История высоких технологий знает много жестоких примеров стремительного вознесения на вершину бизнеса и столь же быстрого падения. В 1995 г. придумали, как хранить слова на веб-страницах в виде индексов, позволяющих находить информацию с молниеносной скоростью. Разработанная в итоге поисковая машина Alta Vista быстро стала любимым сайтом первых интернет-пользователей. Мало кто помнит теперь ее борьбу с молодыми конкурентами из Yahoo!. И мало кто помнит, как ужасно обе системы искали информацию на немногочисленных в ту пору сайтах. Когда в 1998 г. поползли слухи о новом поисковике от крошечной компании с дурацким названием Google, который выдавал более подходящие результаты, Yahoo!, польстившись на чужую идею, совершил ошибку чудовищных масштабов: поместил поисковое окно Google на свою домашнюю страницу.


Так десятки миллионов пользователей узнали о новом механизме поиска. Когда конкуренты спохватились, было поздно — сеть не видывала еще сайта популярнее, чем Google. На его долю, по оценкам аналитиков из маркетингового агентства comScore, приходится 60% всех поисковых запросов. На втором месте с большим отрывом — Yahoo! (14%), а великий Microsoft плетется в самом хвосте (4%). Появился глагол to google, означающий «поискать в Интернете». Одновременно Google придумал, как извлекать из своего доминирующего положения очень большие деньги — свершился переворот в интернет-рекламе. По данным на прошлую неделю, его акционерный капитал оценивается в $200 млрд, что в пять с лишним раз больше, чем у Yahoo!, и составляет почти три четверти капитала Microsoft.


Теперь Google грозится перетряхнуть триллионные рынки корпоративных компьютеров и беспроводных технологий. Но, как известно, от любви до ненависти в этом бизнесе — один «клик»: монополия уже давно приводит в бешенство правительства крупнейших стран и нагоняет ужас на магнатов Уолл-стрит. Но, как выясняется, эта монополия вполне может рухнуть, как ее предшественница Alta Vista.


Миллиарды тратятся на то, чтобы разнообразить функции Google. Однако более 80% его прибыли по-прежнему зарабатывается на рекламных объявлениях, размещаемых на домашней странице поисковика с минималистским, почти детским дизайном. Это означает, что успех компании определяется ее лидерством в главной функции — простом поиске. И нет никакой гарантии, что это лидерство сохранится.


Во-первых, Google стал искать хуже, чем во времена завоевания рынка. Объемы информации с тех пор выросли многократно, а в Сети появилась армия оптимизаторов, обманывающих поисковик в пользу своих клиентов.


Во-вторых, об этих проблемах отлично осведомлены разработчики новых поисковых машин, коих во множестве появилось в самых разных странах мира. И они обещают открыть новый магический алгоритм поиска.


Возможно, Google и удастся удержаться на вершине за счет развития других своих проектов — и биржа, безусловно, ставит на это. Но это опасная ставка — вероятно, что уже через 5 лет мы будем недоумевать: что такого находили мы в Google? «Они выиграли первые этапы гонки сетевых поисковиков, — говорит Трип Чоудри, аналитик американской компании Global Equities Research. — Но следующий им не выиграть».


СТАРЫЙ ВРАГ ХУЖЕ НОВЫХ ДВУХ


Google — поисковая машина второго поколения. Поисковики первого поколения, такие как Alta Vista, искали веб-страницы, содержащие те же слова, что были в запросе пользователя, и выдавали результат в виде почти случайного списка. Инновация Google состояла в том, чтобы сортировать найденные страницы по количеству ссылок на них (чем больше ссылок — тем полезнее страница). В 98-м многие с восхищением говорили, что поисковик проник в их мозг и ищет именно то, что нужно. Теперь вряд ли кто-либо согласится с этой восторженной оценкой.


По словам аналитика Чарльза Найта, руководящего сайтом Alt Search Engines, сегодня полно ценных идей относительно того, что нового может привнести поисковик третьего поколения; нет недостатка и в компаниях, готовых эти идеи воплотить. «Каждая из них доказала, что может осуществлять какой-то определенный аспект поиска лучше, чем Google», — говорит Найт.


Yahoo!, например, изо всех сил пытается переплюнуть Google. Одна из новых функций — быстрый доступ к результатам наиболее популярных запросов. Например, введя в поисковое окно название фильма, вы получаете ссылку на трейлер и расписание его показов в местных кинотеатрах; введя «рестораны» и название города, получаете варианты, рассортированные по адресу, виду кухни или популярности. И это еще далеко не всё, уверяет Виш Махиджани, глава Yahoo Search. «Мы сможем определять, когда вы просто собираете информацию, а когда готовы сделать заказ, и оформлять ваш заказ прямо на странице поиска», — обещает он.


Microsoft тоже активно изобретает новые способы объединить свой поисковик Windows Live Search с другими онлайн- и компьютерными программами. Пока популярность операционной системы Windows в конкурентной борьбе с Google никак не помогла — но всё впереди, уверен генеральный менеджер по управлению продуктами Windows Брэд Гольдберг. «Мы только начали работать над интеграцией поиска с другими нашими ресурсами, — говорит он. — Мы изобретаем способы фиксировать то, чем занимается пользователь, и включать это в память поисковика».


В теории это выглядит так: поиск по слову «кола», например, будет выдавать экономисту финансовую информацию о корпорации Coca-Cola, а студенту, пишущему курсовую по диетологии, — краткий анализ пищевых качеств банки газировки.


Впрочем, у Google есть неоспоримое преимущество — известность. Исследование, опубликованное в августе Университетом Мичигана, показывает, что в последний год Yahoo! обогнал Google по удовлетворенности потребителей — т. е. те, кто знает, считают, что Yahoo! ищет лучше. Но это не сильно сказалось на долях конкурентов — Google по-прежнему доминирует. Но рано или поздно неудовлетворенность пользователей слегка подправленным поисковиком почти десятилетней давности может привести к тому, что все отправятся на поиски лучшего продукта, покинув бывшего фаворита. Как уже однажды покинули Alta Vista.


«ПРОСТОТА ЛУЧШЕ ПЕРЕМЕН»


Google уже сдает свои позиции на нескольких ключевых рынках мира. В Южной Корее — стране с хорошо развитой интернет-индустрией — на его долю приходится менее 2% всех поисковых запросов, а в Китае — главном из развивающихся интернет-рынков — 17%. В России Google тоже тяжело дается конкуренция с Yandex.


В Западной Европе он пока лидирует среди поисковиков: в Германии на его долю приходится 82% всех запросов — но германское и французское правительства планируют вложить соответственно $165 млн и $122 млн в разработки нового поисковика. Японское правительство, по слухам, вложило в собственный проект $125 млн, к тому же Yahoo! там опережает Google. Кроме того, несмотря на слухи, что Google готовит собственный смартфон, компании так пока и не удалось стать лидером обещающего быть доходным рынка поиска в Интернете через мобильную связь.


Но скорее всего главный соперник Google появится из безвестности. Ведь именно так возник сам Google, основанный скромными аспирантами Стэнфорда Сергеем Брином и Ларри Пейджем.


Уже сейчас многие поисковые машины идут дальше примитивного поиска совпадающих слов. Сверхидея ясна всем — сделать так, чтобы машина хоть немного лучше понимала то, что хочет от нее человек. И наверняка кем-то уже рождено ноу-хау, которое будет положено в основу поисковика третьего поколения. В 2005–2006 гг. венчурные предприятия вложили $350 млн в 79 новых фирм для разработки поисковых машин. Чарльз Найт из Alt Search Engines знает не менее тысячи конкурентов, в основном американских, которые могут подкинуть им идеи.


Некоторые из новых поисковиков, включая Mahalo и ChaCha, прибегают к помощи людей — редакторов и консультантов — в предварительном отборе наиболее релевантных страниц для отдельных запросов. Вы получаете более точные результаты, чем в Google, но только в том случае, если введенный запрос есть среди тех, которые редакторы уже успели изучить.


Еще один вектор развития — узкая специализация. Google просматривает всю Сеть — но ведь вам не нужна вся Сеть. Вы получите более релевантные результаты с помощью поисковика, индексирующего гораздо меньшее число страниц — только по определенной тематике. Trulia отбирает для вас предложения о продаже домов, Healthline помогает по симптомам определять возможный диагноз и методы лечения, а Spock специализируется на поиске информации о людях.


По словам аналитика Найта, сейчас на долю новичков приходится менее 5% всех запросов. Главный вопрос — если кто-либо из них вдруг начнет стремительно расти, чем ответит Google? Пока его младшим соперникам, конечно, не потянуть таких мощных инвестиций в компьютерную инфраструктуру, включающую, по слухам, более 450 000 серверов. Так что здесь молниеносной скорости Google вам не видать — приготовьтесь ждать результатов поиска несколько нудных секунд. К тому же со своими $12 мрлд кассовой наличности Google может купить любую компанию-новичка, представляющую для него угрозу, — так же как в прошлом году он выложил $1,65 млрд за YouTube, чей видеопоисковик грозил затмить его популярность.


Но всех конкурентов в мире не скупишь — даже на $12 млрд. А догнать Google по эффективности — не такая уж сложная задача. Так что и Google скоро придется озаботиться усовершенствованием своей поисковой системы. И хотя нет никаких сомнений в инновационных возможностях компании, когда речь заходит о внедрении технологий поиска нового поколения, она предпочитает отмалчиваться. «Люди не ждут от нас радикальных перемен, — говорит Мэтт Каттс, генеральный менеджер Google по качеству поиска. — Наша главная задача — гарантировать простоту».


Чтобы низвергнуть Google, необязательно изобретать сенсационную поисковую машину, — это может произойти и в результате медленной утечки запросов в самые разнообразные поисковики, каждый из которых привлекателен по-своему. «Вероятно, скоро мы станем свидетелями того, как десятки или сотни специализированных поисковиков коллективными усилиями сбросят Google с почетного первого места», — прогнозирует Брант Буковски, основатель Plus1 Marketing, консалтинговой компании, специализирующейся на интернет-поиске. Один из владельцев Google Сергей Брин, наверное, не помнит, но на его родине на сей счет говорят: простота — хуже воровства.


МОЗГИ-УБИЙЦЫ ИЗ ПОСАДА


Забейте в Ask.com spears (англ. «копья» или Спирс) — и система предложит вам продолжить поиск в одном из двух направлений: оружейном или музыкально-гламурном; а в Google всё будет просто — вперемешку. Целый ряд самых прогрессивных поисковых систем, таких как французские KartOO и KooltTorch и российская Quintura, показывают категории поиска в виде графических карт, помогающих выбрать наиболее подходящую.


Демонстрировать преимущества Quintura один из трех учредителей компании Яков Садчиков берется сам. В поисковой строке он набирает: «купить квартиру». Тут же слева на треть экрана генерируется интерактивное облако подсказок. Через несколько секунд словосочетание «купить квартиру» обросло десятком связанных с ним по смыслу слов — «дом», «элитная», «Подмосковье», «покупка»…


Теоретически искать с помощью такого облака информацию можно, даже не определив точно конечную цель. «Даже если пользователь не знает, с чем связано слово, простой взгляд на карту позволит понять, с чем его едят», — объясняет Садчиков Newsweek. «Вот жмем крестик над словом “покупкой” — и все результаты, связанные с этим словом, “уплывают”», — наглядно демонстрирует Садчиков.


Когда-нибудь крестик можно будет поставить и на Google, надеются создатели Quintura. С помощью их новой системы в США уже учат работать с Интернетом детей — «так понятнее», — но разработчики уверены, что она заинтересует и взрослых. Потому что — опять же в идеале — такой поисковик лучше справляется с большими массивами информации и с хитрыми оптимизаторами.


«Google когда-то выиграл за счет того, что помогал выдать на первую строчку релевантный результат и увеличивал размер базы. Но сейчас одна и та же информация очень часто повторяется в разных документах. Все цитируют друг друга или воруют друг у друга. Плюс возникла целая индустрия заработка денег на том, чтобы сайты клиентов выходили по каким то запросам на первые места», — объясняет минусы Google Александр Ершов, еще один учредитель Quintura.


По его словам, сейчас главная проблема поисковиков в том, что машина и человек говорят на разных языках. «Мы же используем алгоритм нейронных сетей. Он позволяет работать с информацией на неограниченную глубину. Он строит ассоциативные связи», — уверяет Ершов. «Если появится поисковик, который будет работать подобно мозгу человека, Google просто не останется место на рынке», — добавляет Яков Садчиков.


Quintura в Америке ставят в десятку альтернативных Google проектов. В него, по словам разработчиков, уже инвестировано «несколько миллионов долларов». Основная часть денег пришла из Люксембурга. Инвесторами стали те же бизнесмены, которые вложились в Skype. Тогда компания Mangrove Capital Partners, купив у эстонских программистов их чудесное средство для интернет-связи за $2 млн, получила на выходе $200 млн. «С тех пор они долго искали что-то интересное. Я провел пару презентаций сначала по телефону, потом в Люксембурге, — вспоминает Яков Садчиков. — Когда подписывали договор, мы даже подняли тост: “За убийство Google!”».


Свой проект разработчики так и величают: «убийца Google из Сергиева Посада» — именно в этом древнем подмосковном городе над проектом трудятся сорок программистов. Но при ближайшем рассмотрении все рассказы о нейронных сетях не делают Quintura — да и прочих конкурентов Google — безусловными претендентами на создание новой мировой поисковой империи. Результат не слишком отличается от привычного, «гугловского». Вступить в сражение по-настоящему разработчики Quintura обещают лишь через год, когда у них появится своя база (сейчас используются базы Yahoo! и Яndex).


Впрочем, никак нельзя предсказать, чья идея — и тем более в чьих руках — произведет революцию на рынке. Шансы получить кусочек «гугловского» пирога есть даже у Alta Vista. На сайте с ностальгическим именем по-прежнему висит поисковик. Но у него есть своя изюминка: в отличие от Google он позволяет быстро искать в Сети аудиофайлы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *