Люди научились жить вместе, построив первый храм. Так возникла цивилизация

За округлую форму местные жители называют этот холм Пуповинной горой – Гебекли-Тепе. Это очень старое название – как и все вокруг. Расположенному неподалеку турецкому городу Шанлыурфа минимум 2000 лет. Но он может быть еще старше: похожее поселение упоминается в шумерских глиняных табличках – самых старых из известных исторических документов. Здесь, на вершине Гебекли-Тепе, и начался путь человека к культуре и письменности.

По крайней мере в этом уверен немецкий археолог Клаус Шмидт. Еще в 1996 году ученый обнаружил на холме развалины древнего храма. А в прошлом году он раскопал там два новых святилища и установил их примерный возраст. По сравнению с находками Шмидта, Шанлыурфа выглядит совсем молодым городом – постройкам на холме Гебекли-Тепе около 11 500 лет. Они примерно на 7000 лет старше египетских пирамид.

ХРАМОВАЯ ГОРКА

В то время у людей еще не было постоянных поселений. Они не занимались гончарным ремеслом и понятия не имели о сельском хозяйстве. Все это, уверен Шмидт, появилось позже – как раз благодаря древнему храму. Строительство святилища на холме объединило людей и заставило их перейти к оседлому образу жизни. Вскоре в этом сообществе возникли первые ремесла.

Клаус Шмидт – не первый исследователь, обративший внимание на холм. Еще в 1964 году им заинтересовалась группа американских археологов. Камни на вершине Гебекли-Тепе выглядели необычно, и ученые сочли, что они могут быть частью каких-то древних сооружений. Они предположили, что это старое византийское кладбище, и вести раскопки не стали.

И очень зря. Через 31 год сюда приехал Шмидт и сразу же наткнулся на следы примитивной каменоломни – очень похожей на те, в которых люди добывали материал еще в каменном веке. «Мне все стало понятно в первую же минуту, – вспоминает археолог. – Нет, чего уж там – в первую секунду!» Судя по всему, под землей на холме находилось что-то подревнее византийских построек. Теперь Шмидт и его коллеги точно знают, что именно.

Корреспондент приехал на холм на рассвете, в это время там уже вовсю шли раскопки. Сам Шмидт прогуливался по вершине в белом тюрбане – он устроил для нас небольшую экскурсию. Археологи обнаружили занесенные землей каменные кольца, внутри которых расположены высокие столбы. Каждая из этих построек уступает по своим размерам Стоунхенджу – диаметр каменных колец не превышает 30 метров. Зато на Гебекли-Тепе их очень много – целый комплекс. Сканирование грунта показало, что под землей находятся 15 или 20 похожих сооружений.

В отличие от большинства археологических находок, комплекс Гебекли-Тепе сохранился просто превосходно – это очевидно даже для неспециалиста. Все камни до сих пор на своих местах. Столбы украшены сложной резьбой, а по всему комплексу разбросаны изваяния животных – львов, кабанов и лис. На самых высоких стелах можно различить изображения человеческих кистей, локтей и плеч. Сами столбы по форме напоминают букву «Т». Шмидт считает их подражанием человеческой фигуре и предметом культа. В подтверждение своей идеи ученый показывает примитивные каменные скамьи, установленные неподалеку. Все указывает на то, что вокруг изваяний собирались люди.

ХРАМОВАЯ ГОРКА

Со Шмидтом соглашаются его коллеги. «Похоже, комплекс на Гебекли-Тепе – самое древнее из известных свидетельств того, что человек всегда видел себя созданным по подобию богов», – говорит Гленн Шварц, археолог из Университета Джонса Хопкинса. У Шмидта есть еще один аргумент: «Комплекс расположен на холме неспроста – храмы всегда старались строить как можно ближе к небу». Произнося эти слова, ученый стоит как раз на самой вершине.

Среди своих находок немецкий археолог особенно выделяет одну. Это массивный барельеф, изображающий стервятника, склонившегося над обезглавленным телом человека. Шмидт предполагает, что трупы специально приносили на холм, чтобы отдать на съедение птицам. Впрочем, человеческих костей на территории храма обнаружить не удалось. «Возможно, родственники забирали их с собой», – рассуждает ученый.

Кроме самого храма, на холме вообще не осталось следов его строителей. «Здесь нет никаких свидетельств постоянного пребывания человека, – говорит археолог. – Ни кострищ, ни бытового мусора». Самого Шмидта это не смущает. Он считает, что никаких следов быть и не должно – радиоуглеродный анализ показал, что храм был построен еще в те времена, когда человек вел кочевой, а не оседлый образ жизни. Первыми строениями, в которых собирались люди, были не жилища, а святилища. «Сначала появились храмы, а уже потом – поселения вокруг них», – утверждает Шмидт. Эта гипотеза способна завести далеко.

Шмидт уверен, что именно благодаря религиозным порывам человечество обзавелось настоящей культурой. Храмы постепенно заставили древних людей отказаться от примитивного образа жизни. Сначала они начали селиться вместе, а затем обзавелись постоянными источниками пропитания – стали выращивать злаки и разводить животных. «Потомки строителей этого храма изобрели сельское хозяйство», – уверяет археолог.

Генетические исследования показывают, что первые культурные сорта пшеницы были получены именно в этом регионе. Наиболее древние находки скелетов одомашненных свиней тоже были сделаны недалеко от Гебекли-Тепе. Их возраст составляет примерно 10 000 лет. Коллективное существование побудило прихожан первых храмов изобрести еще одну важную вещь – письменность. С этого момента, рассуждает ученый, дальнейший прогресс людям был обеспечен.

Гипотеза Шмидта не просто необычная – она противоречит общепринятым представлением о культурной эволюции человека. Большинство антропологов считают религию побочным продуктом прогресса, но уж никак не его причиной.

Тем не менее у Шмидта достаточно сторонников. «Многие мои коллеги уверены, что эта находка действительно опрокидывает все прежние представления о возникновении цивилизаций», – говорит Йэн Ходдер, руководитель археологической программы Стэнфордского университета. Сам он, правда, относится к идеям немецкого коллеги скептически. Ходдер не исключает, что Шмидт допустил в своей работе неточности. Например, археолог мог не заметить находящиеся неподалеку от холма следы поселений – еще более древние, чем храм. Или, что еще проще, ошибиться в определении возраста своей находки.

«У открытия Шмидта есть одна серьезная проблема, – считает Гленн Шварц. – Оно, конечно, замечательное, но при этом – совершенно уникальное». Невозможно создать убедительную теорию, основываясь только на одной находке. А «на руках» у Шмидта нет больше ни одного похожего сооружения этой эпохи. Все прочие святилища подобного масштаба были построены значительно позже комплекса Гебекли-Тепе. Самый древний из этих храмов был обнаружен на юге современного Ирака. Он моложе турецкой находки на 5000 лет. К тому времени уже существовали вполне серьезные поселения – например, древний город Иерихон.

Сам Шмидт уверен, что окончательное подтверждение его теории – всего лишь вопрос времени. Он продолжает работать на холме. Пока археологи раскопали примерно 5% похороненного под землей комплекса. Но даже эти находки позволили сделать важный вывод. Очевидно, что храмовый комплекс создавался постепенно – некоторые каменные кольца значительно моложе других. Причем со временем новые строения становились все меньше. А затем святилище и вовсе было заброшено. «Дело не в том, что у людей не осталось сил на его поддержание, – рассуждает Шмидт, – пропало само желание». Стремительное развитие культуры привело к возникновению новой религии, а старые боги стали никому не нужны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.