Все последние годы операторы «большой тройки» («Билайн», «Мегафон» иМТС) спокойно сосуществовали вМосковском регионе, поделив между собой рынок. Ситуация всех устраивала, так как она предполагала отсутствие «ценовых войн», икомпании преспокойно снимали сливки ссамого состоятельного региона России.

Для примера, Москва иобласть приносят «Вымпелкому» (торговая марка «Билайн») около 40% всей российской выручки. Понятно, что отдавать такой лакомый кусок иснижать уже давно устоявшиеся тарифы никто нехотел. Новконце октября ситуация кардинальным образом изменилась: настоличный рынок вышла компания «Т2РТК Холдинг» (бренд Tele2), которая позиционирует себя как оператор-дискаунтер.

Она присутствует нароссийском рынке с2003г. иуже обслуживает клиентов в62регионах страны, неоднократно пыталась попасть инамосковский рынок, нопока контролирующими акционерами компании были шведы, ей этого сделать неудавалось. В2013г. шведская группа Tele2 ABприняла решение опродаже российского подразделения группе ВТБ. Сэтого момента дела укомпании пошли вгору: задва последних года она поглотила сотовые активы «Ростелекома» иSkyLink. Поворотным этапом стало получение в2014г. долгожданного разрешения наработу вМоскве. Аодинизосновных акционеров компании– ВТБ – выдал ей кредит на16млрд руб. как раз настроительство сети вМоскве.

Намомент старта продаж sim-карт (21октября) вМоскве уTele2было 7000 базовых станций, ноих строительство продолжается, заявил напресс-конференции первый заместитель гендиректора телеком-компании Александр Провоторов. Поего словам, оператор планирует размещать базовые станции вдоль магистральных сетей и вторговых центрах, ав2016г. начнет разворачивать сеть вМосковском метрополитене. При этом изкредита ВТБ пока израсходовано лишь 16%, притом что удалось обеспечить покрытие 90% территории столицы и75% – Московской области. Конечно, столь быстрый выход ифеерическая рекламная кампания былибы невозможны без выделенных госбанком денег.

«Большая тройка» заранее начала готовиться кпоявлению встолице четвертого оператора. Вчастности, «Мегафон» пошел наобнуление тарифов для смартфонов «Все включено» внутри сети со2ноября. Официально вкомпании несвязывают эти два события, подчеркивая, что изменения касаются всех регионов присутствия оператора, анетолько Москвы, ноэксперты абсолютно уверены, что причина впоявлении Tele2нарынке столичного региона. Вконце сентября «Вымпелком» предложил абонентам нанесколько месяцев бесплатный мобильный Интернет 4G. Опятьже официально представители компании никак несвязывали такие «подарки» свыходом нарынок конкурента, новсе абсолютно четко понимали, что у«большой тройки» остается совсем мало времени для завоевания лояльности клиентов. Сейчас все ее действия так или иначе связаны свыходом намосковский рынок Tele2, уверен аналитикiKS-Consulting Максим Савватин. Апричины для опасений у аборигенов московского рынка сотовой связи действительно есть: вкаждом регионе, куда ранее выходил Tele2, он устанавливал тарифы на20–30% ниже среднерыночных иблагодаря этому быстро наращивал долю рынка. Эксперты отмечают, что вдальнейшем тарифы нередко повышаются, нонастарте они всегда бывают значительно ниже рынка. Так произошло ивстолице. «Компания по-прежнему будет придерживаться принципов сотового дискаунтера, тоесть удерживать цены ниже, чем уконкурентов. Разница может составлять до30%», – подтвердил «Ко» официальный представитель Tele2Константин Прокшин. Хотя похоже, что «большая тройка» пока неготова кценовым войнам встолице: операторы рассчитывают, повсей видимости, нато, что «богатые» столичные абоненты небудут обращать внимания настоль незначительную для них разницу втарифах, анаиболее состоятельные ради экономии 1000 рублей вмесяц незахотят ломать себе голову итерять время, авозможно, иважные звонки при переходе кдругому оператору ссохранением номера.

«Вдальнейшем они («большая тройка».– Прим. «Ко») врядли будут сильно демпинговать: уних сильные позиции нарынке, аTele2, чтобы потеснить их, понадобится время», – заключает Максим Савватин.

Какбы тонибыло вдальнейшем, сейчас привлечь внимание столичной публики Tele2все-таки удалось. Объявленный задве недели доофициального старта продаж предзаказ sim-карт принес новому оператору порядка 30000 абонентов. Наиболее показательной была история сотказом компьютерной системы, которая записывает данные новых пользователей. Впяти салонах из-за большого наплыва клиентов электронная система перестала работать. Новкомпании считают это незначительным событием, учитывая, что водин день встолице открылось сразу 400салонов Tele2. Что касается дальнейших перспектив намосковском рынке, тоновый оператор нехотелбы забегать вперед иговорить опланах позавоеванию той или иной его доли. «Могу привести пример Воронежа. В2005г., когда мы пришли врегион, никто неверил, что мы сможем получить значимую долю. Сейчас Tele2занимает там первое место почислу абонентов. Итаких примеров множество», – недавая расслабиться конкурентам, заявляет Константин Прокшин.

Тимур Нигматуллин,аналитик ИХ «Финам»:

«На мой взгляд, некорректно даже приблизительно оценивать, какую долю Tele2займет нарынке Московского региона доконца текущего года. Дело втом, что пометодологии, распространенной вРФ,абонентом считается sim-карта, котораябыла активна хотябы раз втечение трех месяцев. Поскольку Tele2запускается за2,5месяца доконца года, кновогодним праздникам уоператора может быть много «мертвых душ», которые теоретически можнобудет считать действующими абонентами. Чтобы окупить CAPEX ибыть прибыльной наоперационном уровне, Tele2нужно втечение нескольких лет получить 10% иболее наместном рынке. Ядумаю, компания сделает все, чтобы достичьэтогопоказателя. Ейпотребуются нетолькоконкурентные ценынапродуктовую линейкуидоступккачественной инфраструктуре 3G/4G, ноиболее высокое качествообслуживания абонентов, чем в среднем по региону».

Сергей Огороднов,председатель совета

директоров компанииVoltaware:

«Я предположу, что доля рынка будет заниматься недва месяца, анесколько лет. Безусловно, учитывая характер Tele2как дискаунтера нанерастущем рынке вкризисный период, есть серьезные шансы отобрать такуюже пропорцию клиентов у«большой тройки», как это было сделано врегионах.Думаю, что бóльшие потери понесут операторы схудшим покрытием икачеством связи. Однако без внедрения чего-то нового,типа агрессивногопродвижения «умного дома», или услуг наэнергорынке домохозяйств Tele2будет гораздо сложнее переманивать абонентов.

На самом деле OIBDA операторов еще достаточно высока, поэтому падать всеместькуда. Средние тарифы могут серьезно снизиться, особенно будут развиваться тарифы сфиксированной платой завсе звонки и sms ибольшим количеством «даты». Аналогичная ситуация сложиласьнадругих рынках, где фактически разница междуоператорами заключается лишьвназвании компании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *