Над державинским изречением «Поскреби любого русского — найдешь татарина», наверное, хоть раз задумывался каждый. Русским как никому сложно ощущать себя какой-то одной национальностью — в нашем необъятных размеров котле перемешались чуть ли не все народы континента. Ученые считают, что на территории России есть целых три генетически не похожих расы: европейцы, азиаты и между ними — уралоиды.


А недавно генетики установили, что и собственно русская популяция распадается на две мало связанные друг с другом генетически. «Представьте себе красное чернильное пятно на севере, а черное на юге. Это зоны зарождения славянского населения. С течением времени эти зоны растеклись и смешались, образовав серую массу, — так проходило слияние двух исторических центров Руси. Именно два города, Новгород и Киев, а не один, как некоторые считают до сих пор, были стартовыми точками для дальнейшей славянской колонизации Русской равнины», — говорит популяционный генетик Елена Балановская. Это мнение разделяет Татьяна Джаксон из Института всеобщей истории РАН: «Киев и Новгород были выгодно расположены на торговом пути “из варяг в греки”, а потому объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен — северную и южную».



Генетические и антропологические различия между этими регионами остались до сих пор. Елена посоветовала нам посетить два города, где можно своими глазами убедиться в этом. Это южный Рыльск, основанный 22 года спустя после прихода Рюрика на Русь, и северный Каргополь. «Генетические отличия русских в этих городах в пять раз больше, чем отличия запада европейской части от востока. Походите, посмотрите на людей, расспрашивайте о предках, кто, откуда приехал в эти города», — напутствовала Балановская.


Нельзя сказать, что импровизированная антропологическая экспедиция получилась особо удачной — далеко не каждый из опрошенных смог вспомнить, откуда пришли его предки. «Когда были живы старики, нас это не интересовало, а теперь и спросить не у кого», — говорит Марина Троицкая из села Крупец, расположенного неподалеку от Рыльска на границе Курской области и Украины. А вот родословная пенсионерки Лидии Вольской тянется из Польши, одного из источников миграции на юг Древней Руси.



В Каргополе о своих корнях тоже помнят не многие. «Родные мои пришли сюда из Новгорода очень и очень давно. Рассказывали, что невест и женихов себе выбирали только из своих деревень, а пришлых не было», — говорит 86-летняя Татьяна Черепанова из села Ошевенск, что в 50 км от Каргополя. В общем, мечта антрополога. Им, кстати, стоит поторопиться — русский север и юг активно перемешиваются на границе двух зон, в самом населенном в стране московском регионе.


Один из тех, кто попал в этот «миксер», — главный редактор Newsweek Леонид Парфенов, родившийся в Череповце Вологодской области. Анализ его ДНК показал, что он типичный представитель «северной» русской ветви, а по материнской линии его род восходит к финно-угорских народам. Теперь Парфенов (известный любитель Италии) уверяет редакцию, что терпеть не может суету, которую создают люди с южным темпераментом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *