За несколько дней до старта 24-часовой гонки население города увеличивается минимум вдвое.

Мы не спали 24 часа, прошли за сутки около 40 километров и за это время съели ровно 15 хот-догов, чтобы в полной мере передать тебе чувства, которые испытывает зритель самых известных в мире 24-часовых гонок.

В мире существует два вида гонок, которые оказали наибольшее влияние на развитие современных автомобилей: «Формула-1» и «24 часа Ле-Мана». И если на первые собирается вся королевская рать, то вторые созданы скорее для рабочего класса. Эти гонки на выносливость не транслируют по телевидению, а пилоты не получают оклад, равный бюджету небольшой страны, зато они собирают ежегодно около 300 тысяч зрителей, по-настоящему больных автоспортом, и делают автомобили чуточку лучше.

Из городка в мегаполис

Самый простой способ попасть в Ле-Ман в конце июля – поехать на поезде из Парижа. Добраться до города на автомобиле и не пробуй. Тебе потребуется невероятный запас терпения и выносливости, чтобы простоять многочасовую пробку на въезде в Ле-Ман. За несколько дней до старта 24-часовой гонки население города увеличивается минимум вдвое (в Ле-Ман приезжает около 250 тысяч фанатов автоспорта и спортивных журналистов). За считаные часы фанаты выстраивают вокруг одной из самых известных в мире трасс – «Сарта» – палаточный лагерь. Если смотреть на все происходящее с вертолета, то четко просматриваются границы официальных поселений болельщиков из разных стран, огороженные заборами. За их пределами – дикари, приехавшие своим ходом целыми семьями посмотреть на великую гонку.
Журналистов селят в не менее спартанских условиях. Никаких номеров класса люкс с видом на достопримечательности. В номерах окон нет вовсе. Nissan, который пригласил нас на гонку, выстроил собственную гостиницу всего за несколько часов в нескольких сотнях метров от трассы. Это был шатер размером с футбольное поле. Внутри не менее тысячи комнат 1,5 на
4 метра с маленьким столиком, гвоздиком в стене и хлипкой кроватью, которую мой тучный коллега, живущий за стеной, сломал, ворочаясь во сне, в первую же ночь. На стойке регистрации вместо конфет в вазе – простенькие беруши, на кровати в номере в наборе с одноразовой щеткой, расческой и мини-кремами еще одни беруши, для особо чутких.

Брезентовый город

Несмотря на беруши, спать в таких условиях решительно невозможно. Моторы зазывают зрителей, будят воображение и заставляют сердце качать по телу кровь со скоростью бензонасоса. Любопытство берет верх даже у самых стойких, и они всю ночь не спят, потягивая кофе на балкончике вдоль трассы или следя за трансляцией в госпиталити (специальные зоны, возведенные автомобильными компаниями на сутки, как и гостиницы). Ставить госпиталити на прямых отрезках трассы смысла нет: на высокой скорости машину не то что не сфотографируешь – ее даже не увидишь. Поэтому располагаются они в самых зрелищных зонах – на поворотах и шиканах (последовательностях тесных поворотов замедляющих автомобили). В зоны госпиталити доступ зрителям закрыт, там работают только журналисты и периодически заходят гонщики на интервью. Ночью здесь царит настоящий накал страстей. Из-за сложных условий после заката гонка наполняется авариями, число которых достигает пика к 10 часам утра. Гонщики говорят, что рассвет – самое сложное время, кажется, сил уже нет, а впереди еще тысяча километров. Отлучиться в это время хоть на минуту – значит, пропустить захватывающий момент и жалеть потом всю жизнь.
Но если журналистов мучает профессиональное любопытство, то зрители ночью предпочитают кутить, общаться и веселиться в парке аттракционов. До утра палаточный лагерь гонку почти не смотрит, а слушает трансляцию по радио, где комментатор обильно использует красочные метафоры на чистом французском. Основная еда зрителей – хот-доги, напиток – пиво. По статистике на 2008 год, за сутки в Ле-Мане съедают 40 000 хот-догов, 100 000 тонн картофельных чипсов и выпивают около 72 000 литров пива. И это данные официальных продаж, то есть без учета заполненных алкоголем багажников и автобусов туристов. Впрочем, количество потребленного нисколько не сказывается на самообладании обитателей брезентового городка.

24 часа нон-стоп

Гонки Ле-Мана – это немыслимое испытание на выносливость для всех: зрителей, команд, гонщиков, инженеров и автомобилей. Про зрителей мы уже рассказали. Что касается команд, то на сон у механиков времени нет. Машины бьются, требуют ремонта и дозаправки, в среднем пилоты заруливают на пит-стоп каждые 40 минут. В «Формуле-1» он длится 3,5 секунды, в Ле-Мане – полторы минуты. Иногда машина может простоять в боксе несколько часов, как это было с Toyota после аварии. Но даже если машина далека от бокса, работа для команды все равно найдется. Можно нагревать строительным феном шины, выковыривая застрявший в них гравий, можно латать кевларовые панели.
Побеждает в Ле-Мане тот, кто тратит меньше времени на ремонт. К примеру, смена коробки передач на прототипе Audi R8 раньше занимала всего 3,5 минуты. Бывали, конечно, случаи, когда команды финишировали с разрывом менее минуты, но такие моменты – деликатес, который жадной до интриг публике подают примерно раз в десять лет. Обычная разница между лидером и вторым экипажем – несколько кругов.
По сравнению с тем, что ложится на плечи пилотов, редкий сон уважаемых всеми механиков на холодном асфальте в боксе – мелочи. Тройку пилотов ожидают перегрузки вплоть до 3G,
50 градусов в салоне и долгие часы непрерывной гонки. По регламенту гонщики должны меняться каждые три часа, чтобы проехать за сутки более 5000 километров (чуть меньше расстояния от Москвы до Иркутска), как, например, Audi E-tron – победитель Ле-Мана 2012 года.

Крылатый прототип

Мы уже говорили, что 24-часовые гонки Ле-Мана – одна из движущих сил автомобильного прогресса. Именно на трассе компании испытывают, совершенствуют и внедряют новые технологии, которые позже применяются в серийных машинах. Среди экспериментаторов в этом году отличился Nissan. Японцы выставили на гонку свою новую разработку – прототип DeltaWing. Даже неопытный читатель заметит, что автомобиль похож больше на болид «Формулы-1», нежели на соперников по гонке. Во-первых, он имеет открытый кокпит, во-вторых, нетрадиционную клиновидную форму кузова. Поэтому DeltaWing поехал вне зачета, ведь это первое появление прототипа на публике и первое его испытание.
«Nissan DeltaWing – настоящий вызов для инженера, поскольку он полностью отличается от того, что было сделано до него, – поделился своими мыслями перед гонкой Джерри Хардкасл, главный инженер по рыночным продуктам Nissan. – Аэродинамика полностью новая, шины и тормозные механизмы таких размеров тоже раньше не применялись». Перед гонкой никто из журналистов и зрителей, наверное, не верил, что DeltaWing проедет хотя бы круг, настолько необычно он выглядел: узкая передняя ось, непривычная компоновка и турбированный двигатель объемом всего 1,6 литра, который выдает смехотворные по сравнению с конкурентами 300 л.с. и чуть более высокий крутящий момент. Вес прототипа –
575 килограммов с пилотом и полным баком, что позволяет ему разогнаться до «сотни»
за 3,3 секунды.
Однако в гонке DeltaWing держался достойно, уступая лишь машинам класса LMP1. Он проехал 75 кругов, пока его не сбила при обгоне Toyota TS030 Hybrid – еще один новичок в Ле-Мане. Больно было смотреть, как результат 4-летнего труда компании Nissan, построенный в единственном экземпляре, врезается в отбойник. Пилот Сатоси Мотояма два часа пытался самостоятельно реанимировать прототип, следуя инструкциям инженеров. Они передавали ему через отверстия металлической сетки забора отвертки и болты, ведь по регламенту автомобиль должен либо самостоятельно добраться для ремонта в бокс, либо пересечь финишную линию на эвакуаторе. DeltaWing, к сожалению, выпал второй вариант. Однако даже 75 кругов японцам хватило, чтобы доказать, что они двигаются в правильном направлении.

1 комментарий

  1. Я не являюсь профессиональным болельщиком, но, если удается по телевизору увидеть такие гонки, смотрю с удовольствием. У меня дух захватывает от рева машин, а четкая работа механиков и инженеров так просто завораживает. В такой трудной гонке как Ле-Мана, хочется пожелать каждому участнику удачи и побед, преодолеть все трудности. А себе хочу пожелать хоть когда-нибудь увидеть это завораживающее зрелище. Не удивляйтесь, женщинам тоже нравятся крутые машины и смелые мужчины.

Добавить комментарий для Людмила Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *