Егор Гайдар знает о кризисах не понаслышке: он возглавлял правительство в катастрофическом для экономики России 1992 г. Теперь Гайдар руководит Институтом экономики переходного периода и дает советы правительству. На ученый совет его института министры присылают своих гонцов, а руководители крупных компаний приходят послушать доклад сами. «Гайдар ерунды не скажет», — мотивировал интерес к работам Гайдара один из топ-менеджеров. Обозреватель Newsweek Евгения Письменная тоже решила послушать советы экономиста.
Вы говорите, что Америка стала причиной нынешнего глобального кризиса. В чем проблемы США?
В американской экономике проблемы возникают раз в 5–10 лет. Так было на протяжении последних двух веков. Причины кризисных явлений разные. В последний раз, в 2001 году, это был крах одной из основных фондовых американских бирж — NASDAQ. Он был закреплен террористическими актами 11 сентября 2001 г. В этот раз происходящее связано с развитием событий на рынке недвижимости. Причины входа американской экономики в рецессию разные, но само падение темпов роста раньше или позже неизбежно происходит.
Что будет с резервной валютой – долларом?
Изменение роли доллара в мировой экономике произошло, когда появился евро. Это конкурент доллара в качестве резервной валюты мировой экономики. Уже сейчас нельзя сказать, что глобальная финансовая система основана на долларе. Доллар сегодня — лишь 65% резервов центральных банков. Значительная доля запасов размещена в евро, валютах стран второго эшелона. Ключевой вопрос — когда Китай перейдет к режиму конвертируемости национальной валюты по капитальным операциям. Если это произойдет, юань, вероятно, станет третьей резервной мировой валютой.
Понятно, что и через 10 лет центральные банки будут держать в долларах больше резервов, чем в любой другой валюте. Но мы перейдем от финансовой системы, в которой доллар доминирует, к системе, где доллар будет первым среди равных.
Китай. Какова его роль?
В мире XXI века юань станет валютой конвертируемой по капитальным операциям, одной из резервных валют. Это лишь вопрос времени. Такое развитие событий позволит лучше управлять финансовыми дисбалансами в мире.
А в чем этот дисбаланс проявляется?
20 лет назад совокупные дефициты платежных балансов составляли 2–2,5% мирового ВВП. Сейчас — 6%. Это значит, что продолжение нормальной, привычной жизни во множестве стран мира зависит от происходящего на рынке капитала. А это параметр, которым управлять непросто.
Америка выберется из кризиса? Если да, то когда?
Не берусь прогнозировать, что будет происходить в американской экономике в 2008–2010 годах. Могу сказать о том, что было. В прошлый раз из сравнительно мягкой рецессии 2001 года Америка выбиралась три года.
Есть такое наблюдение: когда в мире происходят кризисные явления, американские капиталы обязательно возвращаются в США. Почему Америка считается тихой гаванью для инвесторов? Ведь там тоже кризис.
Это связано с традициями и историей. На сегодняшний день США — самое надежное место вложения капитала в условиях кризиса. США никогда не объявляли дефолта по своим казначейским обязательствам.
А что будет с Россией? Финансовый кризис на нас отразится?
Ошибка наших властей — делать вид, что ничего не происходит. Не надо надеяться, что глобальный кризис нас не коснется. Не надо думать, что Россия как жила в условиях аномально высоких темпов мирового экономического роста в 2004–2007 годах, так и будет жить в условиях радикально изменившейся глобальной конъюнктуры. Кризисные явления в мировой экономике ожидаемы. Надо сделать всё возможное, чтобы последствия этого для экономического развития нашей страны были минимальными. Если золотовалютные резервы, резервы Стабфонда быстро потратить, чтобы поддерживать темпы роста на уровне 7% в год, то надолго их не хватит. После их исчерпания развитие событий может носить катастрофический характер.
Это означает, что в нынешнем году рост российской экономики будет меньше?
Все зависит от поведения властей. Если они поставят своей задачей обеспечить мягкую адаптацию к изменившейся мировой конъюнктуре, экономический рост может снизиться на 2–3 процентных пункта, до 4–5% в год. Если этого не сделать, рост, как и в 2001–2002 годах, может снизиться в два раза: с 10% в 2000-м до 4,7% в 2002 году. Что будет на этот раз, смогут сказать лишь экономические историки будущего.
И что же надо делать российским властям, чтобы кризис на нас отразился не сильно?
Скажу о том, чего делать не надо. Нельзя искусственно поддерживать курс национальной валюты. Нельзя поддерживать темпы роста бюджетных расходов на уровне 2007 года.
Когда отголоски глобального финансового кризиса почувствуют в России?
Если мы говорим о финансовых рынках, то в России они реагируют на происходящее в мире в течение часов. Что касается экономического роста, временной лаг между происходящим в США и России обычно примерно полгода.
То есть будущему президенту придется решать совсем другие задачи…
У него будут более жесткие условия работы, чем у нынешнего главы государства.

Читайте также
Егор Гайдар: «Убивали, но не убили»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *