Несколько лет назад заядлые путешественники Артем Федяев иДарья Ребенок жили в Испании иочень любили местный суп-гаспачо от компании Alvalle.

Почти в любом магазине можно было легко купить пару коробок этого блюда. А потом ребята переехали вСан-Франциско и через некоторое время соскучились по супу. Дарья иАртем посчитали количество рейсов, летающих каждый день из Испании в Сан-Франциско, и поняли, что там обязательно найдется хоть один желающий привезти несколько коробок за вознаграждение. Суп в итоге действительно привезли, ау Дарьи иАртема появилась идея упорядочить и монетизировать доставку товаров от пользователя кпользователю.

Знают ли в Alvalle, что их суп вдохновил русских путешественников на создание международного стартапа Grabr? Вряд ли. Но в любом случае спасибо им.

Из рук в руки

Механика работы Grabr достаточно простая. Заказчик, например, в Москве, пишет всистеме, что хочет, чтобы ему привезли, допустим, кроссовки изСША, размер такой-то, цвет такой-то, дает ссылку на местный магазин, где видна цена обуви, и предлагает вознаграждение за доставку. Путешественники видят запрос ипредлагают свои условия. Кто-то возвращается в Москву уже сегодня иготов купить и привезти кроссовки буквально завтра, доставка будетстоить, скажем, пять долларов. Кто-то привезет кроссовки через неделю, но за три доллара. На самомделе в Grabr есть три способа заказать товар, кроме заказа по указанной ссылке. Можно заказать товар, добавив свое описание, но без указания конкретного места покупки или заказать товар через магазин Grabr, пользуясь товарной таблицей.

Заказчик выбирает оптимальные для себя условия, обговаривает все детали в чате платформы Grabr, и система списывает с карточки заказчика сумму покупки, сумму доставки и 7% своей комиссии. Путешественник получает деньги на свою карту, как только товар доставлен покупателю.

«На самом деле потребность вэтой идее я осознал еще давно и на своем опыте, – рассказывает Артем. – За восемь лет обучения за границей я не раз привозил полные чемоданы по просьбам родственников и друзей. И мне всегда казалось: ну чего может не быть вСан-Франциско! Однако, проанализировав общий рынок товаров, я понял, насколько жизнеспособна эта модель». Для выхода на рынок впроект пришлось вложить $1 млн. Часть средств пошла на создание платформы, часть – на маркетинг и привлечение в команду опытных специалистов. Создатели Grabr живут в Сан-Франциско, а компания работает по всему миру. При этом первый ее офис был открыт вРоссии – на нашу страну приходится большинство заказов, поскольку доставка из Европы и США здесь крайне востребована.

Артем и Дарья не ошиблись: идея доставки от пользователя к пользователю (peer-to-peer, P2P) понравилась всем. За первые четыре месяца сервис Grabr собрал 40 000 активных пользователей, а общая сумма совершенных сделок составила $1,5 млн.

«Если говорить о доле рынка, то только в Европе в 2014 г. 8 млрд посылок было доставлено по модели P2P, что говорит о потенциале дальнейшего развития, – комментирует главный операционный директор компании SPSR Express Кен О’Рэхилли. – Эта уникальная модель, по моему мнению, сможет развиваться в сфере товаров, которые сложно найти по Интернету или доставка которых слишком дорога по сравнению с ценой самого товара».

По мнению игроков рынка, существует возможность развивать такой метод доставки на внутреннем рынке больших стран, таких как Россия. Но, как всегда, есть но. Например, желающие сэкономить на доставке могут попросить своих друзей бесплатно привезти некий товар. Или наладить отношения с путешественниками с Grabr и уже без комиссии системы платить за доставку.

«Конечно, можно попросить знакомых, в том же Facebook, привезти что-то из-за границы, но, во-первых, нужно еще найти знакомого, который поедет туда, куда нужно, аво-вторых, есть риск и упокупателя, иупутешественника, – рассуждает Дарья Ребенок. – В Grabr люди платят за скорость и безопасность. Путешественников, которые едут внужную страну, можно найти за минуты. А мы, как посредники, минимизируем все риски сторон и всегда готовы идти навстречу покупателям. Вслучае физических повреждений товара или его потери, мы возвращаем все деньги на карту покупателя. Если товар поврежден не по вине путешественника, итому есть доказательства, то деньги возвращаются ипутешественнику. Такие конфликты мы разбираем икомпенсируем затраты пострадавшей стороны, если они есть».

Не послать ли нам гонца?

Вино из Франции – один из самых популярных заказов на Grabr. «Мы часто видим заказы санкционных товаров, гаджетов и товаров для малышей, – рассказывает Дарья – Обычно люди заказывают то, что либо невозможно доставить в Россию, либо то, что вдругих странах стоит дешевле».

По словам создателей проекта, сейчас 50% всех заказов – это заказы для России. «В городах-миллионниках много молодых людей 24–40 лет, которые уже привыкли к онлайн-шоппингу и достаточно хорошо владеют английским языком. Как минимум на том уровне, который позволяет ориентироваться на англоязычных сайтах, – описывает Артем Федяев целевую аудиторию проекта. – Кроме того, это поколение, которое умеет считать свои деньги».

Считать деньги умеют не только покупатели, но и путешественники. Создатели надеются, что со временем путешественники смогут легко компенсировать свои затраты на поездки.

В планах Grabr – развитие в регионах и создание партнерских программ. «Сейчас, если говорить о России, мы работаем преимущественно с Москвой и Санкт-Петербургом,– рассказывает Дарья.– Есть некоторые заказы из Екатеринбурга и Новосибирска. Вближайшем будущем мы хотим развиваться вгородах-миллионниках. Что касается партнерских программ, то нам хотелось бы добиться некой интеграции в сегмент бизнес-тревела. Но «раскрывать карты» пока рано. Самая актуальная для нас задача на данный момент– рассказать оGrabr и завоевать доверие аудитории. Кстати,поэтому все сотрудники компании подключены к интеркому службы поддержки: мы хотим общаться с пользователями сервиса напрямую, чтобы лучше знать нашу аудиторию».

Средний чек сделки в сервисе Grabr на российском рынке – $200. Бывают и необычные заказы. Один из пользователей, например, заказал песок с пляжа в Бора-Бора в подарок жене на годовщину свадьбы. Именно там он сделал предложение своей избраннице. «Но это уникальный случай, – улыбается Дарья. – Обычные заказы гораздо более практичны».

Уникальные, но не единственные

В России P2P-сервисы, напрямую соединяющие потребителя услуг и исполнителя, все больше привлекют внимание пользователей. «Нет сомнений, что в ближайшие несколько лет рынок будет смещаться в сторону сервисов-агрегаторов,– считает сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Денис Кутергин. – Во-первых, это значительная экономия денежных средств заказчика; во-вторых, высокая скорость исполнения заданий; в-третьих, объективный выбор по соотношению цены икачества. Самой популярной категорией на YouDo.com являются курьерские услуги (на категорию доставки сегодня подписаны более 60 000исполнителей). На них приходится 40%всехзаданий, которых на сервисе появляется ежедневно около2500».

Стоит отметить, что хотя Grabr уникальный игрок на рынке доставки, но отнюдь не единственный. Похожий сервис, тоже работающий по принципу P2P, называется Gransjoy.com. Но обо всех деталях доставки пользователи договариваются не на базе платформы, а в социальных сетях, и оплата доставки не обязательно выражается в денежных единицах. Это может быть бартер или даже условная шоколадка. Команда Gransjoy.com позиционирует себя как сообщество путешественников. «Название родилось совершенно случайно – идея связана с тем, что бабушки очень часто передают своим внукам различные подарки и отправляют свои посылки самыми разными способами, – рассказывает один из основателей сервиса Евгений Пинигин. – На данный момент сервис имеет социальный характер: все желающие могут опубликовать заявки и найти путешественника бесплатно. В среднем сайт посещают около 250человек в день и происходит 3–4доставки. Главная задача для нас сейчас – это упрощение интерфейса для новых пользователей, чтобы при первом попадании на сайт они легко могли понять, что такое доставка путешественниками, какGransjoy.comможет им помочь с доставкой ичто им нужно для этого сделать. Также мы работаем над повышением доверия среди пользователей и созданием условий для размещения отзывов после осуществления доставки».

А вот сервис Passenger.me сразу задумывался как бизнес-проект. Его авторы Александр Бабарыко и Артур Хачатрян в 2013 г. решили использовать людей, совершающих поездки вСША, как курьеров по доставке товаров с Amazon.com. Минимальная стоимость доставки – $20, комиссия Passenger.me – 3–5% с общей суммы. Однако сейчас, по словам Александра Бабарыко, «проект временно заморожен».

«P2P– это очень интересная модель для доставки товаров из разных стран, однако в целом ей сложно конкурировать с международными компаниями из сферы интернет-торговли. В Европе около 59% покупок в Интернете предполагает возможность бесплатной доставки в указанный день или при достижении определенной стоимости заказа, – делится наблюдениями Кен О’Рэхилли. – У модели же Р2Р существуют ограничения: например, непонятно, как путешественник будет взаимодействовать с таможней, оплачивать НДС, исполнять другие юридические требования, связанные с перевозкой товаров. Покупатель должен иметь в виду отсутствие возможности вернуть товар, если его качество не соответствует заявленному. К тому же необходимо очень тщательно выбирать режим доставки, размещая заказ».

На рынке доставки есть и альтернативные сервисы, например, «Бандеролька». Зарегистрировавшийся пользователь получает адрес в США или Германии, на который может заказывать товары из европейских или американских магазинов. Затем служба доставки «Бандерольки» доставляет заказ в Россию. «Можно суверенностью утверждать, что новые модели перевозки товаров будут и дальше появляться, – говорит Кен О’Рэхилли. – На логистическом рынке есть множество возможностей для инноваций».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *