На фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры национальное достояние России – компания «Газпром» – решило сменить модель поведения на европейском рынке. Новым решением стал газовый аукцион.

В сентябре 2015 г. энергетической корпорации удалось продать 1 млрд куб. м «голубого топлива» из 3 млрд, выставленных на торги. Уже через год руководство «Газпрома» хочет реализовать по этой схеме около 15 млрд куб. м. «Ко» выяснял, сумеет ли монополия отказаться от привычной стратегии, воплотить свой план в реальность и найти в Европе новых покупателей на свой товар

Всем желающим 

«Газпром» меняет экспортную политику. Драматическое падение цен на нефть привело к удешевлению «голубого топлива». Европейцы встали на путь создания полноценного газового рынка – в перспективе данный процесс приведет к ужесточению конкуренции и опять же окажет давление на цены. Планы российской корпорации по диверсификации поставок на Запад находятся под большим вопросом – «Турецкий поток» высох до небольшого ручейка (вместо 4 нитей протянут одну).

Неудивительно, что Алексей Миллер решился на новации. Внешние условия изменились слишком резко, но рынок нужно постараться удержать даже во время шторма. 

С 7 по 10 сентября компания провела первый в своей истории аукцион по продаже газа. За 72 часа «Газпром» рассчитывал реализовать 3,2 млрд куб. м топлива. Продать удалось лишь 1 млрд куб. м. Впрочем, в корпорации не расстраиваются из-за результатов аукциона. «Решены все задачи, достигнуты все цели, поставленные при его подготовке и проведении», – подчеркнули в «Газпром экспорте». 

Первый опыт торгов можно считать положительным, полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «У «Газпрома» с его крайне политизированным подходом к клиентам и агрессивными методами проникновения в Европу сложилась такая негативная репутация, что сам факт появления покупателей – сигнал к тому, что дела могут пойти лучше. Разумеется, если гибкий коммерческий тренд продолжится», – заявил эксперт в беседе с «Ко».

Всего с 7 сентября предприятие заключило более 40 сделок с 15 компаниями. При этом цены, предложенные покупателям, были выше, чем прописанные в контрактах «Газпром экспорта». Купленное топливо будет поставляться с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. Потребители смогут забрать его в немецких пунктах сдачи Грайфсвальд и Ольбернау II.

Группа «Газпром» решила и впредь пользоваться гибридным ценообразованием – сочетанием стоимости топлива на хабах (рыночным, зависимым от баланса спроса и предложения) и цены, прописанной в контрактах (привязана к нефтепродуктам). По словам зампреда правления корпорации Александра Медведева, в преддверии отопительного сезона 2016–2017 гг. «Газпром» пустит с молотка до 10% от общего объема экспорта газа. В 2014 г. компании удалось продать 146,6 млрд куб. м. План на 2015 г. – около 158 млрд куб. м. Таким образом, на аукцион может быть выставлено примерно 15–16 млрд куб. м «голубого топлива».

Гибридная стратегия – явный переходный этап к новой экономической модели «Газпрома». Постепенно корпорация будет уменьшать долю жестких контрактов в экспортном пуле и уходить в сторону спота. Во-первых, в сегодняшних реалиях это становится приемлемой альтернативой для самой российской компании. Двукратный обвал нефтяных котировок (по марке Brent – со $106 до $48 за год) показал, что договоры, учитывающие стоимость «черного золота», крайне ненадежны. Цены на хабах оказываются ближе к реальности, так как отражают текущие потребности покупателей и возможности производителей. Во-вторых, из-за относительной либерализации своих поставок «Газпром» сможет вписаться в новое энергетическое пространство ЕС. 

То же самое уже делает, к примеру, другой газовый «тяжеловес» – норвежская государственная компания Statoil. Процесс движения в сторону рынка начался с крупного конфликта с итальянской Eni, которая подала иск против Statoil на $10 млрд. В Eni посчитали, что платят по контракту слишком уж много. В феврале 2014 г. спор был урегулирован. Statoil согласилась предоставить скидку. Теперь итальянцы экономят 500 млн евро ежегодно. Вскоре после разбирательства норвежский гигант объявил о поэтапном отказе от контрактов с привязкой к нефти и переходе к рыночному ценообразованию. За ориентир Statoil взяла хабы National Balancing Point (Великобритания) и Title Transfer Facility (Нидерланды). Сегодня половина поставок предприятия зависит от стоимости нефтепродуктов. В ближайшие годы планируется довести их долю до 25%. Похоже, что руководству «Газпрома» придется воспользоваться примером коллег из Норвегии. 

«У «Газпрома» уже около 15% контрактов – это спот. Монополия была вынуждена частично отойти от привязки к нефтяной корзине под влиянием Европы», – рассказывает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. Она считает, что в обозримом будущем «Газпром» не станет полностью переходить на спотовый механизм. Но с учетом того, что стоимость российского газа просела вслед за нефтью, объем спотовых поставок увеличится. «По нашим оценкам, в следующем году цены на нефть могут опуститься в среднем до $42–43 за баррель. В этом случае стоимость на хабах окажется выше, чем в договорах, привязанных к «черному золоту», – продолжает аналитик. Чтобы воспользоваться выгодной ситуацией, корпорации нужно будет увеличить долю спота в экспортном портфеле до 20–25%. Екатерина Крылова сообщила, что на текущий момент стоимость российского газа на границе с Германией практически идентична цене на бельгийском терминале Зебрюгге: $6,6 за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ) против $6,3 (1000 куб. м газа равна 35,8 млн БТЕ).

За долю малую

«Газпром экспорт» не раскрыл, какие именно компании приобрели топливо. Можно предположить, что это были небольшие игроки. Их интересуют маленькие объемы газа. Обычно они закупаются у локальных отраслевых гигантов, которые, в свою очередь, берут топливо, среди прочего, и в России. Благодаря аукциону исчезает посредник, и предприятия-потребители остаются в выигрыше.

«За последний год поставки российского газа в Европу снизились. ЕС взял курс на поиск альтернативных экспортеров. «Газпром» же пытается найти новые варианты сбыта», – констатирует ведущий аналитик инвесткомпании «Прагматика» Роман Ткачук. По его мнению, монополия делает ставку прежде всего на малых клиентов. Корпорация в состоянии предложить им более выгодную цену, чем у ключевых европейских поставщиков. В плюсе останется и сам «Газпром», поскольку аукционная стоимость топлива оказывается выше, чем прописанная в долгосрочных контрактах, учитывающих колебания нефтяных котировок. Интересно, что в случае большого спроса со стороны небольших компаний крупные игроки могут допустить недобор российского газа (так как их клиенты приобретут горючее напрямую у «Газпрома» и им уже не потребуется больших объемов газа) и нарушить условие take or pay, отмечает Роман Ткачук. 

Крупнейшие европейские покупатели российского газа – Германия (забрала 38,70 млрд куб. м в 2014 г.), Италия (21,68 млрд куб. м), Великобритания (10,09 млрд куб. м), Польша (9,10 млрд куб. м) и Франция (7,10 млрд куб. м). Пятерка этих государств потребляет 59% (86,67 млрд куб. м) от общего объема поставок «Газпрома». В перечисленных странах работает масса малых и средних нефтегазовых компаний. Именно они и могут стать основными участниками грядущего аукциона «Газпрома».

Энергетическим рынком Германии правит партнер «Газпрома» E.ON. Корпорация является самым большим поставщиком топлива в стране. Тем не менее у нее есть вполне успешные конкуренты. К примеру, VNG или Wingas (у российской монополии – 50% минус 1 акция). В Италии претендентом на участие в торгах может стать ERG. На внутреннем рынке нефтепродуктов предприятие занимает долю в 10,6%. Его капитализация достигает $2,2 млрд. Для сравнения: крупнейшая итальянская энергетическая корпорация Eni стоит $52,6 млрд. Великобритания славится компаниями международного уровня (BP, BG Group), которые прекрасно уживаются с «карликовыми» организациями. Одна из них – IGas Energy, чья капитализация едва превышает $100 млн. В Польше за российский газ может побороться группа Lotos, специализирующаяся на разведке и добыче нефти и «голубого топлива». Рыночная стоимость компании – $5,2 млрд (у государственной PGNiG – более $10 млрд). Во Франции «Газпром» сотрудничает с лидером нефтегазового сектора – корпорацией Engie (бывшая GDF Suez). В числе потенциальных покупателей нашего газа – EDF и UGI.

Это лишь некоторые компании, которые могли бы принять участие в газпромовских аукционах следующей зимой. Их основной интерес – быстро купить необходимые для нормальной деятельности объемы «голубого топлива» и так же быстро его использовать. Здесь не идет речи о закачках газа в подземные хранилища, о создании какого-либо стратегического резерва. Просто немного горючего для текущих целей. Целевая аудитория для газовых аукционов – компании, которым было бы выгодно обеспечить себя определенным количеством топлива на зиму, отмечает исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов. В результате данные организации могут получить большую независимость как от погоды, так и от крупных европейских поставщиков, продолжает эксперт. 

Важно, что энергетическим предприятиям необязательно напрямую участвовать в торгах. Известно, что на сентябрьский аукцион «Газпрома» зарегистрировались Vitol и Gunvor, занимающиеся торговлей углевдородами, а также Goldman Sachs. Михаил Крутихин подтверждает, что приобрести выставленные лоты могут даже трейдеры из другой части света. «Главное – обозначить европейский хаб, где станут отбираться закупленные объемы, и от цен которого будет отталкиваться формула в контракте. Доставку до хаба «Газпром» берет на себя. Нормальная рыночная практика», – говорит эксперт.

Но план монополии по продаже на аукционе 10% от годового экспорта выглядит слишком оптимистичным. «Газпрому» будет сложно реализовать такой объем. В Европе есть сложившийся газовый рынок, прямой выход на него потребует времени», – комментирует Роман Ткачук. Результат будет зависеть от политической ситуации, состояния энергорынка и поведения европейских регуляторов, добавляет аналитик. 

Тем не менее в будущем аукционная практика имеет все шансы стать основной для «Газпрома», вынужденного шаг за шагом отступать от своих старых позиций. Из «жандарма Европы», диктующего условия потребителям, российская монополия превращается в традиционную компанию, чей лозунг: «Клиент всегда прав». В этой связи весьма примечательны переговоры «Газпрома» и украинского «Нафтогаза». Похоже, что с приближением холодов в их взаимоотношениях наступает оттепель. 

Зимний пакет для Киева

26 сентября в Брюсселе при посредничестве Еврокомиссии состоялась встреча министра энергетики РФ Александра Новака и его украинского коллеги Владимира Демчишина. Стороны пришли к согласию по параметрам поставок. Как и в случае с топливом, выставленным на аукцион, зимний пакет будет действовать с октября по март 2015–2016 гг. В трехстороннем договоре прописана обязанность Украины приобрести как минимум 2 млрд куб. м газа. По словам Новака, правительство России предоставит Киеву скидку размером примерно в $20. Таким образом, тысяча кубов будет стоить примерно $230. При этом глава «Газпрома» Алексей Миллер допустил, что в I квартале 2016 г. цена окажется еще ниже. «Все в конечном итоге зависит от цены на нефть», – подчеркнул он.   

Напомним, что летом газ в очередной раз стал поводом для разногласий между РФ и Украиной. Встреча в том же составе (Новак, Демчишин и еврокомиссар по энергополитике Марош Шефчович) окончилась ничем. Москва предлагала покупать горючее по $247, а Киев настаивал на $200. С 1 июля закупки российского топлива были приостановлены. 

Сейчас Украина находится на особом положении. «Газпром» подписывает договоры с ней только при посредниках, которых в данном случае правильно было бы назвать свидетелями. А экспорт начинается строго после предоплаты. Весьма сложная схема – она предполагает чересчур долгую процедуру согласования. Поэтому вполне логичным было бы включить в следующие торги и «Нафтогаз». «Наибольший интерес мог бы представлять аукцион, предполагающий поставки газа на границу России и Украины», – сообщил «Ко» директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По мнению эксперта, в следующем году стоимость лотов может быть даже ниже, чем в контрактах. Если это произойдет, «Газпром» сможет увеличить объем продаж. 

Несмотря ни на какие политические катаклизмы, Украина по-прежнему – единственная полноценная возможность для транзита газа в ЕС. Россия сумела диверсифицировать часть поставок благодаря «Северному потоку». В 2014 г. через эту магистраль прокачали 36,5 млрд куб. м (66% от проектной мощности газопровода). В то же время через территорию Украины прошло 58 млрд куб. м. По данным «Укртрансгаза», с начала 2015 г. объем транспортировки в Европу достиг 45,6 млрд куб. м, а в течение первых двух недель сентября он подскочил сразу на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 3,5 млрд куб. м).

Менеджеры «Газпрома» грозились, что транзит будет перекрыт в 2019 г. К этому сроку монополия планировала начать поставки по «Турецкому потоку», мощность которого должна была составить 63 млрд куб. м в год (превышает объемы экспорта через украинские земли). Но проект новой магистрали постоянно пересматривается. Сейчас есть уверенность только в том, что построят одну нить с пропускной способностью в 15,75 млрд куб. м. Она сможет обеспечить лишь потребности Турции. Учитывая данные факты, стоит рассчитывать на то, что Украина не лишится статуса транзитера.  

Превратить нашего западного соседа в испытательный полигон для гибридного ценообразования – приемлемый способ выстроить с ним устойчивые экономические отношения на новом фундаменте. Аукционы, если их проводить регулярно, становятся гибким инструментом экспорта. Даже частичное внедрение рыночных механизмов в расчет стоимости газа для Украины сможет сократить потенциал для будущих конфликтов. Чем хороша продажа топлива на хабах? И покупатель, и продавец точно знают, сколько потратят и сколько получат в конкретный момент времени. Контрактный вариант в условиях волатильности на энергетическом рынке не слишком надежен. Прописанные параметры могут устареть быстрее, чем высохнут чернила на договоре. 

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets, считает, что к будущему аукциону проявят интерес, в том числе, и страны, занимающиеся реэкспортом газа на Украину (Словакия, Польша). По его мнению, участие этих государств в торгах приблизит создание полномасштабного европейского газового рынка. 

«Газпром» для либералов

Брюссель запустил процесс либерализации газового рынка в конце февраля 2015 г. Еврокомиссия одобрила создание Энергетического союза. Основная цель нового объединения – формирование атмосферы жесткой конкурентной борьбы за потребителя. Комиссары пообещали членам ЕС доступные цены на «голубое топливо» в обмен на часть суверенитета. Странам придется согласовывать с ними список поставщиков. 

Создание Энергосоюза в первую очередь вызывает тревогу в России. Основной постулат ассоциации – больше экспортеров, хороших и разных. В отдаленной перспективе Старый Свет хочет приобщиться к месторождениям Туркменистана (республика планирует продавать 50 млрд куб. м газа в год), Азербайджана (сейчас производит около 30 млрд куб. м), Турции и Ирана. В 2014 г. исламская республика выкачала 172,6 млрд куб. м природного газа. Большая часть от этого объема (98,6%, или 170,2 млрд куб. м) ушла на внутреннее потребление. Но в Тегеране не раз повторяли, что добыча резко вырастет после того, как со страны окончательно снимут санкции. 

Главное препятствие на пути формирования европейского рынка – позиция «Газпрома». Монополист уже привык к определенным правилам внутри страны и пытался играть по ним на внешних рынках. В итоге мы получили ответную реакцию ЕС – стремление снизить зависимость от российских поставок, занимающих около трети от общеевропейского импорта. Дмитрий Лукашов напоминает, что Евросоюз давно давит на «Газпром», чтобы переключить компанию с контрактного на спотовое ценообразование. «Часть этой борьбы – принятие Третьего энергопакета», – рассказывает он. Действительно, этот набор правил поведения на рынке заточен специально под корпорацию Миллера. Третий энергопакет запрещает владеть газопроводом и одновременно перекачивать через него топливо. При этом тот, кто контролирует трубу, должен делиться ее мощностью со сторонними компаниями. Яркий пример работы антимонопольных законов – ситуация с магистралью OPAL. Она продолжает «Северный поток» на территории ФРГ. Повинуясь энергопакету, «Газпром» заполняет ее лишь на 50%, хотя другие экспортеры вообще отсутствуют. 

Жесткая и последовательная позиция европейских бюрократов достигла цели. Лед тронулся. Монополист встает на либеральные рельсы. «Уже сегодня можно прогнозировать, что глобальный газовый рынок начинает формироваться. В будущем многие поставщики, в том числе и «Газпром», перейдут к смешанным продажам», – говорит Никита Куликов. 

На поведение российской корпорации повлияли и чисто экономические факторы. Замедление темпов роста ВВП в Европе (за год он прибавил 1,6%) и в Китае (+7,3% при прогнозе в 7,5%) – а это крупнейшие потребители топлива в мире – негативно влияет на динамику спроса. Вялым экономикам нужно не так уж и много горючего. Для производителя это тревожный сигнал – если товар никому не нужен, его излишки заполняют склады, а стоимость падает.

«Газпром» действительно радикально изменил свой подход к европейскому рынку. В новой стратегии появилось понимание того, что у компании практически нет шансов на рост продаж где-то еще – внутри России, в Китае, на рынке сжиженного природного газа», – говорит Михаил Крутихин. По его оценке, к гибкости маркетинговых методов привели огромные избыточные мощности по добыче «голубого топлива», которое просто некуда продавать. Вот и приходится идти на уступки, соглашаться с европейскими правилами и искать выходы к новым покупателям, пусть даже и не очень крупным. Главное – продать, и по максимально высокой цене. 

Состоявшийся в сентябре аукцион «Газпрома» – важнейший прецедент в нефтегазовой истории России. Компания с жесткой структурой обычно придерживалась прямолинейной и простой стратегии, не подразумевающей тактических маневров. Ее поведение зачастую диктовалось не экономическими интересами. Труба «Газпрома» регулярно использовалась не по назначению. Из объекта инфраструктуры она превращалась в политическое оружие.

Кризис поменял многое. С помощью вентиля уже не решить накопившихся на международной арене проблем и противоречий. Роль «Газпрома» в качестве пугала для Европы снижается. Теперь от компании требуется эффективность. Нужно удержаться на стремительно меняющемся рынке ЕС и не потерять выручку. Не стоит забывать, что дефицитный бюджет России остро нуждается в дополнительных средствах. Проблема в том, что несколькими годами ранее «Газпром» был так сильно уверен в непоколебимости своей позиции, что даже не планировал готовиться к эпохе перемен. Теперь компания пытается сесть на уже тронувшийся поезд и на ходу приспособиться к новым условиям жизни на европейском энергорынке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *