В ходе недавнего IPO«Комстар – Объединенные Телесистемы» привлек около $1 млрд на развитие. Рынок гадает, каким образом будет потрачена эта сумма. В самой компании планов не раскрывают, но говорят, что намерены устроить «шопинг» – в том числе и в регионах, которые сегодня приносят «Комстар» пятую часть всей выручки.

 

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков давно хотел вывести МГТС на зарубежную биржу – к концу 2005 года «Система» владела в этом операторе контрольным пакетом акций (55,62%). Однако «Связьинвест», будучи крупным акционером оператора (28% голосующих акций), эту инициативу блокировал, опасаясь размывания своей доли. Тогда «Система» «легким движением руки» превратила «Комстар» из «дочки» МГТС в ее «маму». С этой целью «Комстар» провел допэмиссию акций на сумму 256 млн руб. Она была выкуплена «Системой», которая, в свою очередь, расплатилась не «живыми» деньгами, а принадлежавшим ей пакетом в МГТС. В результате этой операции «Система» получила контроль над 51% акций консолидированной компании. Еще 33% акций «Комстар» находятся в свободном обращении в форме GDR. Остальные акции «Комстар» – в собственности МГТС, то есть компании объединены схемой перекрестного владения. В феврале нынешнего года состоялось IPO «Комстар» на Лондонской фондовой бирже. В ходе размещения «Комстар» привлек чуть более $1 млрд ($976 млн – после вычета комиссионных выплат андеррайтерам). Таким образом, инвесторы оценили всю компанию примерно в $3 млрд, тогда как до размещения большинство участников рынка сходились на сумме в $2 – 2,6 млрд. Если конкуренты «Комстар» сегодня также недооценят компанию, они вполне могут поплатиться за это региональными рынками.

Генеральный директор «Комстар-ОТС» Семен Рабовский делится с «Ко» историей подготовки к IPO и рассказывает о том, как бороться с нехваткой квалифицированных кадров в регионах.

 

– Кому принадлежит авторство столь простого, но в то же время неожиданного хода: превратить «Комстар» из «дочки» МГТС в ее «маму»?

 

Не стоит воспринимать все буквально: реструктуризация «Комстар» проводилась не только для решения проблем, связанных с привлечением дополнительных средств. Это было второстепенной задачей. Основная же задача заключалась в интеграции ресурсов фиксированной связи, принадлежащих АФК «Система». Ведь, согласитесь, владеть разрозненными контрольными пакетами в МГТС, «Комстар» и «МТУ-Интел» не совсем разумно.

Как вы знаете, МГТС является компанией, ориентирующейся сугубо на московский рынок. Этим она серьезно отличается от «Комстар», которая придерживается региональной стратегии развития. По нашему мнению и мнению наших акционеров, региональная экспансия является одним из основных драйверов роста компаний. И такое распределение акций, при котором «Комстар» превратилась в «консолидатора» целой группы компаний, – просто вопрос более эффективного управления. Отвечая на ваш вопрос по поводу авторства, отмечу, что идею нам «подсказала» сама логика развития отечественного телекоммуникационного рынка. После «обкатки» схемы среди наших консультантов она была одобрена и адекватно воспринята еще и западными инвесторами.

 

– Как можно объяснить высокий интерес зарубежных инвесторов к российскому телекоммуникационному рынку на фоне пассивности отечественных? По данным аналитиков ИГ «Атон», 90% акций «Комстар», выставленных на IPO, выкупили именно иностранцы.

 

– Финансовые возможности зарубежных фондов в несколько десятков раз превышают возможности российских инвесторов. Хотя при составлении окончательной книги заявок мы отдавали определенный приоритет именно россиянам. Непосредственно перед IPO мы провели множество встреч как с мелкими, так и с крупными отечественными инвесторами, стараясь сделать все возможное, чтобы российский рынок смог вложиться в наши акции. Но в то же время необходимо было соблюсти «справедливость» и распределить акции в равной степени между американцами, европейцами, россиянами и инвесторами из других стран.

 

– После IPO представители «Комстар» заявили, что вырученные деньги планируется потратить на строительство сетей связи и покупку компаний в России и СНГ. Сейчас вы уже можете конкретизировать эти достаточно расплывчатые намерения?

 

– Мы идем в направлении создания национального мультисервисного оператора. В данный момент ведутся переговоры по поводу нескольких активов, в том числе с одной крупной фирмой в Москве, обладающей собственной региональной сетью. Но это не значит, что мы сами не будем строить собственную федеральную сеть связи – сейчас мы получаем на это лицензию. Кроме того, мы планируем участвовать в приватизации компаний фиксированной связи в нескольких странах СНГ и ряда российских госкомпаний, не вошедших в «Связьинвест». Еще $150 млн пойдут на рефинансирование долга, который образовался при выкупе пакетов миноритарных акционеров МГТС во время первой оферты.

 

В конце прошлого года «Комстар» предложила другим акционерам МГТС оферту на приобретение их акций в компании. Из более чем 40-процентного пакета акций МГТС, принадлежащих миноритариям, вам удалось выкупить лишь 4,2%. Главный же миноритарий – компания «Связьинвест» – так и не продал свой 28-процентный пакет по причине долгих раздумий правительства. С чем вы связываете отсутствие у министров единого мнения относительно необходимости продажи принадлежащих «Связьинвесту» акций МГТС: с экономикой или политикой?

 

– Это вопрос к «Связьинвесту». Я не готов высказывать мнение на этот счет, потому что не знаком с их процедурами, принципами согласования решений, их методикой оценки предложений и т.д. Мы предложили оферту, она живо обсуждалась в «Связьинвесте», вызвала интерес, но пока не принесла результатов. Сейчас мы объявили вторую оферту по выкупу акций МГТС. Объявленную цену мы считаем справедливой и надеемся на положительное решение со стороны «Связьинвеста». За свои акции «Связьинвест» сможет выручить около $390 млн при стоимости выкупа одной акции 490 руб. Так что этот вопрос не закрыт. Сегодня нашей компании принадлежит около 63% голосующих акций МГТС.

 

– В конце февраля Россвязьнадзор включил «Комстар» в реестр существенных операторов связи. Теперь, согласно закону «О связи», государство имеет право регулировать тарифы компании на присоединение к ее сети других операторов и пропуск их трафика. Вы же в своем инвестиционном меморандуме заявили, что в реестр существенных операторов может попасть МГТС, более 60% акций которой теперь принадлежит «Комстар». Не боитесь появления исков – пусть даже и «спекулятивных» – со стороны обиженных инвесторов, которых вы не предупредили о возможности нынешнего решения Россвязьнадзора?

 

– В меморандуме все раскрыто правильно. Мы указали, что МГТС является существенным оператором, и Россвязьнадзор может признать «Комстар» существенным оператором именно через аффилированность с МГТС.

Плюс ко всему подпадающий под регулирование сегмент нашей деятельности является незначительным с точки зрения нашего бизнеса, и мы его не указывали как основной драйвер роста. Так что мы не ожидаем возникновения исков только на основании того, что кто-то неправильно прочитал наш меморандум. Точно так же мы не предполагаем снижения курса акций только в связи с тем, что один из видов наших тарифов будет регулироваться государством. Мы будем обязаны представить расценки на присоединение и пропуск трафика в Россвязьнадзор, который на их основании будет регулировать тарифы. А себе в убыток мы работать не будем в любом случае.

 

Как идет «покорение» регионов? Помнится, в конце 1990-х годов «Комстар» развивала бизнес только в Самарской области, вокруг «АвтоВАЗа» и его смежных предприятий. А около года назад вы жаловались на то, что за региональных операторов с оборотом до $1 млн их владельцы просят «не совсем справедливые» деньги. Что изменилось с тех пор? Ведь и «АвтоВАЗ» сегодня совсем не тот…

 

– То, как строился филиал в Самарской области, – единичный случай. В целом же тактика нашей компании не заключается в заходе в регионы через местный бизнес. К примеру, на филиал в Сочи мы нашли средства самостоятельно, а в Саратове купили местную компанию.

Сегодня мы собираемся довести доли «Комстар» в дочерних компаниях до 100% и преобразовывать их в наши филиалы. За последние полгода приобретены пакеты пяти региональных операторов связи. Надеемся, вскоре будут и крупные приобретения. Сейчас каждый пятый рубль «Комстар» зарабатывается именно в региональных представительствах.

 

«Москвичи малоподвижны и мало кто из них хочет ехать в регионы. Нужен внутренний «драйв», чтобы бороться за региональные рынки», – говорили вы в прошлом году. Вы нашли этих самых «драйвовых» сотрудников?

 

–Эта проблема до сих пор остается актуальной, и мы ее решаем самыми разными способами. Но в первую очередь мы стараемся опираться на уже проверенные нами кадры. Часто в приобретаемой компании мы оставляем прежнюю команду. Хотя иногда нехватка квалификации у людей на местах ощущается сильно, и тогда штат дочерней структуры серьезно усиливается специалистами из Москвы. Также мы «прокачиваем» новых людей на московских подразделениях «Комстар-ОТС».

 

– Еще год назад услуги для физических лиц занимали ничтожно малую долю в структуре доходов «Комстар» – около 3,2%. Вы последовали примеру «Голден телеком» и сфокусировались на работе с девелоперами, строящими бизнес-центры. Сделали это, надо признать, удачно, «отвоевав» такие знаковые объекты, как, например, «Сити». Каков ваш план дальнейшего развития: вы намерены привлекать больше физических лиц или, скорее, заинтересованы в телефонизации крупных бизнес-центров?

 

– Не забывайте, что «Комстар» сегодня невозможно представить без «МТУ-Интел» и МГТС, наших дочерних компаний. Поэтому работа осуществляется по всем направлениям: и бизнес-центры, и частные абоненты, и региональная экспансия. Мы заранее позиционировали каждую компанию на свой сегмент. Благодаря этому мы добиваемся синергии и ликвидируем внутреннюю конкуренцию.

Для нас по-прежнему крайне привлекательны корпоративные клиенты. Другое дело, что объемы застройки бизнес-центров и гостиниц в Москве недостаточны, и большинство корпоративных клиентов уже разобраны. Зато вот Подмосковье начало серьезно развиваться.

 

А как вы оцениваете новые правила оказания услуг телефонной связи, вступившие в силу 1 января 2006 года? Если раньше межрегиональные компании(МРК) «Связьинвеста»оказывали услуги дальней связи от своего лица, то теперь они будут оказывать эти услуги в качестве агентов «Ростелекома» или других операторов дальней связи.

 

– У меня тоже много вопросов по этому поводу. Во-первых, демонополизация рынка дальней связи произошла большей частью на бумаге: многие компании получили лицензии, но не получили префексы. К тому же им необходимо преодолеть множество технологических проблем, которые зачастую неразрешимы. К примеру, оборудование ни одного из операторов еще не готово отличить выбор абонента, если действующих операторов дальней связи будет не два или три, а, скажем, пятнадцать.

На мой взгляд, зоновые операторы – компании, предоставляющие услуги связи между населенными пунктами одного региона – являются лишними в этой цепочке. Для получения зоновых лицензий необходимо провести линии до каждого «городского поселения» – и это для того, чтобы маленький оператор имел право работать внутри только одной области!

Само по себе движение по демонополизации рынка идет в правильном направлении. Но, как это всегда в нашей стране бывает, по кочкам. На мой взгляд, выходом является изменение законодательства в сторону создания неких консорциумов, вскладчину строящих одну сеть и конкурирующих пакетами.

 

– Крупнейшими провайдерами Wi-Fi-услуг на отечественном рынке являются компании «Комстар» и «Таском». Вы используете принципиально разные бизнес-подходы. Так, около 60% хот-спотов «Таском» являются бесплатными для пользователя – вместо него трафик оплачивает хозяин заведения, в котором установлен хот-спот. У «Комстар» же число бесплатных точек доступа не превышает 3%. Что сегодня происходит на рынке Wi-Fi-услуг в России и Москве? Больших перемен к лучшему пока не видно. Разве что, по моим субъективным ощущениям, растет количество заведений в программе «Яндекс. WiFi», которую осуществляет «Таском».

 

– Увеличение числа точек «Яндекса» бросается в глаза потому, что они концентрируются в ресторанах и кафе, где объективно публика бывает чаще. Вы же, наверняка, не следите за тем, с какой скоростью подключаются гостиницы и бизнес-центры. А «Комстар» ориентируется именно на этих клиентов. Мы создаем закрытые беспроводные сети для нужд корпоративных клиентов, развиваем Wi-Fi в регионах: Тольятти, Самаре, Саратове, Санкт-Петербурге.

Если же говорить о тенденциях на рынке Wi-Fi, одна из наиболее заметных – это «миграция» владельцев публичных точек к провайдерам, предлагающим оплачивать услуги связи их конечным потребителям, а не заведениям.

 

Как вы оцениваете перспективы появления WiMAX в России? Насколько мне известно, в правительстве и регулирующих органах до сих пор идут «частотные» споры, из-за чего отечественные операторы не знают, оборудование каких производителей им покупать. Да и в стане самих производителей пока «согласья нет», и они все еще не могут выработать единые индустриальные стандарты.

 

– Потенциал этой технологии налицо, а вот перспективы до момента принятия стандартов туманны. Пока отечественной концепции по WiMAX не принято, и под данную технологию в России ни частот, ни лицензий не выдается. То, что сегодня в нашей стране предлагается под вывеской WiMAX, – это только отдельные, частично реализованные технические возможности, присущие системам этого класса.

Наша компания также планирует развивать сети WiMAX. У нас уже даже отработана сеть pre-WiMAX (переходная технология от Wi-Fi к WiMAX на оборудовании, которое было произведено и продано еще до окончательного утверждения стандарта WiMAX. – Прим. «Ко»). Мы верим в WiMAX больше, чем в 3G, так как считаем, что возможности совмещения множества функций в одном аппарате имеют свой предел. При этом не стоит забывать о том, что даже с введением 3G в эксплуатацию 80% владельцев мобильных телефонов так и будут пользоваться лишь обычной голосовой связью и SMS. А затраты на построение сетей 3G очень существенны, и окупать их как-то надо. Вот и получится, что 100% пользователей будут оплачивать услуги, предназначенные для 20%. Мы верим в то, что WiMAX – это технология, которой, как и стандартом 2G, будут пользоваться 100% абонентов.

 

– Вы намеревались осуществить амбициозный проект по оснащению хот-спотами Wi-Fi московского метрополитена и даже установили первые из них на трех центральных станциях – «Театральная», «Охотный ряд» и «Площадь революции». Как продвигается дело сегодня?

 

– Действительно, проект инновационный. Wi-Fi еще ни в каком метро, кроме московского, не устанавливался. Такая сеть только планируется в лондонской подземке.Также мы готовим проект запуска сети Wi-Fi в петербургском метро.

Для метро пока предпочтительнее точечное освоение, начиная с наиболее многолюдных станций и пересадочных узлов, где собираются не столько движущиеся, сколько ожидающие пассажиры. Предоставление услуги в вагонах метро сопряжено с большими сложностями. Ведь там требуется обеспечить хорошую скорость передачи данных во время движения поезда. И я бы не хотел сейчас говорить о будущем проекта, так как у нас на руках пока только результаты опытных испытаний.

 

Что такое «Комстар-ОТС»

Год основания: 2004

Сфера деятельности: телекоммуникации

Оборот за 9 месяцев 2005 года: $636,8 млн

Штат: более 1500 человек

Основные конкуренты: GoldenTelecom, Equant

 

Резюме Семена Рабовского

Год рождения: 1954

Образование: Московский электротехнический институт связи по специальности «Автоматическая электросвязь»; Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза; доктор социологических наук, профессор

Профессиональный опыт:

2003 – настоящее время: генеральный директор компании «Комстар» (с мая 2004 года «Комстар-Объединенные Телесистемы»)

1997– 2003: первый заместитель генерального директора МГТС

1990 – 1997: сотрудник аппарата управления МГТС

1977 – 1990: инженер, а затем начальник цеха Центрального телефонного узла МГТС

Личная информация: женат, воспитывает дочь

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *