Фильм «Адмиралъ» вызвал бурную дискуссию в интернете. Cпорили об актерских способностях Лизы Боярской, о том, что режиссер Андрей Кравчук взял из знаменитого «Титаника» режиссера Джеймса Кэмерона. Кто-то пытался рассуждать о Гражданской войне, о красных и белых. «Конец немного предсказуем, — написала в своем онлайн-дневнике украинская студентка Катя. — Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака расстреляют. Так и вышло». Отличная рецензия на исторический фильм-биографию.
Социологи из ВЦИОМа утверждают, что интерес к отечественной истории в России растет. И именно благодаря массовой культуре: историю теперь можно изучать по кинофильмам и телесериалам. Глянцевая картинка и обязательная любовная линия гарантируют любому сюжету повышенный интерес зрителя. И не важно, насколько этот сюжет достоверен. Все тот же «Адмиралъ» с Константином Хабенским в роли Колчака вышел в прокат рекордным тиражом 1250 копий и уже собрал $30 млн. В книжных магазинах появилась роскошно изданная «энциклопедия фильма».
Организаторы телепроекта «Имя Россия», посвященного выборам главной персоны — символа страны, пошли еще дальше: к печати готовится 14-томный сборник. Проект очень популярен: в интернете множатся его клоны — уже появились «Антиимя России» и «Женское имя России». Идут съемки нескольких кинолент и сериалов на исторические сюжеты, среди которых, например, 16-серийный фильм об Иване Грозном. Этот проект Андрея Эшпая уже сейчас анонсируют как одно из главных телесобытий следующего сезона. В индустрии кризис, но историческими проектами будут жертвовать в последнюю очередь, утверждают в кинокомпаниях, слишком на них велик спрос.
Неудивительно, что люди заинтересовались своей историей, говорит доцент исторического факультета МГУ Андрей Власов. Поиск самоидентификации, по его мнению, нормальный процесс для развалившейся империи: люди стали жить лучше и теперь пытаются осознать, кто же они такие и что у них за страна. Всем хочется, чтобы страна была великой, и всем нравится находить тому подтверждения. Отсюда и героические эпосы, поставленные сегодня на конвейер, и тонны псевдодокументальной литературы, которой завалены книжные прилавки.
«Это все попытка создать новые стереотипы под старым девизом “Россия велика во всем”», — уверен журналист Леонид Парфенов, возродивший на современном ТВ жанр исторического научпопа, основанного на фактах и документах.
Нынешняя мода на историю такова, что в фактах и документах большой нужды нет. Зрителей фильма «1612» не смущает, что в историческом кино по русскому лесу прогуливается живой единорог.
Точно так же как создателей «Адмирала» не заботит, что Колчак никогда не командовал теми кораблями, на которых служит по сценарию. Он даже не топил немецкий броненосный крейсер «Фридрих Карл» — просто потому, что в действительности тот наткнулся на мину за два года до описанных в фильме событий. В картине Колчака после расстрела топят в проруби. Документальных свидетельств этому нет, но зато Хабенский ушел под воду почти так же красиво, как Леонардо Ди Каприо в «Титанике». И теперь юные девушки в троллейбусах обсуждают, что «Колчак был душкой».
В обществе сложилась парадоксальная ситуация: люди начали интересоваться историей, их заваливают не самым качественным материалом, но он всех устраивает и лишь усиливает к этой истории интерес, говорит политолог Дмитрий Бадовский. Замкнутый круг. Интерес к истории пришелся очень кстати — как раз к кампании по усилению роли патриотизма. «1612» вышел ко Дню народного единства, а проект «Имя Россия» приурочили ко Дню Конституции.
Поднимать национальное самосознание, обходя острые углы и напирая на победы, а не ошибки, — главная задача телеконкурса «Имя Россия», в котором выбирают олицетворяющего страну исторического персонажа. Из 500 деятелей разных лет и областей в финал вышли 12, и теперь каждое воскресенье в прайм-тайм показывают развлекательное ток-шоу. Известные нынче люди представляют в эфире своего кандидата, призывая голосовать именно за него: например, Сталина славит генерал-коммунист Валентин Варенников, Ивана IV Грозного — художник Илья Глазунов, Дмитрия Менделеева — академик Сергей Капица, а Петра Столыпина — режиссер-державник Никита Михалков. «Они неоднозначные личности, но, скорее, положительные» — в один голос говорят «адвокаты» про своих подопечных.
Неоднозначность всех этих исторических фигур на телевидении видна плохо. «Потому что масскульт не приемлет диалектики, особенно масскульт государственный», — объясняет Леонид Парфенов. Когда человек идет развлекаться, ему не хочется напрягаться, думать. Ему нужен четкий посыл — что такое хорошо и что такое плохо. Сталин выиграл войну — хорошо. Колчака расстреляли — плохо. Главное, чтобы ничто не мешало отдыхать и получать удовольствие. Вот и «Имя Россия» задумывался как просветительский проект, а получается шоу. «Как будто люди не историей занимаются, а бегут стометровку на Олимпиаде», — комментирует политолог Бадовский.
Найти баланс между профессиональным изложением истории и доходчивой популярной формой для этого изложения, конечно, сложно, признает политолог. Проблема еще и в том, что, например, после сериала «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли люди шли в магазины за Достоевским, а сейчас они после «Адмирала» читают такую же, как сам фильм, развлекательную, а не научную литературу.
Историческая правда мало кого интересует. «Если спросить у людей, что они последний раз читали по истории, большинство назовет труды [автора книг по альтернативной истории] академика Фоменко, который к истории имеет самое косвенное отношение», — говорит автор множества документальных фильмов Николай Сванидзе. Люди поглощают любой «ретропродукт» и, как правило, все принимают за чистую монету. «Говорят же, что у России нет ничего более непредсказуемого, чем ее собственное прошлое», — смеется главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. По его словам, на сюжет о Сталине-чудовище будет сразу же снят другой, который расскажет о Сталине как о сложном человеке с тяжелыми семейными обстоятельствами, или выйдет учебник о Сталине — выдающемся топ-менеджере. И никто и носом не поведет: ведь показаны разные точки зрения — разве это не объективно?
Актер Константин Хабенский тоже за разные точки зрения. Недавно он заявил, что теперь готов сыграть и какого-нибудь красного офицера. «Фильмы ведь снимают не о цветовой гамме, а о человеческих отношениях», — говорит актер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *