Последний коммунистический премьер ГДР Ханс Модров проработал на этом посту всего несколько месяцев, уступив его Лотару де Мезьеру. После объединения Германии он успел побыть депутатом бундестага и Европарламента. Сейчас Модров — почетный председатель Левой партии. В разговоре с Петром Галлингом он объяснил, что в Германии стало лучше, а что хуже за последние 20 лет.

9 ноября 1989 года член политбюро ЦК Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Гюнтер Шабовски объявил, что все пограничные переходы между ГДР и ФРГ должны быть «немедленно» открыты. Это и было концом ГДР?
Нет. ГДР потеряла 80% суверенитета не 9 ноября 1989 года, а 30 июня 1990-го, когда ввели в обращение западногерманскую марку. Это была идея канцлера Гельмута Коля. Он знал, что после этого ГДР долго не протянет. А сегодня память о ГДР хотят просто вычеркнуть из истории. Все забыли, что в 1973 году в один и тот же день оба немецких государства стали членами ООН. И никто не говорил о том, что одно из них неправовое, а второе — правовое.

Вам есть за что просить прощения?
В декабре 1989года на съезде СЕПГ было решено — и я был за это решение, — что партия должна извиниться перед народом ГДР за те несправедливые действия, которые по отношению к нему совершила. Мы свой долг тогда исполнили и извинились.

Граждане ГДР выиграли или проиграли от объединения Германии?
С одной стороны, исчезла конфронтация. С другой — сегодня за вывод немецких войск из Афганистана выступают прежде всего восточные немцы, а не западные. Почему? Да потому что осенью 1989 года появилась надежда на то, что Германия больше никогда не вступит в войну и будет способствовать миру во всем мире. Что теперь стало с этой надеждой?
У бывших граждан ГДР была, конечно, надежда, но нас постигло разочарование. Зарплата на востоке страны сегодня на 20% ниже, чем на западе. ФРГ очень много экспортирует. Но в этом экспорте доля восточногерманских земель составляет всего 8%.

Так все же – лучше стало или хуже?
Инфраструктура, шоссе, улицы, развитие городов сейчас значительно лучше, чем во времена ГДР. Или, скажем, свобода передвижения, которой могут пользоваться все.
Но остается проблема самоуважения. Мы в ГДР жили счастливо. Наши дети вспоминают о том, какое образование они получили в ГДР. И про все это надо сейчас забыть?
Офицер, служивший в армии ГДР, должен ходить с клеймом поджигателя войны, а офицер бундесвера — что, всегда был мирным, благовоспитанным военным? Про русских говорят, что они были оккупанты, а французы, американцы, англичане в Западной Германии были якобы большими друзьями народа. Но это тоже неправда. Мы дружили с русскими солдатами!

Но ГДР, в отличие от ФРГ, пришлось строить стену, чтобы люди из нее не бежали. Может быть, дело в том, что у людей в ГДР не было выбора?
В Афганистане тоже недавно прошли выборы. Значит ли это, что там торжествует демократия?

Читайте также
Стена давно минувших дней. ВИДЕО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *