовать. Как и на Олимпиаде, количество призовых мест ограничено. Побеждают самые расторопные.

Примеры цен на отдых 1-14 июня 2014 г. 2 взрослых

Rixos Libertas 5*, Хорватия (с перелетом)

145 тыс. руб.

Делюкс-отель «Русские сезоны» 5* Сочи (без учета стоимости дороги)

122 тыс. руб.

Green House Сочи 4* (без учета стоимости дороги)

87 тыс. руб.

Golden 5 City 5* Хургада, Египет (по системе «все включено», с перелетом)

60 тыс. руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *