По данным аналитиков NDP Group, первый раз за семь лет ресторанный рынок сократился в деньгах на1,4%. Эксперты считают, что рынок снижается за счет падения выручки итрафика в ресторанном сегменте.
Ноне во всех ресторанах все одинаково печально.Сильнее всего отток клиентов ощутили заведения со средним чеком до 1000 руб. без алкоголя ирестораны японской кухни. Демократичные рестораны и кафе делали ставку на низший сегмент среднего класса, который значительно пострадал в кризис. С ресторанами японской кухни злую шутку сыграли антироссийские санкции: пришлось отказаться от значительной доли поставок из Норвегии и Финляндии. Вынужденная переориентация на поставщиков с Дальнего Востока заставила заведения повысить цены. Еще прошлой осенью компания «Росинтер» приняла решение о постепенном закрытии сети «Планета суши». Виной всему – рост цен на японские блюда.
«Сокращение ресторанного рынка свидетельствует о снижении реальных располагаемых доходов населения, – говорит управляющий партнер Top Hotel Experts Наталия Розенблюм. – Именно по этой причине снижаются посещаемость исредний чек ресторанов. При этом заведения с хорошей концепцией исбалансированным ценовым позиционированием могут успешно конкурировать и выживать на рынке».
Спад посещаемости и размера среднего чека на несколько процентных пунктов был примерно год назад, замечает Алексей Волков, гендиректор Ginza Project («Оки Доки», «Песто кафе», «Пряности и радости»), но с тех пор ситуация выровнялась– прошел шок от кризиса, возобновилось потребление.
В кризисные времена покупатели предпочитают платить за продукт без излишеств, поэтому растут финансовые показатели у фастфуда– его доля на рынке, по данным NDP, изменилась с 35% до 39%. Приток клиентов наблюдают и службы доставки еды. «В нашем сегменте рост более чем на 50% за год, – отмечает генеральный директор ресторана с доставкой «Грин-Дин» Владислав Шабанов. – Связано это, как мы полагаем, во-первых, с растущим интересом к здоровому питанию, аво-вторых, с тем, что наш формат исключительно удобен для клиентов: мы каждое утро оставляем нашим клиентам под дверью сумку со свежеприготовленной едой на весь день: они не тратят время ни на покупку продуктов, ни на приготовление, ни на ожидание официанта в кафе или ресторане». Стоит добавить, что подобные компании не тратятся на дорогостоящую московскую аренду и сотрудников зала, поэтому могут предложить конкурентные цены.
Относительно стабильными на падающем рынке показали себя сетевые заведения, работающие всреднем и выше среднего ценовых сегментах. Большие объемы закупок позволяют договариваться споставщиками о лояльных ценах, а узнаваемость сетей привлекает больше клиентов. Однако ресторанные холдинги предпочитают избавляться от неприбыльных заведений. Ну а клиенты, по мнению экспертов ресторанного рынка, в ближайшем обозримом будущем будут выбирать фастфуд. «Люди, которые привыкли питаться вне дома, в дорогих ресторанах, теперь идут в заведения подешевле, а те, кто привык посещать рестораны среднего класса, выбирают фастфуд,– резюмирует директор по развитию компании Domino's Pizza Елена Иванова. – Таким образом, смещается акцент, и происходит перераспределение на рынке вцелом». Кризис. Не до изысков.