В кафе в центре Москвы сидят 20 человек. Они очень серьезны и сосредоточенны. Периодически к столику подходит официантка: она подливает всем вина и настойчиво предлагает съесть булочку — французское пирожное «Мадлен». Через некоторые время она приносит всем чай: никакого выбора — только липовый. Как только чашки расставлены, одна из женщин открывает книгу и начинает читать вслух: «И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чае бисквита, которым меня угощала тетя… — она остановилась и обратилась к окружающим: — Ну, попробуйте мокнуть!»

Культуролог Светлана Сидорова читала собравшимся в кафе Марселя Пруста. Полтора часа она знакомила их с отрывками из его книг, рассказывала о его жизни и проводила один из любимых тестов писателя: надо нарисовать дом, в котором хотел бы жить, — по нему можно описать твой характер. Вообще Сидорова преподает в МГУ, но в мае у нее курс лекций в московских кафе. Эту — по Прусту — она вела вместе с поваром Денисом Крупеней: именно он готовил упомянутые в романе «По направлению к Свану» блюда.

Информация, которая развлекает, уже стала обыденностью, захотелось чего-то новенького. Этой весной в Москве бум таких веселых лекций: Хемингуэя проходили на пикнике в одном из столичных парков; историю Москвы — на прогулке по городу.
«Это же не просто публичные лекции, — говорит Даниил Перушев, один из организаторов эдьютейнмента в России. — Сбор гостей всегда растягивается минимум на полчаса, значит, пока все не соберутся, надо поставить музыку. И после лекции важно не выгонять всех, а дать возможность обсудить услышанное». Вариантов много. Можно пойти в книжный клуб и поговорить о модной книге с ее автором, посмотреть фильм и выслушать мнение критика или задать вопросы режиссеру.
Сейчас расписание всех «городских лекций» есть на недавно открывшемся сайте www.theoryandpractice.ru. Сюда стекается вся информация о проходящих в Москве мероприятиях. А придумали это в дизайн-студии Firma. Полтора года назад они в своем офисе стали разрабатывать такие лекции. «Было здорово чувствовать себя в оппозиции вечерне-пятничному столичному тренду — тусоваться в клубах, — вспоминает Перушев. — Мы сидели в офисе, ели пиццу, а наш приятель рассказывал про то, как устроена работа международного брендингового агентства». В итоге из междусобойчика для двенадцати человек, работающих в Firma, это переросло в публичные лекции, на которых бывает сложно найти свободное место.
Недавно на лекцию «колбасного короля» Вадима Дымова «Деньги как смысл жизни» пришли 170 человек — студия была забита до отказа. «Ровно в тот момент когда мне позвонили и предложили провести лекцию, я как раз размышлял на тему денег, — говорит Дымов. — Ну, я ничего другого выдать и не смог — кроме темы, которая меня действительно волнует». Он говорит, что с удовольствием прочитал бы лекцию еще раз, если предложат: «Люблю выступать перед молодыми людьми, потому что они мне больше дают, чем я им». Бизнесмен считает, что такой спрос на веселые публичные лекции связан с тем, что люди много времени смотрели телевизор, слушали радио, сидели в интернете и совсем забыли об общении. А сейчас — из-за кризиса — вспомнили. «Большое кощунство жить на свете и не пользоваться дружбой, расположением к тебе людей, — рассуждает Дымов. — И деньги никогда их не заменят».
Кризис действительно подстегнул интерес к такого рода развлечениям, говорит психолог Игорь Денисов. Во-первых, это отличное время, чтобы заняться саморазвитием: у людей появилось свободное время и желание узнать что-то новое. Во-вторых, такое времяпрепровождение гораздо дешевле, чем посещение клубной вечеринки. А самое важное, что люди находят в эдьютейтменте, — это единомышленники, уверен психолог. «Помните, как в один миг стали популярны социальные сети? Людям нужно общение, — говорит Денисов. — Но интернет — это поддержка виртуальная. А здесь поддержка — реальная».
На сайте «Теории и практики» зарегистрировано уже почти 3000 человек. Сейчас в Firma ищут спонсора, у них грандиозные планы: привозить западных лекторов, завести свою съемочную группу, чтобы снимать самые интересные лекции (пока с этим помогают друзья), переводить лекции иностранных спикеров. Но самая главная цель — сделать сайт «Теории и практики» таким же популярным, как www.ted.com — самый известный западный портал, посвященный публичным лекциям.
По оценкам организаторов, большинство их слушателей — молодые люди от 20 до 35 лет. Студенты, которым уже поднадоели лекции в университетах, и недавние выпускники, ностальгией вспоминающие учебу. Студентка Маша Ковалевская, у которой когда-то была идея записать аудиогид по Москве и которая довольно часто заглядывает на сайт «Теорий и практик», рассказывает, что за последние пять лет в Москве сформировалась публика, которой нужен принципиально другой досуг — не только клубы, кино и кафе. «Молодые люди хотят обживать свой город, создавать пространства и комьюнити для обмена идеями, знаниями, интересами. Этот сайт очень вовремя появился и найдет свою аудиторию», — говорит девушка.
В Питере, например, очень много желающих поучаствовать в speating — от английских speak (говорить) и eat (есть). Молодые люди собираются группами в кафе и учат иностранные языки. Курсы называются «Английский в шоколаде» и «Французский в шоколаде», в перспективе — открытие «Немецкого в шоколаде». В группе по 7–10 человек, стоимость двухчасового занятия — 500 рублей. «В Петербурге огромное количество людей, которым не хватает практики разговорного английского, — говорит организатор Татьяна Саввина. — У них нет времени идти на курсы и делать домашние задания. Пообщаться же пару часов с носителями на разные приятные темы за чашечкой кофе — очень просто».
Учиться вообще просто, если делать это весело, говорит один из создателей Firma Антон Гладкобородов. «Хотя в принципе можно просто сесть на кухне, поспорить с друзьями на какую-то тему — и это тоже будет своего рода лекция», — смеется он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *