В январе 1959 года группа молодых туристов отправилась в поход по Уральским горам, а через месяц спасатели обнаружили на заснеженном склоне их изуродованные тела. Что на самом деле случилось с группой Дятлова, до сих пор не смогли понять ни участники поисков, ни многочисленные исследователи трагедии.

Их было десять

Поначалу в экспедицию действительно набрали десять человек. Их имена внес в список руководитель группы – 23-летний студент Уральского политехнического института Игорь Дятлов. Вместе с ним в поход шли его товарищи – лыжники Рустем Слободин, Зина Колмогорова, Люда Дубинина, Юрий Юдин, Николай Тибо-Бриньоль, Юрий Дорошенко, Юрий Кривонищенко и Александр Колеватов, все примерно одного возраста с Дятловым. Только инструктору турбазы Александру Золотареву было почти 38 (трагедия случилась в ночь на день его рождения).
Вопрос об участии каждого из членов команды, как и маршрут экспедиции (350 километров на лыжах), тщательно изучило руководство спортклуба УПИ, команда состояла из опытных туристов, а за плечами Игоря Дятлова были не только походы высокой категории сложности, но и опыт руководства ими. Да и идейно-политический уровень спортсменов не вызывал сомнений: они приурочили экспедицию к XXI съезду КПСС. Одно только настораживало – название возвышенности, на которую собирались взойти дятловцы: Холатчахль, или Холат-Сяхыл, что в переводе с языка манси, живущих в тамошних местах, означает «гора мертвецов». Но советская молодежь в середине прошлого века только смеялась над суевериями.

А мы пойдем на север

План у группы был такой: за день добраться на перекладных из Свердловска до города Серова, оттуда направиться в Ивдель, а после ночевки в Ивделе доехать до соседнего Вижая, попасть в поселок 2-го Северного рудника и оттуда начать переход. Вижай должен был стать и конечным пунктом экспедиции: к 12 февраля туристы планировали вернуться туда и отправить из поселка телеграмму в УПИ. Поначалу все шло замечательно. Дятловцы ехали на открытом грузовике и, несмотря на холод, распевали песни. Настроение у всех было приподнятое: за несколько дней до похода ребята поздравляли именинников – хохотушку Зину, Рустема Слободина и Игоря Дятлова – и вскоре собирались отметить еще три дня рождения – Дорошенко, Кривонищенко и Золотарева. Вот только немного подкачал Юдин, которого продуло в дороге, и 28 января он уехал обратно. Это был последний день, когда туристов видели живыми. Об их дальнейших перемещениях можно судить только по обнаруженным позже дневникам и фотографиям участников группы. Считается, что 1 февраля ребята достигли подножия безымянного перевала рядом с Холат-Сяхыл и устроили там лабаз, где оставили часть запасов, чтобы не тащиться в гору нагруженными. Позже безымянный перевал будет назван в их честь…

Дурное предчувствие

12 февраля у почтового пункта в Вижае было тихо. Туристы не появились там ни назавтра, ни днем позже, и через неделю в поселок приехали встревоженные сотрудники турклуба УПИ. Хотя на первых порах они не особенно беспокоились: в конце концов, дятловцы могли добровольно изменить маршрут или задержаться. Но уже 20 февраля на поиски группы отправились добровольцы, спасатели и кинологи. Пока поисковые собаки обегали территорию, люди шли колоннами в два ряда, протыкая снег лавинными зондами. С воздуха пропавших искали летчики. Хотя вслух этого никто и не говорил, но надежда обнаружить ребят живыми постепенно таяла.

Страшная находка

Днем 26 февраля члены поисковой группы, взобравшиеся на перевал, застыли в ужасе перед засыпанной снегом палаткой дятловцев. Один из ее скатов был распорот ножом в нескольких местах и выглядел так, будто его раздирали еще и руками. Вход в палатку был открыт, однако цепочка следов вниз по склону шла от разрезанной стороны. Там, в полутора километрах от палатки, рядом с кедром, спустя сутки нашлись два Юрия – Кривонищенко и Дорошенко. При виде их тел добровольцы с трудом сдержались, чтобы не закричать: самые крепкие и выносливые парни из группы Дятлова лежали без обуви, в одном нижнем белье. Неподалеку валялись клочья одежды. Тут же находилось затухшее кострище. Очевидно, пытаясь согреться, туристы сильно обожглись, но поразило поисковиков даже не то, что их кожа была обуглена, а ее странный оттенок: по воспоминаниям спасателей – оранжево-красный, в документах судмедэкспертизы – красновато-багряный. В 300 метрах выше по склону обнаружили тело Дятлова. Он тоже замерз насмерть, хотя был одет лучше товарищей. Неподалеку от Игоря лежали Зина Колмогорова и Рустем Слободин (его нашли позднее под толстым слоем снега) – оба хорошо утепленные, но без обуви. У Слободина обнаружили трещину черепа, однако умер он не из-за нее, а от переохлаждения. Определить местонахождение оставшейся четверки не удавалось – погода испортилась, и спасателем только и оставалось, что организовать вывоз тел и отчитаться перед властями, которые проявляли к трагедии повышенный интерес. Поговаривали даже, что дело взял под контроль Хрущев.

Продолжение следует

Вторая партия оранжевых мертвецов поступила в морг Ивделя весной, когда в горах уже зажурчали ручьи. В одном из них, всего в 70 метрах от злополучного кедра, работавшие на Холатчахле следователи откопали деревянный настил. Тех, для кого он был сложен, нашли чуть ниже по течению – трупы, скорее всего, отнесло туда потоком. Дубинина стояла на коленях, погруженная лицом в воду; ни глазных яблок, ни языка у девушки не было. Неподалеку, прижавшись друг к другу, лежали Золотарев (тоже без глаз) и Колеватов. Спустя еще пару часов нашли обезображенное тело Тибо-Бриньоля и подобрали одежду, принадлежавшую Кривонищенко и Дорошенко. Но и эти детали ничем не помогли криминалистам, которые мрачнели с каждой минутой, понимая, что дело попахивает висяком. Выводы новой судмедэкспертизы еще больше все запутали: заключение гласило, что все туристы, кроме Колеватова, погибли от травм, не совместимых с жизнью. Однако определить характер этих травм эксперты не сумели, сказав на допросе, что такие повреждения (сломанные ребра и пробитые головы) дятловцы могли получить, например, при столкновении с несущимся на огромной скорости автомобилем. Еще один мрачный штрих: по воспоминаниям следователя Ивдельской прокуратуры Владимира Ивановича Коротаева, патологоанатомы, работавшие с телами, каждый раз «едва ли не купались» в бочке со спиртом, опасаясь того неведомого, что убило туристов.

Тайна века

Поводом для пересудов была нездоровая секретность вокруг гибели туристов. Даже их похороны организовали по четким указаниям сверху, а уж о ходе расследования людей тем более никто не оповещал. Впрочем, сообщить о нем все равно было нечего, ведь следователи и сами знали совсем немного: дятловцы в спешке покинули палатку, оставив в ней все снаряжение, затем разделились на группы, однако по какой-то непонятной причине (в материалах дела она названа «стихийной силой») погибли. На 30-градусном морозе первыми умерли Кривонищенко и Дорошенко. Примерно в это же время скончался Дятлов. Следы указывали на то, что он, Колмогорова и Слободин пытались вернуться от кедра к палатке, но замерзли в пути. Группа, найденная в мае, находилась дальше всех от лагеря – при том что травмы у тех, кто в нее входил, были самыми тяжелыми. Каких-либо еще следов или улик криминалисты не нашли, да и вряд ли сумели бы: за месяцы поисков на месте трагедии побывало множество людей, и они затоптали весь склон. Зато были задержаны трое подозреваемых – неизвестно откуда взявшиеся манси Анянов, Санбиндалов и Куриков, которых усердно допрашивали об исполосованной палатке. Позже, правда, выяснилось, что разрезы были сделаны изнутри. Манси отпустили с миром, и дело застопорилось: уже
28 мая на него шлепнули печать «Секретно» и отправили в архив. Такой поворот событий только раззадорил искателей истины, и за пятьдесят с лишним лет они соорудили неимоверное количество версий гибели группы Дятлова. Относительно правдоподобными выглядят лишь четыре.

Версия №1: секретное испытание

Конспирологическую теорию породил тот самый гриф секретности. Она предполагает, что группа забралась на испытательный полигон и поплатилась за это слишком близким знакомством со ступенью межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Такой ход событий объясняет многое: страшные травмы Дубининой, Золотарева и Тибо-Бриньоля, странный цвет кожи дятловцев, обожженных ракетным топливом, найденные на их одежде следы радиации и странные блики на пленке из фотоаппарата Кривонищенко. К тому же местные жители рассказывали следователям об «огненных шарах» и «звездах с хвостом», регулярно снующих над горами. Это звучит правдоподобно, ведь в 1959 году мало кто из советских людей видел сопло стартующей ракеты, и его могли спутать с чем угодно. Однако в тот день запусков на Байконуре не проводилось, вблизи Холатчахля ракетного полигона вроде как нет. С радиацией тоже разобрались быстро. Самые «запачканные» изотопами вещи Кривонищенко, очевидно, побывали со своим хозяином-инженером на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40, где в 1957 году произошел аварийный выброс радиоактивных веществ. Одежда других фонила, по разным данным, от 10 до 18 микрорентген/час: это в два раза меньше, чем уровень излучения возле оживленной автострады.

Версия №2: ненужные свидетели

Допустим, над перевалом действительно пролетал какой-то объект, и дятловцы это видели. Но убила их не ракета, а люди –
военный батальон, отправленный на зачистку территории. А еще члены группы могли погибнуть от рук заключенных, тем более что неподалеку от Ивделя находился исправительный лагерь, откуда часто сбегали зэки. Однако при таком раскладе главной добычей преступников стали бы не полуодетые лыжники, а снаряжение, провизия и деньги. Однако банка с деньгами и купюры в карманах остались нетронутыми.

Версия №3: сход лавины

На сегодня это самая популярная теория, учитывая даже то, что следов лавины на перевале не было, а вероятность ее схода в тех местах специалисты оценивают как небольшую. Хотя если при разбивке лагеря туристы подрезали снежный пласт, то он и вправду мог придавить их, причинив Тибо-Бриньолю, Дубининой и Золотареву тяжелые травмы. Удивляет только, что, покалечив ребят, снег миновал посуду и другие непрочные изделия в палатке. Нет объяснения в таком случае и странному цвету кожи дятловцев. Тем не менее снежный пласт или лавина очень хорошо вписываются в сценарий со «стихийной силой»: непострадавшие участники группы отнесли раненых в укрытие, под настил, а сами решили вернуться за вещами, однако погибли от холода.

Версия №4: неудобная правда

Об этом редко говорят, но, возможно, члены группы Дятлова не были такой уж дружной компанией: трудно представить, чтобы настоящие товарищи в экстремальной ситуации разделились на группы и каждая занималась исключительно собственным спасением. Но ведь как-то же попала к настилу одежда Дорошенко и Кривонищенко? И заметь: патологоанатомы пришли к выводу, что с такими травмами, как у Тибо-Бриньоля, Дубининой и Золотарева, можно прожить на морозе 15–20 минут. Максимум полчаса. Так, может, ребята передрались между собой? Ходили слухи, что зачинщиком скандала мог стать Золотарев, который до этого не был с дятловцами ни в одном походе. Возможно, ему, как фронтовику и самому старшему в группе, было непросто сносить указания молодого лидера. Но неужели из-за стычки между Дятловым и Золотаревым все поголовно вдруг бросились из палатки на мороз, позабыв про одежду и обувь?

Бритва Оккама

Вероятно, тайна тургруппы Дятлова не будет раскрыта до тех пор, пока ее исследователи не прекратят барахтаться в болоте ненужных фактов и не смогут понять, что затмевает картину: куча лишних деталей или, наоборот, отсутствие одного главного элемента, без которого весь пазл разваливается, как его ни составь. А что ты думаешь обо всем этом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *