Граница на аутсорсинге

Взятие с боем посольств должно остаться в прошлом благодаря визовым центрам – частным фирмам-посредникам между туристами и дипмиссиями. О том, как сказалось на российской туротрасли появление нового звена в процедуре получения заветного штампа в загранпаспорте, «Ко» рассказал председатель совета директоров компании BSI Group и вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Андрей Игнатьев.

В Москве уже несколько лет работает визовый центр США. Около года назад административные функции своей визовой службы на откуп частным фирмам передали посольства Бельгии, Голландии, Великобритании, в этом году – Франции и Испании. Однако визовые центры – привычная практика для европейских стран – пока не могут облегчить жизнь российским туристам. Так, в первые дни с момента открытия визового центра Франции в Москве турфирмы и частные лица столкнулись с проблемами при оформлении документов. Туроператоры жалуются на отсутствие обратной связи с консульством. По их словам, основной источник проблем по-прежнему остается внутри посольств и консульств, а визовые центры не упрощают процесс принятия решения работниками дипмиссий. Поэтому обещанного сокращения сроков выдачи виз – главного преимущества системы визовых центров – пока не произошло. Зато вполне уютно себя чувствуют компании-посредники, собирающие с туристов и операторов деньги за отсутствие гарантии получения визы.

– Насколько я знаю, BSI Group тоже участвовала в тендере на открытие визовых центров посольства Великобритании. Почему проиграли?

– Тендер выиграла индийская фирма VFS Global, специализирующаяся на посреднических услугах при дипмиссиях (входит в международную группу Kuoni). В России они уже принимают документы для консульств Нидерландов, Великобритании, Франции, Бельгии, Испании. Почему мы проиграли, я не могу сказать. Это решение сотрудников посольства Великобритании, которое проводило тендер. У VFS около 140 офисов по всему миру. Это очень большой опыт работы. Вы видели визовый центр? Это высокотехнологичное предприятие с большим количеством сотрудников, которое, как хороший ресторан, работает до последнего клиента. У него есть свой сайт, свой call-центр, своя рекламная служба. По-видимому, туда вкладывается немало денег.

– При этом обработку документов на получение виз в России такие фирмы иногда делят с партнерами. Например, по французским визовым центрам – с ООО «Навигатор», по британским – с компанией «Интерлинк», которая аффилирована с турагентством Star Travel. Такая форма работы вызвала недовольство других туркомпаний – ведь визовые центры в некоторых регионах планировалось размещать в офисах Star Travel, то есть компании-конкурента.

–«Интерлинк» никогда не была подразделением Star Travel. Это совершенно новая компания, специально созданная под такую деятельность. Может быть, какие-то люди из Star Travel имеют к ней отношение, но это не отношения между компаниями. А Star Travel тоже участвовала в том тендере и его проиграла. Ни одна из российских туристических компаний сегодня не участвует в организации работы визовых центров. Так что туроператорам можно не бояться.

– Какие преимущества визовые центры дают туроператорам?

– Прежде всего возможность пропускать через посольства большие потоки туристов. Визовый центр снимает нагрузки с посольства и получает свои 900 рублей с клиента (сервисный сбор). Но если посольство начинает тормозить со сроками выдачи виз, тогда получается обратная ситуация: стало дороже, но при этом визу быстро получить не удается. В этом случае у нас начинаются проблемы с посольством.

– Некоторые туроператоры жалуются, что теперь у них нет обратной связи с консульством…

– Это очень интересный момент. Обычно операторы могут звонить в посольство и говорить: у нас проблемы с Иваном Ивановичем Ивановым, будьте добры, найдите его паспорт и т.п. Чего в принципе не должно быть. Система обязана работать без участия человека: пришел, сдал документы в визовый центр и через определенное количество дней их получил.

– А что касается сроков выдачи виз, то изначально обещалось, что при помощи визовых центров они сократятся. Когда это произойдет?

– У нас есть мечта. Евросоюз с Россией заключили соглашение о том, что процесс выдачи визы должен укладываться в десять рабочих дней. Если посольство крошечное, оно может себе позволить выдать визу за два – три дня. Если же идет поток в 1200 – 1500 человек в день – это огромный объем работы. В посольствах, которые обслуживают такое количество туристов, сроки, особенно в сезон, нарушаются. В такое время визовые центры очень выгодны и для туроператоров, и для посольств, так как обрабатывают весь этот объем и дают возможность дипмиссиям пропускать эти потоки. Если бы, скажем, не было визового центра Франции, я думаю, что роста на данном направлении (а он в этом году составил 25 – 30%) вообще не было бы.

– Вы не раз выступали в защиту визовых центров. Кроме упорядочения работы посольств и туроператоров, какие еще изменения должны произойти?

– Во-первых, они сразу убирают «черный рынок». Вокруг посольств всегда крутится куча странных личностей, которые продают места в очереди, предлагают «занести» ваш паспорт за сто долларов. Они договариваются с представителями посольства, дают им взятки. Они исчезают, когдапосольство закрывает двери со словами «Все вопросы в визовый центр» – крутиться вокруг него бесполезно, там и разговаривать не с кем. Во-вторых, визовые центры убирают очереди. В-третьих, в посольство всегда было трудно дозвониться и записаться. В визовых центрах есть бесплатные call-центры (во французском, например, 14 операторов). И наконец, доступность. Человек может подать документы на визу не только в Москве. Так, английские центры открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и где-то в Сибири. Причем, если есть необходимость, визовые центры в любой момент в течение месяца могут открыться в любом городе страны, в Сибири или на Дальнем Востоке.

– При этом в ряде городов (Уфе, Самаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Красноярске, Иркутске и Владивостоке) британские визовые центры уже прекратили свою работу…

– А знаете, почему? К ним приходят два человека в день. Люди из Уфы уже просто привыкли ездить в Москву – видимо, думают, что лучше лишний раз съездить в столицу, что они с удовольствием и делают. При этом, например, в визовый центр Англии в Екатеринбурге приходят 200 – 300 человек в день.

– Расскажите о схеме работы с визовыми центрами. Обязательно ли туркомпании и частные лица должны получать визы через них? Это возможно делать по-старому – напрямую через консульства?

– Определенные категории граждан во всех консульствах до сих пор обслуживаются напрямую. Я не смогу сейчас назвать вам их все, но знаю, что, например, это мидовские работники. В разных посольствах по-разному. Визовые центры в основном открываются подтак называемых индивидуалов. А вот для профессионалов турбизнеса это, конечно, уже менее интересно, потому что они и раньше знали, как решить все вопросы и получить обратную связь с посольством. Но сейчас туроператоров поставили перед условием подавать документы через визовый центр, чтобы была какая-то система.

– Можно поподробнее: что это за условие, которое поставили туроператорам? Насколько я знаю, с испанским визовым центром возможны оба варианта.

– Я сейчас объясню. Например, есть испанский визовый центр. Десять или даже больше крупных туроператоров в него не ходят, а подают документы напрямую, потому что у них есть связь с сервером посольства – то, что есть и у визовых центров, которые «забивают» документы прямо на сервер посольства, чтобы визовый офицер мог нажать на кнопку и увидеть все данные, а уже потом поставить печать. Эти туроператоры спокойно работают, и никто им не ставит никаких условий. Они не платят эти 900 рублей, как частные лица в визовых центрах.

– Индийское консульство сейчас проводит тендер на визовый центр при посольстве Индии. BSI Group в нем участвует?

– Нет. В этом тендере участвуют фирмы, которые занимаются Индией. BSI же специализируется на Европе. Если какое-нибудь европейское посольство объявит тендер, мы примем участие. Причем в случае победы откроем для этого отдельную фирму, не связанную с BSI.

– Компания BSI Group активно работает на европейском направлении. И кроме выездного туризма, вы занимаетесь также образовательным и деловым туризмом. Какое из этих направлений сейчас наиболее перспективно?

– По этому году BSI Group прибавила 30 – 35% по всем финансовым показателям. Динамика роста указывает на такие ниши, как деловой, корпоративный туризм, вся так называемая индустрия МIСЕ (meetings (встречи), incentives (поощрительные поездки), conferences/congresses (конференции/конгрессы), exhibitions/events (выставки/событийные мероприятия) развивается сейчас быстрыми темпами. Это связано с тем, что российские компании становятся все богаче и чаще ездят заграницу с деловыми целями. Быстро развивается индустрия инсентива – отдых сотрудников и в дальних странах, и в ближнем зарубежье, и в Подмосковье. Весь этот бизнес-сегмент я бы назвал самым быстрорастущим. Что касается традиционных образовательных туров, они тоже продавались в этом году неплохо.

– Этот год в туристическом бизнесе отмечен серьезными законодательными изменениями. Я говорю об отмене лицензирования и вводе финансовых гарантий (закон «Об основах туристской деятельности в РФ»). Вы являетесь вице-президентом Ассоциации туроператоров России (АТОР). Эта организация появилась в апреле в результате раскола Российского союза туриндустрии (РСТ). В нее вошли 34 крупных туроператора, которые публично поддержали закон о фингарантиях. Чем была обусловлена такая яростная борьба за закон?

– Закон начал действовать 1 июня 2007 года. Мы, группа операторов, которые объединились в АТОР, действительно его лоббировали и приложили много усилий для того, чтобы он был. Теперь рынок приобретает хотя бы какой-то цивилизованный вид. Это уже не 12 000 лицензий на туроператорскую деятельность, а, по крайней мере, 3500 туроператоров, которые зафиксированы в реестре на сайте Ростуризма. Но в этом году мы наблюдали совершенно смешную ситуацию, когда страховые фирмы буквально за 1 – 2% начали раздавать финансовые гарантии на 5 млн рублей, пытаясь привлечь как можно больше турфирм. Они устроили демпинг, поэтому сумма, которую должен был заплатить туроператор, оказывалась просто смехотворной. Но они не учли того, что в стране не должно быть такого огромного количества операторов, и несколько тысяч из них не собираются существовать больше года или двух. Уже сейчас есть информация о нескольких случаях банкротства и мошенничества фирм, которые благодаря страховым компаниям числились в реестре. А последние начали выплаты. Я знаю, например, что Московская страховая компания уже имеет претензии на сумму больше миллиона рублей. Я думаю, страховые компании, устроившие гонку за деньгами туроператоров, в следующем году задумаются, прежде чем давать гарантию уже на 10 млн рублей. Что касается АТОР, то уже более 50 компаний, которые в нее входят, официально объявили, что до конца года застрахуются на 50 млн рублей. И сейчас мы принимаем в свои члены новых игроков только при условии, что они застрахуются на эту сумму.

– До вступления в силу изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» на рынке туристических услуг было зарегистрировано до 15 000 турфирм. Сейчас, как вы уже сказали, около 3500 компаний в реестре. По прогнозам Ростуризма, их количество увеличится до 5000. Это не мало?

– 3500 туроператоров для России – это очень много. В Германии, к примеру, несколько десятков туроператоров ежегодно отправляют 30 млн туристов. В странах, соразмерных с Россией, обычно существует полторы сотни операторов, но никак не тысячи. Я считаю, что 150 – 200 туроператоров легко справятся со всем выездным потоком из России. Между тем рынок свободный. Кто хочет, может получить гарантию, начать работать и демпинговать. Поэтому он размывается до 3500 фирм. При этом их названий почти никто не знает. Это неправильно. Компании, входящие в АТОР, пытаются продвигать свои бренды, но с учетом сильной размытости рынка и слабой концентрации потоков денег не хватает.

РЕЗЮМЕ АНДРЕЯ ИГНАТЬЕВА

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1964

ОБРАЗОВАНИЕ: Московский авиационный институт (кандидат экономических наук)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: 2001 – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: председатель совета директоров ООО BSI Group 1997 – 1998: генеральный представитель Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ РФ) в США; директорРоссийского национального туристского офиса в США (г. Нью-Йорк) 1996 – 1997: советник председателя ГКФТ РФ 1990 – 1996: гендиректор различных туристских организаций 1988 – 1989: инспектор по туризму Госкоминтуриста СССР

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, 3 детей

ХОББИ: большой теннис

ЧТО ТАКОЕ BSI GROUP

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1990

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: туризм

КОЛИЧЕСТВО КЛИЕНТОВ В 2006 ГОДУ: 60 000 человек

ШТАТ: 150 человек

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Натали Турс», «Инна тур», PAC Group, «Капитал тур»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: