Доля цифровых залов у крупнейших операторов сетей кинотеатров в России

«Синема Парк» — 70%

«Люксор» — 68%

«Премьер-зал» (Екатеринбург) — 65%

«Формула кино» — 58%

«Парадиз» — 55%

«КАРО-фильм» — 53%

«Киномакс» — 35%

Тонуть в финале, впрочем, не обязательно: часть функций можно отключить и благополучно «выплыть». Что, собственно, и пытается сделать мировой и отечественный кинопрокат: выжить в жестокой схватке с домашним видео и Интернетом.

Нет «цифры» — нет кино

Главная надежда кинопрокатчиков связана с переходом от пленочных проекторов к цифровым, ведь именно они позволяют добавить эффекты, способные поднять зрителя с дивана и подвигнуть его на поход в кинотеатр. По данным исследования, проведенного агентством «Невафильм Research», в 2008 г. из 1900 кинозалов всего 86 были цифровыми. Теперь их количество измеряется уже не десятками, а сотнями.

«На 1 октября 2012 г. в России насчитывалось 1719 кинозалов, оснащенных цифровым оборудованием, из 2941, — рассказала «Ко» ведущий аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева. — Сейчас происходит тотальный переход на цифровые технологии кинопоказа. Основные преимущества «цифры» заключаются в том, что дистрибьюторы экономят на печати пленки. Если копия фильма, записанная на бобины с пленкой, стоит порядка $1000, то тот же фильм на жестком диске — около $100. Экономия идет и на доставке копий в кинотеатры: сейчас постепенно развиваются варианты доставки фильмов через спутник или Интернет. Мы ожидаем, что к концу 2014 г. все кинотеатры перейдут на «цифру», а пленочное оборудование уйдет в прошлое. То есть физические копии фильмов просто перестанут существовать. Для кинотеатров это вопрос выживания: если они не успеют переоснастить свои залы, то не смогут получать фильмы».

3D-технологии являются в некотором роде побочным продуктом этого процесса. Тем не менее в последние годы 3D-технология стала основным фактором роста кинобизнеса: приобретя систему для объемного показа, можно было очень быстро окупить дорогое цифровое оборудование. Для сравнения: оснастить обычный кинозал можно за $40 000-50 000, комплект оборудования для цифрового зала (включая 3D) обходится не дешевле $200 000-250 000.

Но рано или поздно все новое становится привычным: зритель привык и к 3D. Следующей приманкой для него стал IMAX — люксовая версия объемного кино с огромным экраном и суперзвуком.

«Оборудовать зал IMAX стоит принципиально дороже, чем любой другой кинозал. Если обычный 3D-зал можно сделать за $200 000-250 000 (в зависимости от размера), то средняя стоимость оборудования для зала IMAX — $1,3 млн. Одни колонки весят 700-800 кг. В Воронеже, например, мы поднимали их практически подъемным краном, — поясняет первый вице-президент национальной сети кинотеатров «Синема Парк» Кирилл Иванов. — Крепятся они в 25 позициях. если упадут, пробьют два-три этажа. Это реально масштабное техническое решение. Во многих странах, в том числе в России, сложился стереотип поведения: люди могут ходить на любые фильмы в любые кинотеатры, но когда случается премьера — что-то масштабное, красивое, яркое («Аватар» — классический пример), — смотреть это надо в IMAX. Никаких компромиссов, если хочешь увидеть, что пытался донести великий режиссер. На больших проектах этот формат собирает абсолютно невероятные деньги. В Нижнем Новгороде мы отрыли такой зал, и он первый месяц работал вместе с восемью обычными залами, собирая 50-60% всех доходов».

Если в момент появления цифровых залов средний срок их окупаемости составлял пять лет, то теперь — пять с половиной-шесть лет: выросла конкуренция.

«В последние годы мы отметили следующую тенденцию: в России перестали тотально оснащать залы 3D, — подчеркивает Ксения Леонтьева. — Люди все больше ценят наличие альтернативы — возможность смотреть кино и в объемном, и в обычном варианте. Особенно эта тенденция заметна по отношению к детским фильмам: некоторые родители переживают, что дети долго находятся в очках, что это некий «обман», иллюзия. Например, последние «Пираты Карибского моря» были даже более успешны в традиционном варианте просмотра. Кстати, в Европе лишь примерно половина цифровых залов оборудована 3D, в отличие от России. У нас сейчас из 1719 цифровых залов 3D-оборудование стоит в 1653″.

Брызги шампанского

Попытки создать не воспроизводимый дома праздник для глаз и ушей логично привели к следующей идее, оказавшейся невероятно успешной, — 4DX. Похожие начинания на рынке (в США, Канаде, Израиле) существовали давно, но, как правило, ограничивались аттракционами. Смысл — в добавлении дополнительных эффектов: запахов, тактильных ощущений, движения. Кресла качались, вода брызгала, а чтобы ощутить аромат, предлагалось потереть определенное место на буклете, выдаваемом при входе. Выпускались короткие фильмы — от 5 до 20 минут, демонстрирующие классический экшн: полет на самолете, поездку на поезде, сплав по реке. Фильмов было мало. Если подобный аттракцион ставился в небольшом городе, то через несколько дней все желающие успевали и полетать, и съездить, и сплавать. Не говоря уже о том, что компьютерная графика не отличалась особым качеством и от нее часто болела голова. Дошло до того, что кабинки стали устанавливать на вокзалах и в аэропортах, дабы пассажиры могли убить время перед путешествием.

Первые, кто понял, что надо объединить эту технологию с Голливудом, были корейцы. Вначале они занялись усовершенствованием продукта. Кресла стали качаться во все стороны, человек ощущал движение в районе ног, спины, головы. Список внешних эффектов расширился: это и пузырьки, и дым, и молнии, и запах, и ветер, и дождь. Затем корейцы взяли фильмы и на свой страх и риск кодировали их под эту систему. Со всем этим они пришли в Голливуд: открыли свое представительство и построили маленький зал. Через него прошли многие продюсеры, режиссеры, актеры. Как только в Голливуде поняли, что новая технология позволит больше зарабатывать, корейцы обрели поддержку. Они разработали свою бизнес-модель, принятую в той или иной степени всеми голливудскими студиями.

«Модель очень простая: найти лучшего партнера в каждой стране и подписать с ним эксклюзивный контракт. Им нужен большой охват, сеть кинотеатров, прозрачная система отчетности. «Синема Парк» заключил контракт с корейской CJ 4DPlex, в котором предусмотрено строительство 19 кинозалов такого формата в России в течение пяти лет, — уточнил Кирилл Иванов. — В среднем оборудовать 4D-зал с нуля стоит порядка $1,2 млн (включая оборудование и строительство). Перестроить уже существующий кинотеатр (как мы будем делать в Новосибирске) еще дороже: учитывая прежние инвестиции, $500 000 нужно на оборудование и $400 000 — на переделку зала. Таким образом, за пять лет инвестиции в проект составят $24 млн».

Первые результаты проката в этих залах дают повод для оптимизма. Если средняя заполняемость обычного зала — 20-22%, IMAX «выдает» 30%, то заполняемость 4DX-зала составляет от 50 до 80%. Причем залы немаленькие. Первые проекты в Корее и Мексике исходили их объема зала в 120 мест, но быстро выяснилось, что этого мало. Сейчас речь идет о 200-240 местах. Четкого понимания, за какой срок окупятся инвестиции, пока нет: первый зал в Корее работает всего два года. Но, по оптимальным прогнозам, при 50-процентной заполняемости 4D-зала он окупится за три года. Самые оптимистичные прогнозы с учетом спонсорства (а залы 4D-формата представляют интерес для крупных спонсоров — производителей оборудования), стоимость которого составляет $300 000-500 000 в год, говорят, что зал может окупиться за полтора года.

Конечно, это проект не для всех. Вряд ли пожилые люди или рафинированные киноманы это оценят. Им важнее, что смотреть, а не как. Для 4D-залов подбираются особые фильмы, где много чего происходит на экране: экшн, ужасы, приключения. Мелодрамы и комедии смотреть в таком формате бессмысленно. Тем не менее молодежь и люди среднего возраста оценили новую «фишку» по достоинству. Залы с разной скоростью отрываются по всему миру. Кинопрокатчики немного перевели дух: дома такое наверняка воссоздать нереально.

Борьба в фойе

Впрочем, даже технологии — сейчас уже не главное. Так или иначе, большинство российских кинотеатров обзавелось приличной техникой. Пришло понимание, что кино — это не только кинозал, а нечто большее. Если лет двадцать назад мультиплексом считался кинотеатр с двумя-тремя залами, то теперь их минимум восемь. Наиболее продвинутые киносети поняли, что фойе — это именно то место, которое отличает один кинотеатр от другого, когда качество проекции и звука у всех примерно одинаково. Они начали вкладываться в мебель, ведь в России люди не приходят в кино за минуту «до старта», а проводят в фойе минимум минут 15-20, зрителям нужно что-то купить и где-то это съесть. Требуются мягкие диваны, столики, кресла, курительные зоны с мощной вентиляцией. Прокатчики задумались и о правильных креслах: сколько бы времени человек ни провел в фойе, в зале он будет сидеть минимум полтора часа. Самые продвинутые на сиденьях не экономят — заказывают в Италии.

Идея формирования пространства комфорта и безопасности стала развиваться и привела к VIP-решениям — созданию залов, где имеется дорогой алкоголь, можно заказать еду. Есть много людей, с удовольствием этим пользующихся. Для них важно, что нет пересечения с аудиторией, способной создать дискомфорт. В любом городе есть истеблишмент, он хочет ходить только туда.

Выжившие муниципальные кинотеатры, особенно с именем, изобретают всевозможные способы привлечения публики, балансирующие на грани кинопоказа и вечеринки. Например, знаменитый «Художественный» устраивает ночные тематические показы — ночь Одри Хепберн или ночь Альфреда Хичкока. За ночь зрители успевают посмотреть по три фильма, а в промежутках потанцевать, поучаствовать в викторинах и окончательно проснуться.

Что смотрим?

Помимо проблемы, как смотреть, существует проблема, что показывать. И здесь кинобизнес с опаской поглядывает на законодателей. Первый повод для тревоги — введение возрастных рейтингов на кинопродукцию. Историю с мультфильмом «Ну, погоди!», которому едва не присвоили категорию 18+, можно считать курьезом. Однако под возрастной запрет подпадают ленты, производящиеся для самой широкой аудитории. Например, «Эволюцию Борна» можно смотреть только с 18 лет (в США с 13), как и «Обитель зла» (фантастический ужастик, компьютерные ужасы которого не в состоянии впечатлить и десятилетнего). При этом ответственность за нарушение возлагается на кинотеатр: если в зале на фильме 16+ обнаружится малолетний зритель, кинотеатру придется платить штраф.

Второй повод для волнений дают разговоры о возможном введении квот на показ отечественных картин. Об этом, в том числе, шла речь на правительственном совете по кинематографии (под председательством Дмитрия Медведева), состоявшемся в сентябре. При этом любой мало-мальски профессиональный маркетолог скажет, что дело не в «национальности» картины, а в ее уровне. Хороший фильм, откуда бы он ни был родом, люди пойдут смотреть, плохой — нет, даже из соображений патриотизма, сделав выбор в пользу Интернета или домашнего видео. Квоты приведут к тому, что киносети будут вынуждены крутить «правильное» кино при пустых залах и терять деньги. Что для частных компаний, обязанных показывать определенные бизнес-результаты, абсурдно — они просто не могут себе этого позволить.


Громче, ярче, четче

Первым технологическим открытием в кино стал объемный звук. Кстати, это реакция на первый отток зрителей из кинотеатров в середине 1950-х. Тогда вместо двух колонок, размещенных возле экрана, появилась еще одна — на задней стенке зала. Ее использовали для спецэффектов, но нечасто — она издавала слишком много посторонних шумов. Постепенно колонок становилось больше, возникло понятие «стерео», в конце концов к 1970-м появилась система объемного звучания, известная зрителям как Dolby Surround. Следующая эпоха стартовала с появлением объемного видео — 3D. Впрочем, первые эксперименты со стереокино относятся аж к 1920-1930 гг. прошлого века, однако по-настоящему массовым оно стало лишь в 2000-х, когда в кинотеатры пришли цифровые проекторы.

«Первый 3D-фильм был довольно глупым и малоинтересным. Тем не менее народ ходил ради одной сцены: в зал «вылетало» копье и летело через весь зал, и это было невероятно, — вспоминает первый вице-президент национальной сети кинотеатров «Синема Парк» Кирилл Иванов. — Кинопрокатчики порядка двух лет чувствовали себя на волне необыкновенного успеха. Джон Фиттем, человек, который представляет интересы всего кинопрокатного бизнеса США (а это под 30 000 экранов), тогда сказал: «Наступает эра 3D, и это наш шанс вернуть тех, кто ушел, и заработать большие деньги». Это была новинка, а когда она с голливудским размахом наложилась на фантастические режиссерские идеи, получился эксклюзивный продукт. Потом, конечно, появился вариант смотреть такое кино дома. Но она не получила развития: 3D-телевизоры практически никого не интересуют. Впрочем, через пару лет народ привык, и появился цифровой IMAX — что-то вроде 3D в люксовом исполнении: очень красивое и качественное объемное кино. Технология берет начало в больших музеях естественной истории, где нередко устанавливались два мощных пленочных проектора, пленка в которых была в два раза шире, а изображение — более качественное. На большой экран во время экскурсий проецировалась научно-популярная информация, и это было частью посещения музея. Когда люди, все это придумавшие, поняли, что на музеях много не заработаешь, появилась идея пустить технологию «в плавание» по кинопрокатному бизнесу. До 2009 г. технология представлена очень ограниченно, но именно с началом эры цифрового 3D она проявила все свои преимущества. После ошеломительного успеха «Аватара» в залах IMAX технология стала развиваться невероятными темпами.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», с января по сентябрь 2012 г. россияне оставили в кино 30 млрд руб., что на 18,4% больше, чем в то же время год назад. При этом сборы от фильмов отечественного производства увеличились на 30%. В итоге доля российского кино выросла до 13,4%. Впрочем, этого может оказаться мало. На правительственном совете премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал рассмотреть вопрос об отмене льгот по НДС для кинотеатров, если эта цифра не достигнет 18,2%. До нового года на экраны выйдет еще два десятка отечественных картин. Среди них «Три богатыря: на дальних берегах», «Бригада. Наследник» и др. Так что окончательно подсчитать, взяли ли российские фильмы заданную высоту, можно будет по итогам года.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *