Когда-то давно байкеры были хулиганистыми парнями, грозой цивилизованного общества. Теперь мотоциклы превратились в недешевое хобби для состоятельных людей. Самыми видными пиарщиками байкерской субкультуры выступают российские чиновники во главе с президентом РФ Владимиром Путиным, чья трогательная дружба с мотоклубом «Ночные волки» известна всему миру.

По словам главы клуба Александра Залдостанова (Хирург), у Владимира Путина есть Harley-Davidson. Чиновники из числа поклонников мотоциклов предпочитают недешевые модели. На «Харлеях» ездят уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателейБорис Титови сенаторВиталий Богданов. Harley-Davidson VRSCSE принадлежит члену Совета Федерации от Республики Ингушетия Ахмету Паланкоеву. Такой же «железный конь» имеется у вице-спикера ГосдумыСергея Железняка. BMW K1600GTL стоит в гараже министра финансовАнтона Силуановаи министра энергетикиАлександра Новака.

Весна для байкера – самое ожидаемое время года: открытие сезона. Как говорят байкеры, мотоцикл – это не просто средство передвижения, это образ жизни, поэтому всевозможные усовершенствования «железного коня» могут происходить бесконечно. «Кастомайзинг – услуга достаточно затратная,– поясняет владелец кастом-ателье Gleb Cherniy Speedshop Глеб Черный.– Но в отличие от автомобилей, мотоцикл можно один раз купить, а потом десятилетия его улучшать и видоизменять. Торопиться некуда».

Сейчас только в Москве работает около десяти кастом-мастерских. Вчисле лидеров российского рынка кастом-услуг можно назвать такие мастерские, как Gleb Cherniy Speedshop, Fine Custom Mechanics, 36 Customs, «Крамарь-кастом», творческий союз Fitil-DMC и Garage 242. До сих пор серьезным изучением данного рынка никто не занимался, но, по оценкам «Ко», общий годовой оборот московских компаний-лидеров может достигать 500 млн руб. В масштабах экономики страны немного. Но рынок продолжает формироваться.

Одной из первых – в 1999 г. – на этом рынке появилась мастерская Fine Custom Mechanics, созданная хоккеистом американской команды Detroit Red Wings Дмитрием Мотковым. Сначала Дмитрий вместе с друзьями проводил эксперименты с личными мотоциклами, а затем появились заказчики. «Когда мы начали строить мотоциклы, встал вопрос о легализации этого производства, – рассказывает Дмитрий. – Мы хотели, чтобы человек мог поехать, поставить наш мотоцикл на учет в ГАИ и получить на него официальные документы (речь идет не о серийном производстве, а об авторских мотоциклах. Прим. «Ко»). В итоге мы первая в России компания, которая получила свой VIN-номер на рамы, и наравне с известными западными кастомайзерами имеем право стоить мотоциклы, указывая свое имя в техпаспорте».

А вот мастерская 36 Custom появилась в результате семейного увлечения отца и сына Максимовских мотоциклами. В 2012 г. исключительно для собственного удовольствия был создан первый экземпляр, и его было решено выставить на Moscow Custom & Tuning Show. Мотоцикл Максимовских занял восьмое место в общем зачете. «Ездить на выставочном экземпляре было жалко, и мы решили создать «дорожный» вариант, – рассказывает Семен Максимовский. – А потом увлеклись процессом, стали инвестировать средства в оборудование и инструменты и брать заказы на создание мотоциклов. Но и сейчас, когда есть постоянный поток клиентов, мастерская для нас не бизнес, а хобби, творчество». Инвестиции в творческий проект составили несколько сотен тысяч рублей и, по словам Семена Максимовского, достаточно быстро окупились.

Этот сезон станет для мотовладельцев более затратным, чем предыдущие. Скачки курса валют гарантируют рост цен на мотозапчасти, 90% которых поставляется в Россию из-за рубежа. Ивсе же есть люди, которые на любимой «игрушке» экономить не будут. Именно на запросах таких байкеров Глеб Черный вот уже почти пятнадцать лет растит цивилизованный отечественный рынок кастом-услуг.

Внеклассная работа

Увлечение мотоциклами у Глеба Черного появилось еще в школе, а свой первый мотоцикл он собрал из купленных запчастей практически интуитивно. Первый гараж тоже появился благодаря удачному стечению обстоятельств. «Мама приятеля попросила нас разобраться в гараже, мы разобрались, а потом попросили разрешения иногда проводить в нем время», – вспоминает Глеб. Там и начались мотоэксперименты.

После школы Глеб Черный поступил в МАДИ, осознавая, что мотоциклы уже не просто хобби и для дальнейшего развития нужно профессиональное инженерное образование. Диплом он защищал по теме «Повышение безопасности мотоциклов».

В начале нулевых, еще учась в институте, Глеб Черный арендовал гараж в подмосковной Фирсановке, где пробовал претворять теоретические знания в практику. Потихоньку собирались байки для друзей, кроме того, Глеб с успехом освоил ремонтные работы для Harley-Davidson. Надо отметить, что, несмотря на отсутствие статуса официальной ремонтной мастерской Harley-Davidson, с дилером одной из самых дорогих марок мотоциклов у Глеба Черного сложились вполне дружеские отношения. Мастерская стала приобретать узнаваемость и постепенно из увлечения превращалась в бизнес.

Свой первый коммерческий заказ Глеб Черный получил в 2007 г. Инвестиций не потребовалось: необходимые для работы запчасти покупал заказчик. Авторский мотоцикл обошелся первому клиенту в $10 000. А в 2008 г. грянул кризис. «Мы сразу на себе его почувствовали, – рассказывает Глеб Черный. – Практически все нужные запчасти мы заказывали в США, расчеты велись в долларах. Стоимость обслуживания мотоциклов, не говоря уже о стоимости создания эксклюзивных моделей, выросла в разы, поток клиентов сокращался. Но в среднем в работе было три мотоцикла. На плаву команду держали ремонтные работы».

Стоит отметить, что и ремонтные работы в мотобизнесе большой прибыли не приносят. «Прибыль от постпродажного обслуживания в мотосалонах невелика, – комментирует директор по послепродажному обслуживанию «BMW Адванс-Авто» (ГК «Автоспеццентр») Денис Павлов. – Специалисты стоят дорого, а мотоциклы – транспорт сезонный. Поэтому все, что зарабатывается в сезон, зимой тратится на содержание квалифицированного штата».

Несмотря на внешние сложности, мастерская Gleb Cherniy Speedshop постепенно росла. Команду владелец мастерской подбирал тщательно, в штате тогда трудились не более трех человек. Заработанные средства вкладывались в оборудование, которое покупалось по случаю, например, у разорившихся «ящиков», специализировавшихся на военпроме, и автосервисов. «Чтобы оборудовать мастерскую так, как она у нас оборудована, сейчас понадобятся вложения в размере примерно 10млн руб. Нам, конечно, все обошлось дешевле», – говорит Глеб Черный.

Байк, драйв и рок-н-ролл

«За первые несколько лет работы я понял, что кастомайзинг – это искусство, которое рентабельным по определению быть не может. Поэтому, чтобы была возможность заниматься искусством, надо зарабатывать на чем-то другом, но в рамках выбранной специфики. Ремонтные работы – хорошо, но не всегда достаточно. Оборудование в мастерской позволяет делать с металлом практически все, что угодно. Поэтому мы решили сотрудничать с дизайнерскими мастерскими, выполняем для них некоторые работы по металлу. Такая диверсификация спасает мастерскую от простаивания, ведь аренду и зарплату нужно платить каждый месяц», – рассказывает Глеб Черный.

Стоит отметить, что диверсификация бизнеса достаточно освоена кастом-мастерскими. Так, у Fine Custom Mechanics собственная студия аэрографии и мастерская по изготовлению мотоциклетных сидений и кожаной одежды.

И все же, по словам владельца мастерской Speedshop, предоставление услуг для мотоциклистов – это не столько бизнес, сколько образ жизни. По данным аналитиков IndexBox, ежегодно в столице продается порядка 30000 байков – треть всего российского рынка. Для сравнения: рынок новых легковых автомобилей в РФ в 2014 г. снизился по отношению к 2013 г. на 8%, но продажи составили 2,338 млн штук, сообщает рейтинговое агентство «Автостат».

Основной драйвер роста моторынка – сегмент недорогих маломощных байков. 70% всех продаж приходится на Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki, остальные 30% – на BMW, Harley-Davidson, Ducati и продукцию китайских производителей.

«Кастом-мастерская может быть бизнесом, если работать с популярными кастомами, например с чопперами,– отмечает Семен Максимовский. – В нашем случае мы работаем с винтажными мотоциклами, которые только набирают популярность, потому это не бизнес, а хобби. Нынешний финансовый кризис сказывается и на мастерских, «делающих бизнес», и на мастерских, нацеленных больше на сам процесс создания мотошедевра. Клиенты звонят, интересуются, но понимают, что все детали импортные и из-за роста курсов валют цены существенно подросли. Но несмотря на это, кто хотел вкладывать в свой байк, тот все равно это сделает».

«Обычно в кастом-ателье обращаются владельцы американских легенд– это некая дань моде,желание выделяться,– рассуждает Денис Павлов.– Владельцы японских и европейских марок, как правило,ограничиваются легким тюнингом без глубокого вмешательства в конструкцию».

Даже если не видоизменять мотоцикл, техобслуживание делать все равно придется. Импортные бренды предполагают импортные же детали, поэтому стоимость техобслуживания в этом году выросла более чем в два раза. «Если в прошлом году «глубокое» ТО обошлось бы примерно в 60 000 руб., то в этом году такое же ТО будет стоить около 130 000 руб., – говорит Глеб Черный. – И это только из-за роста цен на детали, зарплаты мастеров остались на прежнем уровне. Что касается кастом-услуг, то чек начинается от 300 000руб. В целом маржинальность бизнеса невысокая».

Gleb Cherniy Speedshop не работает на потоке, расширяться до масс-маркета мастерская не готова. Сейчас очередь в мастерскую расписана на полгода вперед, а в работе находится пять мотоциклов, не считая тех, что привезены владельцами для ремонтных работ. На данный момент это практически предел по загрузке. Оборот Глеб Черный не раскрывает, но, по оценке финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, при стабильном потоке клиентов ежегодная выручка такой компании может составлять 12–19 млн руб. в год.

По словам опрошенных «Ко» мотосалонов, продажи мототехники зависят не столько от состояния рынка, сколько от погоды. «Люди, которые покупают игрушку за миллион с лишним рублей, от кризиса не очень пострадали, – говорит директор по продажам мототехники одного из салонов. – Из числа наших клиентов 60–70% у нас же и модернизируют свои мотоциклы, а это еще в разы увеличивает их стоимость. Недавно мы предложили новую услугу – аэрографию».

Не сбавляя скорость

«В 2014 г. в России было зарегистрировано почти 30 000 новых мотоциклов, это на 10000 больше, чем в 2013 г.», – отмечает аналитик агентства «Автостат» Алексей Муханов. Но по прогнозам, потребители все же пересмотрят свои предпочтения в пользу более дешевой техники, да и на апгрейде станут экономить.

«В целом по рынку спад, конечно, будет, – считает Денис Павлов. – Люксовый сегмент просядет меньше, так как он меньше подвержен влиянию кризиса, но оценивать размер падения рынка пока рано».

Развитие рынка кастом-услуг, как и других относительно экзотических услуг, зависит от популяризации деятельности. Поэтому Глеб Черный охотно занимается продвижением своей мастерской на профильных мероприятиях. В штате есть даже свой пиар-менеджер. «Мы обязательно принимаем активное участие в фестивале Nuts & Bolts, с удовольствием рассказываем о себе, сдаем мастерскую в аренду под фото- и видеосъемки, ведем страницу на «Фейсбуке», – перечисляет Глеб рекламную активность. – Правда, времени освещать все наши информационные поводы в соцсетях часто не хватает. Мы растим свой бренд и одновременно пытаемся развивать рынок кастом-услуг в России. Ведь мотоцикл– это самый мужской мирный аксессуар. И крайне интересная, богатая событиями субкультура»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *