Интернет-компаниям в России стоит приготовиться к новым правилам игры на рынке – не исключено, что для них будет увеличена налоговая нагрузка. В частности, речь идет о возможном изменении практики взимания налога на добавленную стоимость (НДС), который сегодня не платит целый ряд интернет-компаний.

Если это произойдет, их продукция – от антивируса Касперского до приложений из App Store– станет дороже для российского потребителя как минимум на 18%, и это касается как иностранных, так и отечественных игроков.

Дополнительный сбор с интернет-компаний рискует появиться под лозунгом равных условий ведения деятельности в Интернете – детально разобраться с этой проблемой поручил федеральным ведомствам, а также Институту развития Интернета президент России Владимир Путин по итогам форума «Интернет экономика». Обсуждать предложения будут с участием, в том числе, представителей отрасли. Как пояснил советник президента по Интернету Герман Клименко, «у нас задача не отрегулировать эту историю, а собрать индустрию, поговорить об этом и понять, чего мы на самом деле хотим. Нужно выслушать все мнения».

Впрочем, уже сегодня ясно, что изменения могут коснуться работы на российском рынке иностранных интернет-компаний. Похоже, у последних появится новая налоговая нагрузка. Как пояснил Герман Клименко «Ко», налогообложение – один из вопросов равенства работы на рынке.

Сегодня иностранные интернет-компании, в отличие от отечественных игроков рынка, не платят НДС. Так поступает интернет-ритейлер Alibaba (представители компании уже приглашены на рабочую встречу 12 февраля), хотя фактически речь идет о продаже продукции в России российским покупателям. Не отчисляют НДС с продажи российским пользователям своих продуктов корпорации Apple и Google. Итакие примеры можно приводить бесконечно – публичные обвинения в неуплате налогов в России звучат даже в адрес агрегатора такси Uber.

Положить конец налоговой вольнице для иностранцев в России предложили еще в прошлом году депутаты Государственной думы Андрей Луговой и Владимир Порханов. «Продаешь в России – плати в России» – следовать именно такому принципу предлагают авторы законопроекта иностранным интернет-игрокам.

Основной мотив, конечно же, финансовый: авторы законопроекта подсчитали, что только за счет уплаты НДС иностранными интернет-компаниями госбюджет в 2017 г. может получить более 50 млрд руб. дополнительных доходов. В условиях бюджетного дефицита лишней такая сумма, безусловно, не будет. Для примера – на поддержку культуры и искусства в бюджете-2016 предусмотрено 98 млрд руб.

«Предполагается, что расширится налогооблагаемая база по НДС. Его действие планируют распространить на компании, которые находятся за рубежом, однако продают услуги здесь. Продавая софт пользователям в России, они не платят НДС, так как являются иностранными компаниями и не присутствуют в России. Google и Apple– первые компании, которых могут коснуться нововведения», – поясняет адвокат Валентина Дублина.

Отчасти инициатива с налогами для иностранных интернет-компаний совпала с общемировым трендом – например, в Европе не первый год идут довольно жаркие дебаты относительно Apple и Google, которые платят налоги в Люксембурге и Ирландии, где действует льготный режим налогообложения. Чем не достойный пример для российской практики?

Но идею поддерживают далеко не все. «Если появится налог для иностранных компаний, на них он мало отразится, – считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. – Платить больше за их продукт будем мы, конечные потребители». При этом он признает, что в предложении есть и рациональное зерно: в таком случае иностранные компании станут резидентами РФ и попадут под действие закона «О персональных данных» и т. д.

Другое дело, что дополнительные налоговые расходы, возможно, ожидают не только иностранных игроков на российском интернет-рынке. Равными перед законом рискуют оказаться и отечественные IT-компании, до последнего момента пользующиеся льготой по уплате НДС в случае реализации собственного лицензионного софта. Например, не платят НДС с продаж программного обеспечения (правда, через Интернет, в случае с коробочным товаром НДС взимается) «Лаборатория Касперского», Abbyy и т. д. Этой льготы компании-разработчики могут лишиться.

«Законопроект предусматривает не только налогообложение для иностранных компаний. Если реализуется законопроект, то льгота по уплате НДС при продаже лицензионного программного обеспечения будет отменена для всех, – объясняет партнер, руководитель налоговой практики по России и СНГ компании Goltsblat BLP Евгений Тимофеев. – По мере роста онлайн-продаж льгота по НДС стала иметь смысл для отечественных компаний, российских программистов. И вот только пошли продажи, как вдруг появляется НДС».

Решение, полагает эксперт, не лучшим образом отразится на отечественном рынке IT. Рост цен как компенсация нового налога спровоцирует падение спроса; если же компании решатся не менять ценники, пострадает прибыль. Кстати, примерно такиежепрогнозы дает по европейскому IT-рынку создатель мессенджера Telegram Павел Дуров, предрекая ему скорый закат и уход IT-компаний в США.

Но государство сегодня больше волнуют доходы казны, чем прибыль частных IT-игроков. Доходы последних заинтересовали бюджет еще в 2014 г., в условиях первой волны девальвации национальной валюты. Напомним, тогда глава Минкомсвязи Николай Никифоров выступил с предложением ввести целевой 10-процентный сбор с продаж российского и зарубежного софта на территории России. Проект получил одобрение президента, однако в итоге от «софтового сбора» отказались. Тогда же Никифоров обмолвился и о возможности отмены льгот по уплате НДС отечественными IT-компаниям.

По всей видимости, время для инициативы пришло. Тем более что далеко не все крупные игроки серьезно заинтересованы в сохранении льгот. Таким игроком, к примеру, могла бы стать Mail.ru, контролируемая Алишером Усмановым и являющаяся одной из крупнейших российских технологических компаний. Однако именно ей– точнее, дочерней компании «Мэйл.ру геймз», – воспользоваться налоговой льготой в России не удалось. Буквально на днях появилось решениеАрбитражного суда Москвы относительно возврата компании налоговых выплат– в возврате было отказано. Речь шла об уплате НДС за III квартал 2014г. (всего 206 млн руб.), то есть в год компания теряет более 1 млрд руб. за счет налоговых выплат. Впрочем, пока отечественным интернет-компаниям обещают сохранить льготы на уплату страховых взносов (14% вместо общепринятых 30%). Это зафиксировано в списке поручений президента отдельным пунктом.

Владимир Княжицкий,

генеральный директоркомпании «Фаст Лейн»в России и СНГ:

«В IT есть термин «костыли». Он означает неудобное решение, которое противоречит общим принципам и архитектуре системы, но позволяет быстро решить локальную задачу. То, что предлагают наши депутаты, равно как и аналогичные решения правительств ряда других стран, это «костыль». Да, эти решения увеличат фискальные поступления, но они противоречат основополагающим принципам развития мировой экономики, трендам глобализации. Рано или поздно от «локальных законов работы Интернета в отдельно взятой стране» придется отказаться».

Герман Клименко,

советник президента по интернету:

«В поручении президента поднят вопрос о равенстве для деятельности в Интернете. Вопросы равенства очевидны и известны – это и налогообложение (НДС, трансграничная торговля и т.д.), и правоприменение… На сегодня у нас нет конкретного решения по налогам, все это будет обсуждаться. Про ЕСН мы четко понимаем позицию, она прозвучала. А все, что касается НДС, – это история согласования, в том числе между налоговыми службами, индустрией и т.д. Я все очень хорошо знаю про интернет-компании, про «Яндекс», «Рамблер», Mail.ru… Но я не все знаю про софт. Все, что касается софта, – мы с ними (представителями отрасли.– Прим. «Ко») садимся, иони нам рассказывают».

Илья Грошиков,

управляющий партнер компании «Биплан»:

«Когда речь заходит о новом налоге, большинство, в том числе и депутаты, подразумевают Google и Apple, что вполне логично, если учесть их суммарный доход в России за прошлый год, который составил 300 млрд руб. Инициатива с налогом вполне оправданна. Подобный закон создаст равные условия на рынке, помогая отечественным компаниям набирать обороты и развиваться. Я не думаю, что эти действия спровоцирует резкий скачок цен на продукцию заграничных компаний, так как они уже успели привыкнуть к аналогичным требованиям».

Дмитрий Мариничев,

интернет-омбудсмен:

«Ограничительные меры самые простые, которые напрашиваются первыми. Ялично за то, чтобы создавать условия для ведения бизнеса, которые будут заведомо более притягательными и прогрессивными, сделают удобным ведение бизнеса из России навесь мир. Если наше законодательство, к примеру, будет позволять возмещение НДС, тоиностранные стартапы будут думать, где им разместиться– во Франции или в России. ВРоссии же они будут платить другие налоги, формировать занятость, к тому же это будетстимулировать приток кадров для ведения бизнеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *