Еда теперь повсюду. Чуть ли не половина населения выкладывает фотографии своих кулинарных «подвигов» в блогах. О еде пишут журналы, порталы и звезды шоу-бизнеса. На каждом углу открываются кулинарные курсы. И скоро работа повара станет оплачиваться лучше, чем труд программиста. «Ко» изучил рынок отечественных food-стартапов и выбрал самые интересные.

Гурман on-line

Жанна Шарипова, миниатюрная кареглазая девушка, относится к поколению Y, или миллениума, как часто называют его социологи. К своим двадцати пяти годам она достигла такого уровня в карьере, о котором многие мечтают. После окончания Высшей школы экономики Жанна пять лет работала в Procter-and-Gamble. За это время она запустила новинки бренда Pampers в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, получила повышение и — следом — приглашение занять кресло в штаб-квартире компании в Женеве.

Но Шарипову также можно отнести и к числу трансгуманистов. Она верит в развитие высоких технологий, сингулярность, «апгрейд» человечества и пытается проводить его, начиная с себя. Поэтому Жанне свойственны нетипичные для карьериста поступки. Два года назад, например, девушка сменила чистый швейцарский воздух на московскую суету. «В большой компании цикл инноваций достаточно долгий: чтобы вывести новый продукт на рынок, нужно около двух лет, — объясняет Жанна свой уход из Procter-and-Gamble. — В Интернете все происходит быстрее: прототип несложного сервиса можно сделать за три месяца. Столько же времени займет его запуск. Стартапы в онлайне, как я поняла со временем, — лучшее решение для моего развития».

Вернувшись на родину, Жанна Шарипова вместе с друзьями Андреем Суриным и Дилярой Мингалиевой стала обсуждать идеи стартапа. Девушку осенило за ужином. Холодные слипшиеся макароны, которые попытались выдать за пасту в, казалось бы, приличном московском ресторане, натолкнули ее на мысль о создании мобильного приложения Dish.fm. Навигатор по еде, по задумке ребят, должен отвечать на миллионы запросов гурманов: стоит ли покупать в этом кафе чизкейк; из каких ингредиентов он приготовлен, может, лучше шоколадный флан; а паста окажется съедобной? В мире царит культ еды, так что стартаперы со своей концепцией — всегда заказывать только лучшее — попали в тренд.

Идеей приложения команда поделилась с комиссией московского инкубатора проектов Farminers (он же Академия стартапов Игоря Мацанюка). На развитие Dish.fm трое друзей получили то, что хотели — первоначальные инвестиции в размере $300 000 (согласно условиям, $150 000 академия дает в обмен на 40% компании) и свой офис. «Сначала мы хотели, чтобы люди, как на TripAdvisor, оставляли на нашем ресурсе отзывы о ресторанах и меню. Но далеко не все хотят заниматься этим на постоянной основе. К тому же сам процесс генерации контента оказался трудоемким», — вспоминает Жанна. Чтобы не тратить пять лет на сбор рекомендаций (столько времени, к слову, понадобилось TripAdvisor для формирования контента по отелям и авиабилетам), проект сменил курс.

Алгоритм приложения, разработанный для Dish.fm Дмитрием Яковлевым, анализирует уже существующие отзывы и снимки еды в социальных сетях и блогах, а также подсчитывает количество like и dislike, выдавая в результате рейтинг блюда или кафе.

Зимой прошлого года стартаперы запустили beta-версию Dish.fm для iPhone в Нью-Йорке и Сан-Франциско, весной — iPad-версию с возможностью поиска лучшего блюда, будь то карри или стейк. Месяц назад улучшенное приложение стало доступным еще в 500 городах США. Пополнилась и база — теперь в ней 288 000 заведений. «Конкуренты нацелены на то, чтобы собрать новые отзывы от пользователей. Наш робот уникален, он автоматически анализирует большой объем информации», — заверяет госпожа Шарипова. Для сравнения: крупнейший сервис Foodspotting за три года собрал более миллиона рекомендаций. В два раза больше отзывов жителей Нью-Йорка и Сан-Франциско проанализировал Dish.fm, но за другой срок — за несколько месяцев. Сейчас сервис обогнал своего основного конкурента, обработав 8 млн рекомендаций.

Выгодной ли оказалась затея стартапа? Пока бесплатное приложение Dish.fm в App Store скачали десятки тысяч американцев. Сервис, как признается Жанна, еще не вышел на операционную рентабельность. Но через год он готовится к экспансии, в первую очередь на рынки Европы, Канады, Австралии, части азиатских стран и России. Для этого придется проанализировать уже свыше 100 млн отзывов в Сети.

Дебютировать с Dish.fm на отечественном рынке в этом году Жанна не видит смысла. «У нас менее развита культура онлайн-бронирования», — объясняет девушка. Почти во всех ресторанах на Западе столик легко зарезервировать в пару кликов: таким способом, согласно данным портала OpenTable, пользуются 325 млн людей в мире. В России подобная статистика даже не ведется. Большинство наших заведений действует по старинке — реклама на билбордах и бронирование по телефону. «В Европе, Азии и США люди читают отзывы и смотрят фотографии блюд, прежде чем идут в ресторан», — поясняет госпожа Шарипова.

Сейчас трое друзей набрали команду, планируют привлечь инвестиции второго раунда в размере $700 000, совершенствуют алгоритм на площадке Farminers и думают, как включить в приложение очередной тренд — organic-меню.

Все больше людей стали сомневаться в натуральности продуктов и переходят на морковку. «Будущее за автоматическим анализом того, что потребляет человек. Не только калорий. У меня есть такой браслет Jawbone, — показывает Жанна, — который подсчитывает количество шагов и измеряет сон. В еде будет то же самое». И даже больше: сегодня человечество решает, не отвлекаясь на остальную ерунду, главнейшую задачу — максимально продлить себе жизнь. Во многом благодаря натуральной еде.

Сладкая женщина

В цехе кондитерского бутика Haute Couture Cakes повисла пауза. Владелица бизнеса Карина Миловидова придирчиво осматривает свежие маффины и остается довольна новым дизайном. Похвалив кондитера, она отправляется инспектировать следующий заказ — эклеры с заварным кремом. По дороге Карина признается, что сладкоежка и любит все, особенно эклеры, приготовленные из нежного заварного теста с плотным классическим ванильным кремом внутри. Перед ними, по ее словам, невозможно устоять.

Тот факт, что твои собственные вкусы и представления о прекрасном влияют на бизнес, а не наоборот, по словам госпожи Миловидовой, стал одним из самых больших открытий за ее карьеру предпринимателя. «Мне всегда нравилось готовить и печь. Уже многие годы я влюблена в эстетику оформления изделий французских, американских, японских и британских кондитеров», — рассказывает Карина. До того как открыть свою онлайн-кондитерскую, она вела рубрику «Стиль жизни» в московском глянцевом журнале. Заметки о шоколадных шоу и кондитерских соревнованиях, поездки за границу, где она пробовала «все самое вкусненькое», подтолкнули к мечте. «Когда у нас стали возникать домашние кондитерские, продукция которых качественно отличалась от постсоветских кондовых безвкусных образцов, я решила — время пришло», — вспоминает предпринимательница.

Стартовый капитал основательницы Haute Couture Cakes составил 100 000 руб. Она высчитала, что этих денег хватит на покупку оборудования и сырья. Размер последующих инвестиций Карина не озвучивает. Первые кондитерские опыты проходили на собственной кухне: дама пекла торты и продавала их друзьям и знакомым. Когда спрос превысил предложение, госпожа Миловидова завела страницу на Facebook и в декабре прошлого года лишила сна московских сладкоежек, выкладывая невероятно красивые снимки тортов, печенья, кексов и эклеров. «Сейчас у нас уже около четырех тысяч подписчиков», — гордится успехом Карина.

Она рада, что сумела пережить тяжелые времена: вся выручка шла в оборот, и четыре месяца бизнес-леди сидела на «диете», без зарплаты. «Но была цель, и, затянув поясок, я шла вперед, — вспоминает Карина. — Очень трудными были первые два-три месяца ограниченного спроса и постоянных денежных вложений. Тогда казалось, что продукт никому не нужен. Нам помогло участие в гастрономической ярмарке «Стейк и кейк». Все наши сладости были раскуплены за несколько часов работы ярмарки. Мы воспряли духом, начался новый этап развития».

«Мы» — это команда из двенадцати сотрудников, с которыми Карина Миловидова давно знакома. Весь штат базируется в арендуемом ею цехе у метро «Щелковская». «Большую часть производственных объемов обеспечивают наши корпоративные партнеры. Пока нам хватает мощности», — отмечает предпринимательница.

Торты Haute Couture Cakes относятся к классу luxury — это ручная работа, европейский стиль оформления, дорогое сырье, напрямую закупаемое у отечественных и западных производителей, а также в Metro Cash-and-Carry, и цена — от 2000 до 5000 руб. за килограмм изделия. Стоимость зависит от множества факторов, в первую очередь от сложности декора и количества времени, потраченного на выполнение заказа. По словам Карины, она сделала все, чтобы продукт был максимально полезным и даже диетическим. Вместо обычного сахара ее кондитеры используют тростниковый, с маслом та же organic-история — только высокого качества, например из косточек винограда. «Кондитерская продукция, изготовленная из качественного молока, муки высшего сорта, бельгийского и французского шоколада и прочего, не может быть вредна, — полагает госпожа Миловидова. — Я поддерживаю тенденцию развития здорового питания. Но считаю, что каждый профессионал должен заниматься своим делом. Не нужно лезть в чужой огород. Наша цель — создать сладкое лакомство из очень качественных и полезных продуктов и преподнести его как произведение искусства».

Текущий оборот компании Карина не раскрывает: на самоокупаемость онлайн-бутик, по ее подсчетам, выйдет только в конце этого года. Но как Haute Couture Cakes планирует завоевывать потребителей на московском кондитерском рынке? Европейским качеством, объясняет госпожа Миловидова. «Безусловно, в Москве есть много кондитерских, ателье тортов, кофеен с безграничным ассортиментом сладкого. Но я не вижу на рынке изделий, по манере исполнения и декорирования подобных нашим», — уточняет она. Поворотным моментом в стартапе, по ее словам, станет запуск осенью двух проектов: Mon Eclair («Да здравствуют эклеры!») и Pret-a-Porter Cakes. Сладости из этой серии предпринимательница собирается реализовывать через розничные сети, с которыми ведет переговоры.

Расширение производства влечет за собой новые расходы на аренду дополнительного цеха и покупку спецоборудования. «Мы также формируем ассортимент, который сможем оперативно продавать через сервисы по доставке еды. Каждое наше изделие делается под заказ, поэтому формат средней розницы для нас новый», — говорит владелица Haute Couture Cakes.

Со временем она собирается создать кондитерское ателье в офлайне. Для его запуска требуется более 7 млн руб. Через три года в планах — открытие целой сети кондитерских бутиков плюс разнопрофильных розничных точек. Карина Миловидова верит в успех, но настороженно относится к финансовым вливаниям со стороны. «Часто российский инвестор начинает диктовать свои условия для производства, вмешиваться в творческий процесс. Я не могу себе позволить ради инвестиций изменить концепцию бренда, сократить расходы на сырье, тем самым ухудшив качество выпускаемой продукции», — констатирует предпринимательница. Уж слишком много сил и времени она вложила в осуществление своей сладкой мечты…

Готовь дома!

«Готовьте дома: без стресса, напряга и глупых ошибок» — такой отзыв опубликовал американский журнал Esquire о сети доставки еды для гурманов Hellofresh.com. «Простые рецепты, натуральные ингредиенты и щедрые порции» — издание The New York Times оценило этот интернет-магазин с более практической точки зрения. В его развитие инвесторы вложили от $5 до $10 млн, точную сумму Hellofresh.com не озвучивает, и за два года филиалы компании открылись во многих странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Австралия и США). У Hellofresh.com наполеоновские планы — потеснить традиционный ритейл. Также по-боевому настроены его конкуренты — гонконгский сервис secretingredient.com.hk и немецкий kommtessen.de.

Год спустя после выхода на рынок Hellofresh.com в Москве открылся интернет-магазин «Шефмаркет» с подобной концепцией — сделать приготовление ресторанной еды дома легким и даже увлекательным делом.

На отечественном рынке основатель стартапа Сергей Ашин представил свое видение «доставки еды для гурманов» первым. Сервис, как и его западные аналоги, ориентируется на горожан со средним или выше среднего доходом, то есть на людей, которые экономят время, но при этом не прочь готовить на домашней кухне интересные блюда типа фузилли с рикоттой с вялеными помидорами и шпинатом. Следом за «Шефмаркетом», начальные инвестиции в который составили $200 000, появились клоны — «Радость приготовления», «Кук вояж», «Едоки», «Дома вкуснее».

«Идея родилась из текущей потребности, бурной фантазии и примеров похожего бизнеса, — рассказывает Сергей Ашин. — По сравнению с европейским российский продуктовый ритейл, мягко говоря, не очень развитый. Мы начали продумывать варианты изменения ситуации, в том числе смотрели на западный опыт, учитывали специфику местного менталитета, инфраструктуры, особенностей рынка». Принцип действия сервиса «Шефмаркет» прост. Хочется приготовить дома, к примеру, говядину с базиликом по-тайски, но при этом нет времени искать в супермаркетах нужные ингредиенты — лимонную траву, устричный и рыбный соусы, свежий базилик. Тут и «вступает в игру» «Шефмаркет»: достаточно заказать все эти продукты в онлайн-магазине. Их оперативно доставят на дом уже расфасованными под конкретное блюдо, число порций и с пошаговой инструкцией в картинках. Просто, удобно и не так уж дорого. Например, приготовить дома одзони с лепешками мочи на одного человека можно за 190 руб. Суповой набор на четыре по-домашнему большие тарелки обойдется в 760 руб. без учета доставки. Тем, кто совсем ленится, «Шефмаркет» предлагает готовую еду.

Все рецепты, кстати, тестирует команда поваров. Бренд-шефом «Шефмаркета» стал ведущий программы «Лавка вкуса» на телеканале «Домашний» Василий Емельяненко. Звучит, по крайней мере, очень авторитетно. От конкурентов стартап, по словам Сергея Ашина, отличает «количество и качество рецептов, набор опций сервиса и оперативность доставки». Сейчас в меню магазина более 100 блюд. При этом предприниматель активно развивает диетическое направление — актуальный сегодня тренд. У «Шефмаркета» те же поставщики, что и у большинства ресторанов в Москве — Global Foods, MARR, Metro Cash-and-Carry, Австралийский торговый дом и пр.

В день операторы принимают по несколько десятков заказов, и «у нас сохраняются высокие темпы роста — 20% в месяц», добавляет господин Ашин. Он привык быть в курсе всех дел — готовит по рецептам, все пробует на себе, и дело касается не только еды. Сергей под видом курьера, например, лично развозил заказы. «Цель была — не только узнать аудиторию, но и установить стандарт качества процесса для курьеров, — рассказывает он. — Мы очень трепетно относимся к нашему сервису и должны понимать, что на всех этапах мы действительно делаем правильные вещи».

Несмотря на неплохие темпы развития, стартап еще на пути к самоокупаемости. Бизнесмен надеется, что расходы «Шефмаркета» полностью покроются доходами уже в конце 2013 г. «Прибыль и оборот мы не комментируем, — категорично заявляет Сергей. — Могу лишь отметить, что рентабельность продаж ожидается выше, чем у традиционного ритейла, потому что в нашем проекте выше добавленная стоимость». По его мнению, в продуктовом ритейле нет места мелким компаниям. Поэтому в ближайшее время — точную дату предприниматель не называет — «Шефмаркет» выйдет в регионы и будет развиваться по франшизе. Среди городов, где появится бренд, для него предпочтительнее миллионники. Сейчас стартап финансируется из средств основателей, но этого недостаточно. Сергей Ашин ищет свежие инвестиции — около $1 млн на краткосрочные перспективы. «Через два-три года мы должны стать компанией с большим логистическим центром в Москве и присутствием во всех крупных городах России. Как видите, нам предстоит многое сделать», — резюмирует он.

В реализации успешных проектов опыта господину Ашину не занимать. Он десять лет проработал в немецком представительстве Трубной металлургической компании. Начинал карьеру с практиканта, закончил президентом Европейского дивизиона. В процессе понял, что хочет организовать собственный бизнес. Формат food-стартапа ближе всего к его жизненной концепции — перспективный и творческий. «Рутинную работу мне не очень интересно выполнять», — поясняет Сергей, нисколько не жалея о возвращении на родину. В будущем и про его проект, уверен он, The New York Times напишет приятное — «несложные рецепты, качественные ингредиенты и щедрые русские порции».

Море рецептов

Табуле, огуречник и даже капрезе — от одних только названий салатов разбегаются глаза, когда смотришь рецепты на сайте «Миллион меню». Стартап хоть и свежий — существует чуть более двух лет, но с большим бэкграундом. Семья Курбацких, владеющая издательством «Аркаим», за двадцать лет выпуска кулинарной литературы собрала огромную базу рецептов и на ее основе создала интернет-проект. Сейчас на ресурсе «Миллион меню» опубликовано более 40 000 рецептов. Но на этом предприниматели останавливаться не намерены — еще предстоит освоить рынок мобильных приложений. Для начала через App Store.

В семье Курбацких все произошло одновременно: дочь Надежда поступила в Нью-Йоркский Pratt Institute по программе дизайн-менеджмент, в издательстве начались разработка онлайн-направления и ребрендинг (с этого года «Аркаим» сменил название на аналогичное с сайтом — «Миллион меню»). Эта цепочка событий показалась неслучайной главе бизнеса Василию Курбацкому. Он решил отдать дочери творческую часть работы — Надежда стала директором по развитию проекта «Миллион меню», а сам Василий сосредоточился на общей стратегии семейного дела и других, не менее перспективных проектах.

За время существования портал «Миллион меню» — семья Курбацких вложила в его развитие около $1 млн. «Вариант привлечения внешних инвестиций рассматриваем только для развития новых сервисов — хочется сохранить семейную ориентацию бизнеса», — поясняет Надежда. Первые сложности, как вспоминает она, возникли из-за незнания особенностей работы в Интернете. Выпускать печатную продукцию в юридическом смысле легче, следить за своими авторскими правами в Сети сложнее. «У нас очень большое количество уникального авторского контента, и вы сами знаете, как в Рунете обстоят дела с пиратством», — добавляет Надежда.

Другой головной болью стали технические нюансы: перезапустив сайт, стартап потерял часть аудитории только потому, что «обвалился» во всех поисковиках. «Но сейчас у нас около 400 000 уникальных посетителей в месяц плюс-минус с учетом сезонных колебаний, — рассказывает про успехи директор по развитию. — К новому году планируем поднять планку до 1 млн». Для выхода на самоокупаемость Надежда поставила более близкий срок — осень.

Стартапу придется потягаться с конкурентами: порой кажется, что блогов, порталов и глянцевых онлайн-журналов о еде больше, чем самих рецептов. «Мы не изобретаем велосипед, но своей глобальной целью ставим идею собрать все лучшее в рамках одного ресурса, — рассказывает о своих преимуществах Надежда. — Условно, чтобы, зайдя на «Миллион меню», пользователь смог найти ответ практически на любой вопрос о том, как правильно и вкусно питаться». Сейчас на портале опубликовано 40 000 рецептов и 120 000 снимков еды. При этом база пополняется каждый день в среднем на 10-20 рецептов. Однако адаптировать контент «Миллион меню» под формат App Store Надежда не стремиться. По ее мнению, приложений с кулинарными рецептами предостаточно. Семейному бизнесу интересен рынок мобильных приложений в общем, а не только в food-сегменте. «У нас есть разные идеи для приложений. Все со временем сами увидите. Но одно могу сказать наверняка: они будут помогать решать конкретные задачи», — заговорщически говорит Надежда. В дальнейшем семья Курбацких планирует окончательно интегрировать издательский бизнес в онлайн-формат, а через три года выйти с ресурсом «Миллионом меню» на основные мировые рынки. Для этого семейству потребуется еще $2 млн. Но как? Пока секрет…

«Вилка» — к обеду

«Мы — это то, что мы едим», — сразу заявляет одна из основательниц сервиса рецептов New Fork Евгения Майорская. Она и ее партнер по стартапу Егор Хмелев против гастрономического «мусора» и крайне тщательно следят за своим питанием. Но New Fork ребята создали, скорее, от безысходности. «Все существующие сайты рецептов пугали отсутствием вкуса и какого-либо дизайна и были страшно неудобны», — вспоминает Евгения. Со временем стартаперы запустили аналогичное приложение для iPhone в App Store. Оно бесплатное сейчас и, как обещает госпожа Майорская, будет таковым всегда.

С Егором Хмелевым Женя познакомилась, когда работала над запуском книжного клуба Bookmate. Это такой сервис, на котором можно читать книги, оплатив подписку, и бесплатно загружать свои. До истории с электронными книгами они по отдельности трудились в больших проектах: Егор занимался версткой в Студии Артемия Лебедева, а потом руководил этим направлением в Look at me, Евгения запускала развлекательные сервисы Yota, когда о компании еще мало кто знал (Yota Музыка и Yota Видео). Работая над Bookmate, ребята — так совпало — увлеклись темой здорового питания и стали вовлекать в свою «секту» друзей. Сначала проект New Fork служил для них развлечением: сделать такое приложение, чтобы было удобно готовить дома, — для гиков с опытом задача несложная. Вскоре оба увидели в хобби возможность для бизнеса. «И сайт, а теперь и приложение для iPhone начали набирать аудиторию. Сейчас New Fork — самый большой агрегатор рецептов Рунета, — рассказывает Евгения. — В нашем приложении собрано 50 000 рецептов не только с больших площадок, но и из красивых блогов и журналов, от foodies, для которых еда — прежде всего поддержка здорового организма». Коллекция New Fork пополняется каждый день и скоро станет еще больше, когда пользователи получат возможность самостоятельно добавлять рецепты.

Евгения Майорская четко представляет портрет своей целевой аудитории — житель мегаполиса, который хочет питаться полезно и при этом не тратить на приготовление еды кучу времени. «Поэтому в приложении все очень просто и удобно: можно днем на работе найти любой рецепт, добавить в коллекцию, скажем «Романтический ужин», а вечером уже в магазине открыть эту коллекцию и увидеть удобный общий список ингредиентов для всех трех блюд. Шопинг становится значительно проще», — поясняет она. Проблему авторских прав на рецепты и фотографии ребята тоже решили одним кликом. New Fork не сохраняет у себя найденный в Сети рецепт, а переадресовывает пользователя по ссылке на оригинальный источник — кулинарный блог Belonika или на сайт журнала. Прямо как «Яндекс», только по рецептам. Однако два автора обвинили сервис в паразитировании на чужом контенте. «Они не поняли, как он работает. После того как им объяснили, даже попросили проиндексировать их дополнительные площадки», — вспоминает Женя.

Сейчас они с Егором набирают команду. Имена инвесторов Евгения держит в тайне. «Могу сказать, что в ближайшее время мы не планируем привлекать дополнительные средства», — утверждает она. Но пока проект не приносит прибыли — лишь поздней осенью начнется его монетизация. «Нам приятно, что с коммерческим запуском мы сможем оставаться бесплатными для пользователей и предоставлять им еще больше сервисов», — говорит Евгения Майорская. Ведь секрет успешных долгосрочных инвестиций — уловить тенденцию на несколько лет вперед. Лучше, чтобы она была еще и глобальной. Здоровое питание в этом плане — идеальный выбор для бизнеса.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *