В России началась новая волна массовых переименований. Только в июне сменили названия нескольких сотен улиц по всей стране

В конце июня в Рязани случился переполох. За одну ночь на зданиях, расположенных на улице, названной в честь известного революционера Моисея Урицкого, появились таблички «улица им. Джексона». Это местные меломаны чтили память короля поп-музыки. «Жаль очень Майкла, умер таким молодым», — вздыхает Галина Астахова, жительница дома 18 по ул. Урицкого. Ее юная соседка Елена говорит, что испытала чувство огромной гордости за родную улицу, которая в один миг стала известной на всю Россию. Жители посмеялись, чиновники удивились, улице, конечно, вернули громкое революционное имя.
Фанаты Майкла Джексона сами того не зная попали в струю. В начале лета специальные комиссии изменили названия нескольких сотен улиц в разных городах. Руфь Агеева, зампредседателя топонимической комиссии Московского центра Русского географического общества, так и говорит: идет новая волна переименований. С первой волной все было понятно: в начале 90-х улицам и городам возвращали их исторические названия. Метростроевская становилась Остоженкой, Кропоткинская — Пречистенкой, Свердловск — Екатеринбургом. С чем связан нынешний бум, Агеева объяснить не может. Говорит, загадка. Везде свои причины.
В рекордсменах Воронеж. Несколько недель назад воронежские власти решили переименовать сразу 126 улиц. Впрочем, с Воронежем тоже понятный случай: недавно в состав города были включены 22 поселка, а в поселках всегда есть одинаковые улицы. В Воронеже появились несколько Центральных улиц и три площади Ленина. С осени будут переименовывать.
В Самаре переименовывают всего несколько улиц, но администрация города столкнулась с общественным протестом, и пока неясно, как она выйдет из ситуации. У самарских властей самые благие намерения: слишком много неблагозвучных названий. Например, Карбюраторная. Даже для Самары с ее автомобильной промышленностью, может быть, перебор. Решили из нее сделать улицу Воеводы князя Григория Засекина. Заодно также захотели избавиться от советского наследия: улицу Ленина сделать улицей Александра Невского, а Первомайскую — улицей Дмитрия Козлова, конструктора ракетно-космического центра «Прогресс». Местные жители известного конструктора уважают, но менять паспорта и другие документы не хотят и поэтому пишут во все инстанции, вплоть до московских.
Обычно городские жители в этой борьбе проигрывают. Прошлой зимой москвичи не смогли отстоять Большую Коммунистическую — ее переименовали в улицу Александра Солженицына. Михаил Матвеев, профессор Самарского государственного областного университета и депутат Самарской облдумы, к которому самарцы обратились за поддержкой, считает, что к людям прислушиваться не нужно. Он и сам 30 лет назад собирал по городу подписи, чтобы переименовать Куйбышев в Самару. Тогда, говорит Матвеев, жители были против — они считали, что энтузиасты занимаются ерундой. И если бы был референдум, Самара до сих пор была бы Куйбышевом. Вместо этого, говорит депутат, нужно упростить бюрократические процедуры. Например, в Перми Коммунистическую улицу тоже только что переименовали в Петропавловскую, но жителям разрешили документами не заниматься: будут делать новые паспорта — в них и поправят. Илья, менеджер пермского салона видео- и аудиотехники, очень рад, что теперь работает на Петропавловской.
Краснодар уже который год пытаются переименовать обратно в Екатеринодар. Это будет катастрофа, считают в городе. К Краснодару-то все привыкли, да и вообще, много ли в России городов, названных в честь женщин? Неловко как-то. Городская администрация пока не давит и довольствуется мелочами: в конце июня депутаты городской Думы переименовали улицу имени Федора Щербины, знаменитого кубанского историка, во Второй Тверской переулок. Логика такая: Щербина был большой личностью, а улица крохотная. Решили Щербину у нее забрать и, когда будет возможность, дать его какой-нибудь улице покрупнее.
Куда более решительным оказался новый кировский губернатор. Никита Белых как пришел к власти, так сразу и объявил, что хочет переименовать Киров в Вятку, и уже запланировал на 2011 год референдум. По оценкам экспертов Роскартографии, переименование большого города стоит приблизительно 1,5 млн рублей. Белых утверждает, что не потратит ни копейки из бюджета, а найдет спонсоров и часть суммы выложит сам.
«Конечно, исторические названия городам и улицам возвращать надо, а вот переименовывать новые улицы только ради благозвучия или по желанию чиновников не стоит, — считает Агеева из Русского географического общества. — В начале 1990-х не всем городам успели вернуть исторические названия, поэтому сейчас этот процесс и возобновился».
Против смены названий станций метро и автобусных остановок местные жители обычно не протестуют. 1 июня в Москве поменяли свое название две станции метро. «Битцевский парк» стал «Новоясеневской», а «Деловой центр» — «Выставочной». Как с Щербиной в Краснодаре, мэрия хочет отдать старые названия другим станциям, которые будут построены в будущем. Зачем — непонятно. «Не успеешь привыкнуть к одному названию, как снова приходится переучиваться», — сердится 50-летняя Ольга Борисова, жительница Новоясеневского проспекта в Москве. Раньше она жила в центре у метро «Площадь Ногина», которая стала «Китай-городом». Привыкала-привыкала к «Китай-городу» — привыкла, потом переехала на окраину — и снова приходится привыкать.
В России тяга к переименованиям заложена в головах, уверен депутат Матвеев из Самары: жизнь устроена по принципу «разрушим до основанья, а затем…». На Западе названия, конечно, тоже меняются, но не так часто, как в России. Взять ту же Александерплатц в Берлине, названную в честь российского императора. Это название пережило Первую и Вторую мировые войны, когда Германия и Россия воевали друг против друга. Название площади никто и не думал менять. А Сергей Смирнов из Высшей школы экономики напоминает, что станция парижского метро как называлась «Сталинград», так и называется. В «Волгоград» ее никто не переименовывает. В американских городах улицы обычно вообще нумеруют.
Так что надо менять сам принцип, по которому городам, улицам, площадям, остановкам дают названия, говорят эксперты. Должно быть меньше фамилий — не больше 10% улиц называть в честь конкретных людей, а то придется потом объяснять аборигенам, что это за люди. «У нас часто хотят называть улицы, например, именами директоров заводов, — уверен Матвеев. — При всем уважении к этим людям, почтить их память можно и другими способами».

В рамках совместного проекта «Русского Newsweek» и Livejournal «ЖЖивое мнение» блоггеры ответили на вопрос

надо ли возвращать улицам и городам их исконные названия или вполне можно обойтись и без переименований.

. Дискуссия развивалась в сообществе

opinion.ru.



  

   

   

  

seeman_str
На мой сугубо субъективный взгляд этого делать не стоит. Во-первых, история и выбор предков должен почитаться. Ведь эти города, улицы тоже называли такие же люди как мы и не нам сейчас переписывать историю. Понятно, что кому-то хочется восстановить историческую справедливость в духе кировского губернатора. Но опять же в посте хорошо сказано, что это доставляет массу проблем. А тем более маразм, когда это делается по таким поводам как смерть псевдокоролей поп-музыки.

Вообще-то, названия улиц придуманы для того, чтобы можно было легко в городе ориентироваться и находить нужный дом. С этим переименованием теряется весь смысл. Люди путаются, таксисты не узнают адрес, если его назвать, люди не понимают друг друга, когда говорят об одном и том же доме. Я вот сейчас сижу в доме, и мне в принципе без разницы, какая на нем висит табличка. Лишняя трата денег.

Переименовывай, не переименовывай — всё одно — табличек с названиями и номерами домов на зданиях не сыщешь. Во многих городах местные интуитивно ориентируются, а приезжим так вообще не разобрать, где Ленина проспект, а где Андропова. Сейчас менять названия уж точно нельзя — кризис как никак! И по этой же причине переименовывать будут, несмотря на глас народа — надо же чиновничьему аппарату где-то зарабатывать, не жить же на свои скромные зарплаты.

Несмотря на банальную чушь а-ля «это тоже наша история», как обаятельны были некоторые дореволюционные топонимы! Я бы не глядя махнул екатеринбургскую улицу Мамина-Сибиряка на прежнюю Водочную, при всём уважении к классику.

Вот, понимаю, с одной стороны, заморочки, которых в случае переименования улиц, например, не избежать ее жителям — беготни по смене документов будет много. И там, где придется бегать, постоянно очереди и бумажная волокита. Но, с другой стороны, терпеть все эти ужасные коммунистические архаизмы сил нет. В нашем городе ( как и во многих городах России) есть и Коммунистический проспект, и улица Ленина, и проспект Победы, и улица Комсомольская и прочие. Но ведь намного красивее звучит улица Рябиновая! Тем более, что рябин там полно, а коммунистов сейчас ни одного… Зато новые улицы хоть называют отрешенно от исторических реалий. У нас в Южно-Сахалинске есть небольшой поселок Зима. Так вот там названия — переулок Ромашковый, Лиственичный проезд, двор Вишневый.

Серьёзный вопрос. Тут дело то в том, что у каждого на этот взгляд своё мнение, свои ассоциации. Лично мне гораздо приятнее видеть на карте своей любимой страны города с названиями Екатеринодар, Вятка, Симбирск и т.д. И улицы в своём городе мне приятнее видеть с историческими названиями. Согласитесь, куда приятней идти по Большой Конюшенной, чем по улице Желябова, и по Миллионной, а не по Халтурина, ну и допустим, о том кто такой Халтурин я ещё хоть что-то смог услышать и вспомнить, а кто такой Желябов, я, простите за серость, понятия не имею и никакого интереса у меня это не вызывает. Приятно, когда гуляешь по городу и знаешь что, почему и как называется, особенно не когда улица названа в честь неизвестно кого и неизвестно когда на этой улице проживавшего и не смотря на это абсолютно не дающего уверенности в том что он был порядочным человеком, а когда ты понимаешь, что название либо уж так исторически дано, либо заслуженно. Это же интересно! Гораздо интересней узнать, почему улица называется Моховой, чем когда ты видишь перед собой неизвестную тебе фамилию. Ориентироваться и запоминать названия улиц куда проще, когда возникают ассоциации с их названиями! Когда уверен в себе и знаешь, что и почему, становится куда приятней перемещаться по городу! И в город с названием Вятка гораздо приятней ехать, чем в город с названием Киров! От всех этих фамилий только и отдаёт серыми пиджачными спинами, и город сразу сереет и скучнеет…Другой вопрос — деньги! Это, конечно, проблема, да и паспорта. Но ведь всё можно организовать, сделать не как обычно, а заранее озаботиться о жителях и дать им возможность комфортно поменять паспорт. Советские названия должны были уйти вместе с властью, ибо потеряли актуальность. Одним словом — менять!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *