Еще недавно доля экспорта шоколадных изделий кондитерской отрасли являлась довольно существенной и составляла 20-25% от произведенной в РФ продукции.
Между тем, за период с января по август 2015 года экспорт российской шоколадной продукции снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (всего экспорт составил 79,2 тыс. тонн). Средняя стоимость тонны изделия снизилась на 34% — до $2978.
Похожая тенденция фиксируется и на рынке карамели. Падение экспорта этого вида кондитерской продукции составило 19% за первые восемь месяцев 2015 года — до 32,6 тыс. тонн. Средняя стоимость тонны карамели снизилась на 25% — до $1841.
Среди основных покупателей российской кондитерской продукции – бывшие республики СССР (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения). Именно на долю этих стран приходится основное снижение объемов закупаемой продукции из России.
«Себестоимость производства шоколада в России и, соответственно, цена готовых изделий сильно зависят от курсовых колебаний и стоимости импортированного сырья, ведь какао невозможно выращивать в России, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — С учетом происходящего падения потребительского спроса, снижение экспортных продаж приводит к дополнительным потерям отрасли».
Причем в отношении шоколада и шоколадных кондитерских изделий отмечается как падение экспортных продаж, так и очень сильное снижение объемов импорта. В частности, из всех категорий кондитерских изделий, шоколад является наиболее подорожавшим продуктом (+37% в рознице в сентябре 2015 года), а себестоимость его производства выросла с начала года более чем на 50%.