Из-за нехватки мощностей сегодня подземку строят компании, никогда не работавшие на московском рынке: к «Мосметрострою», «Ингеокому» и «Трансинжстрою» присоединились казанский «Казметрострой» и строители БАМа — СК «Мост» с «Бамтоннельстроем».

Большие цифры

С прошлого года на метростройки, по данным столичного стройкомплекса, выделено 258 млрд руб.: это 47,1 км линий метро и 21 станция до 2014 г. Но деньги распределяются не через конкурсы по выбору лучших подрядчиков, как того требует федеральный закон о госзакупках, средства распределяет ГУП «Московский метрополитен». Кстати, его уставный капитал с 2011 г. для строительства метро увеличивался дважды: в июне 2011 г. — на 11,2 млрд руб., в марте 2012 г. — на 55,778 млрд руб.

Несмотря на регулярные заявления властей об экономии, стоимость прокладки метро в Москве выходит высокой: 1 км линии вместе со станциями влетает примерно в 6 млрд руб. ($200 млн). И это касается станций неглубокого заложения, до 20 м: «Новокосино» (Калининская линия), «Лесопарковая» (Бутовская линия), «Братеево» (Замоскворецкая линия), «Жулебино» (Таганско-Краснопресненская линия). В эти суммы не входит стоимость подвижного состава. Схожая себестоимость в Пекине, где общая протяженность подземки с 2006 г. по 2012 г. утроилась, достигнув 372 км. 258 км линий китайцы построили за $53 млрд, километр по стоимости вышел примерно как в Москве — $205 млн.

В европейских странах цена километра линии метро и железных дорог (там эти системы интегрированы) вместе со станциями и подвижным составом в два-четыре раза ниже и составляет от $50 до $100 млн — это данные Университета Ольборга (Дания) и Дельфтского университета технологии (Нидерланды). Так, в Копенгагене, Тулузе, Марселе, Вене, Берлине, Турине прокладка одного километра метро стоит в пределах $60-70 млн. Причем в Марселе линия 1-2 на 80% состоит из подземки, и стоимость одного километра — $59,1 млн, в Турине же подземка составляет 100%, а цена одного километра — $71,7 млн. И только одна линия в Лондоне Jubilee Line, ведущая в новый деловой центр Canary Wharf, по стоимости обогнала московский бюджет, достигнув $329 млн за километр! Конечно, данные немного устарели, но в Европе нет высокой инфляции, поэтому они дают представление о порядке цен. Но если посмотреть на строящееся метро за «другими рубежами», то картина схожая.

Так, в Сеуле (третья, после Шанхая и Лондона, по протяженности подземка) километр метро на линии длиной 9,5 км с 12 станциями, которую начнет прокладывать компания Myeonmokseon LRT, оценивается в $85 млн. Стройка продлится с 2013 г. до 2018 г., стоимость проекта — 855,9 млрд вон. Это более чем в два раза дешевле километра метро в Белокаменной.

«Для высоких цен на строительство метро в Москве были объективные причины, — поясняет Андрей Бокарев, совладелец «Мосметростроя». — Эстетический вид станций, двойное назначение метро (большинство станций проектировались как бомбоубежища, и от этого сейчас уходят), подземные реки, сложные грунты, количество вагонов в поезде. В большинстве европейских метро их количество составляет 6, у нас 8-10. Число вагонов определяет объем станции и работ по ее созданию. Новосибирцы предлагали у нас построить километр в два раза дешевле — за 2-3 млрд руб., забыв, что у них станции на пять вагонов, то есть в два раза меньше. То же самое могу сказать и по ценам самой крупной метростроительной компании в мире — Bouygues. Мы вместе с Bouygues хотели покупать «Мосметрострой», но отказались от этой идеи, узнав о том, что себестоимость строительства метро возрастет».

«Чтобы в цене была коррупционная составляющая в наших условиях, — продолжает Андрей Бокарев, — нужно, чтобы объем строительства превышал объем заказов. А у нас наоборот: Москва готова тратить на строительство метро в год около 100 млрд руб., а все строители вместе с нами не могут освоить и 60 млрд руб.».

Максим Решетников, министр правительства Москвы, руководитель столичного департамента экономической политики и развития города на вопрос «Ко», почему на метростройки не привлекаются иностранцы, ответил, что их услуги вряд ли будут дешевле, потому что они в своих предложениях учитывают не все затраты (например, на перенос инженерных коммуникаций).

Кстати, цены по многим строящимся участкам еще неизвестны. Чтобы спроектировать новый участок метро, нужно 1,5-2 года, но ждать нет возможности ни у города, ни у строителей, которым надо платить зарплаты коллективам. Оставшиеся от времен Юрия Лужкова проекты станций считаются слишком дорогими. Поэтому прокладка идет вместе с проектированием, для многих станций берутся старые проекты, сделанные при прежнем руководстве города, но власти Москвы дали понять метростроителям: лужковских цен не будет. Цены остаются несогласованными, окончательная цена строящихся по старым проектам участков метро уторговывается в переговорах между городом и строителями буквально по ходу стройки. Как утверждает участник рынка, она должна включать в себя прибыль строителя в размере 10-15%, но бывают всякие обстоятельства, которые и эту прибыль съедают.

Казанские гости

В октябре 2011 г. казанское муниципальное предприятие «Казметрострой» получило заказ на строительство двух станций Бутовской линии («Битцевский парк» и «Лесопарковая»), а также оборотных тупиков на существующей «Старокачаловской». Длина нового участка — 4,6 км, стоимость подряда — 27,7 млрд руб. «Казметрострой» до сих пор никогда не строил в Москве, а только в Казани и Самаре. Заказ получен без конкурса.

Вопрос со стороны «Ко», почему подряд достался «Казметрострою», директор компании Марат Рахимов посоветовал адресовать департаменту строительства города Москвы. «Строительство участка Бутовской линии «Старокачаловская» — «Лесопарковая» — «Битцевский парк» ведется за счет средств уставного фонда ГУП «Московский метрополитен», — сообщила «Ко» пресс-служба строительного комплекса правительства Москвы. Власти проводили конкурс только на подготовку проекта планировки от станции «Старокачаловская» до «Битцевского парка» стоимостью 9,94 млн руб.

«Если финансированием стройки занимается непосредственно ГУП, проводить конкурс на определение подрядчика не нужно, а ГУПы не имеют полномочий государственного заказчика», — поясняет Сергей Патракеев, советник юридической компании Lidings.

«С передачей бюджетных средств в ГУПы контроль за их расходованием резко снижается, — подчеркивает Анастасия Шевченко, старший юрист юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры». — Деньгами ГУП вправе распоряжаться в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную деятельность».

Власти объясняют приход немосковского игрока тем обстоятельством, что москвичи не справятся с объемами. Между тем с «Казметростроем» на субподряде работает столичное ООО «Транстоннельстрой». Вместе они трудились также над созданием казанской подземки, сообщил «Ко» источник в «Транстоннельстрое». Москвичи делают проходку на участке Бутовской линии длиной в 1,6 км и оборотные тупики на «Старокачаловской», а казанцы — две станции «Битцевский парк» и «Лесопарковая» и проходку на 3 км.

Кроме того, сегодня казанцы не справляются у себя дома: в столице Татарстана метро строит московская компания «Ингеоком».

Стоит отметить, что «Казметрострой» казанское метро построил не самым лучшим образом. При сильных дождях на некоторых станциях протекают потолки, а в 2007 г. затопило вестибюль станции «Площадь Тукая»: ливневая канализация не справилась с потоками воды во время дождя, сообщали местные газеты. Однако «Казметрострой» — не чужая компания нынешним московским властям. Куратор всех столичных строек, первый вице-мэр Марат Хуснуллин, приехал в Москву из Татарстана, где проработал в республиканском правительстве девять лет министром строительства, ЖКХ и архитектуры (см. «Ко» №34). Трудился в правительстве Татарстана министром транспорта и дорожного хозяйства и нынешний замруководителя департамента строительства по строительству метро и транспортной инфраструктуры Владимир Швецов. Из Казани прибыл и Эрнст Мавлютов, директор ГУ «НИИ Генплана», который готовил техзадание для проекта планировки на участке Бутовской линии.

В перспективе у МУП «Казметрострой» — акционирование и приватизация. Купить в нем контрольный пакет, по данным газеты «Ведомости», хочет Андрей Бокарев, совладелец «Мосметростроя», Трансмашхолдинга и Уральской горно-металлургической компании. Сам господин Бокарев это отрицает.

Новый участок Бутовской линии Московского метрополитена со станциями «Битцевский парк» и «Лесопарковая» планируется сдать к концу 2013 г. Участок этой линии мелкого заложения (глубина 20 м) проходит по Северному Бутово, Ясенево, Чертаново Южному и природно-историческому парку «Битцевский лес». Экологи пытались заблокировать стройку в Битцевском лесу, опасаясь, что из-за прокладки метро засохнет лес, сдвинутся почвы, уйдут все живущие тут звери и птицы. Но дело закончилось только предупреждением от прокуратуры, а Марат Хуснуллин объяснил, что это самый короткий и экономичный путь.

Интересно, что новая станция «Лесопарковая» размещена на территории технического центра «Варшавский», владелец которого Саит Гуцериев собирается возвести здесь самый большой парк развлечений в Москве Universal Studios Moscow стоимостью в $2,5 млрд и посещаемостью 5-6 млн гостей в год. Проект находится в стадии согласования с правительством столицы. Надо отметить, что Саит Гуцериев, владелец отеля «Националь», и его брат Михаил Гуцериев, хозяин нефтяной компании «Русснефть», вместе с их племянником Микаилом Шишхановым, которому принадлежат «Интеко» и БИН-банк, — наиболее крупные бенефициары отставки Юрия Лужкова. Они приобрели активов на $2,5 млрд (среди них «Интеко» Елены Батуриной, супруги Лужкова). И строительство «Лесопарковой» — большой подарок для проекта Universal Studios Moscow.

Подземный БАМ

СК «Мост» и ее «дочка», связанная с бывшими строителями БАМа — ЗАО «Бамтоннельстрой», в этом году впервые получили заказ на прокладку метро в Белокаменной. Речь идет об участке Таганско-Краснопресненской линии от «Выхино» до «Жулебино». Его планируется запустить в сентябре 2013 г. Тоннель в 5,1 км и две станции на участке «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» будут стоить 27,8 млрд руб. (по данным главы департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева). СК «Мост» утверждает, что ее подряд стоит 22 млрд руб. Разницу в данных стороны прокомментировать не смогли.

Тендер на строительство линии «Выхино»-«Жулебино» не проводился. СК «Мост» сообщила «Ко», что «не является генподрядчиком по этому проекту, а только субподрядчиком», на субподряд конкурс не проводится. На вопрос, кто генподрядчик, СК «Мост» не отвечает, в ЗАО «Бамтоннельстрой» также не комментируют ситуацию. Других строителей на этом объекте нет. Роль генподрядчика, скорее всего, играет техзаказчик, на работу (инженерные изыскания и проектная документация) которого конкурс проводился. Но в данном случае речь о сумме в 29,2 млн руб., что на порядок меньше цены работы метростроителей.

Между тем СК «Мост», заказчиками которой были Министерство транспорта РФ, ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС», покупают структуры знакомого Владимира Путина, нефтетрейдера Геннадия Тимченко — у Евгения Сура (45,2%), Владимира Костылева (45,2%) и Владимира Почтова (9,6%).

Можно вспомнить, что в свое время СК «Мост» без тендера, по указу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева стала единственным подрядчиком по строительству моста на остров Русский. Заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России Рудольф Касапов, основавший «Бамтоннельстрой», заявил «Ко», что компанию хотят перепрофилировать с прокладки горных тоннелей на городские тоннели, «но пока ей не хватает объемов в Москве».

Жители Жулебино ждут метро еще с 90-х годов прошлого века. В 2010 г. они собрали 35 000 подписей под обращением к мэру Сергею Собянину с просьбой протянуть подземку до их района. До ближайших станций метро «Кузьминки» и «Выхино» им приходится добираться более полутора часов по перегруженным Волгоградскому и Рязанскому проспектам. И транспортная ситуация становится все напряженнее. Рядом, на месте тепличного хозяйства «Белая Дача», расположено два крупных молла («Мега Белая Дача» и «Аутлет»), а в Котельниках, куда будет протянута ветка метрополитена, рядом с одноименной станцией метро на месте Люберецких опытных полей хозяином люберецкого авторынка «Автогарант» Яковом Ровнером запланировано возведение торгового центра. Однако городу на этой площадке нужна земля для строительства транспортно-пересадочного узла на 2000 мест. И стороны не могут договориться о цене. Сам Яков Ровнер отказался комментировать ситуацию. Напомним: на этой площадке Ровнер начинал строить крупный рынок — новый Черкизон, но стройку заморозили по требованию жителей.

Не стареют душой ветераны

«Мосметрострой» построил 300 км линий метро и 177 станций. Подобным объемом работ не может похвастаться ни одна российская профильная компания. На 2012-2015 гг. «Мосметрострой» получил больше всех контрактов. Действительно, только один, но самый крупный проект — линия «Марьина роща» — «Селигерская» — стоит 59,4 млрд руб. Здесь планируется построить 10,6 км линий метро и шесть станций. Ввести в эксплуатацию линию намечено в конце 2014 г. — 2015 г. Раньше «Селигерской» «Мосметрострой» сдаст 3 км от «Красногвардейской» вместе со станцией «Братеево» на Замоскворецкой линии. Этот проект обойдется в 18 млрд руб. бюджету Москвы, работы завершатся в 2012 г. Затем будут сданы станция «Пятницкое шоссе» и др. Ни по одному из перечисленных выше объектов не было тендеров на строительный подряд, конкурсы проводились на проектную документацию и инженерно-геологические изыскания.

Первым из объектов «Мосметростроя» с начала метростроительного бума будет станция метро «Братеево». Она поможет разгрузить Каширское шоссе, ведущее в аэропорт Домодедово. До ближайшей станции «Марьино» жители Братеево добираются наземным транспортом, но Каширское шоссе, связывающее Москву с Домодедово, почти всегда стоит в пробках.

14 августа у «Мосметростроя» сменился контролирующий акционер. Новым хозяином стал Андрей Бокарев, совладелец Трансмашхолдинга. Андрей Бокарев, по его словам, приобрел 51% акций «Мосметростроя» у менеджмента компании за $250 млн. При этом $200 млн пошло на уплату долгов компании, остальные $50 млн получил продавец. Генеральным директором остался Евгений Кашин, который вместе с менеджментом сохранил 49% акций «Мосметростроя». Трансмашхолдинг станет поставлять метрополитену подвижной состав. Собственно, это происходило и раньше, но теперь у Трансмашхолдинга выросли объемы.

Рудольф Касапов, бывший мосметростроевец, говорит о том, что «в 1990-е годы «Мосметрострой» нанял на работу 50 000 человек, чтобы строить в пятилетку от 40 до 80 км, но практически ничего не построил. А сейчас в «Мосметрострое» остались только 5000 человек. Если бы последние пятнадцать лет строили метро, то сохранили бы и «Мосметрострой», и станций метро в Москве было не 186, а все 600, как в Нью-Йорке. Тогда, глядишь, и своими бы силами управились».

Город ракетчиков

«Трансинжстрой» — элита отечественного метростроения: компания прокладывала секретные правительственные тоннели так называемого метро-2, в ее совет директоров входят сотрудники Главного управления спецпрограмм президента РФ (занимается спецобъектами), а сама она в числе стратегических с 50-процентной долей государства (остальное у менеджмента). «Трансинжстрой» построил вторую по глубине станцию метро в Москве «Парк Победы» и почти весь город Одинцово, где во времена СССР люди не знали, что такое дефицит. В 2008-2012 гг. «Трансинжстрой» запустил участок Калининской линии от «Новогиреево» до «Новокосино». Протяженность — 3,5 км, стоимость — 21,951 млрд руб. Это единственная станция столичного метрополитена, часть которой находится в Москве, а часть — в Московской области (в Реутове). Здесь работает одно из ведущих ракетно-космических предприятий России — ВПК «НПО машиностроения». Секретный профиль НПО машиностроения, скорее всего, определил судьбу подряда на строительство станции метро «Новокосино». Сам «Трансинжстрой» это не комментирует. Станция «Новокосино» была запущена 30 августа этого года с большой помпой: на открытие приехал сам президент Владимир Путин. А цены на жилье в Реутово сравнялись с ценами на жилплощадь в московских спальных районах еще за полтора-два года до введения в строй станции «Новокосино».

В прошлом году «Трансинжстрой» являлся генеральным подрядчиком и проектировщиком строительства станций «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово» Люблинско-Дмитровской линии. Ранее эта метростроительная компания участвовала в строительстве станций «Баррикадная», «Улица 1905 года» и «Крылатское».

«Трансинжстрою» будет предложено построить участок от «Парка Победы» до «Раменок» (7,2 км) с двумя станциями, а затем линию продлят до Ново-Переделкино. Предварительная стоимость строительства составит 44,6 млрд руб.

Наследники

Компания «Ингеоком» была создана геологом Михаилом Рудяком еще в 1988 г. в форме кооператива. Активно строя в Москве, она сделала своего владельца миллиардером. В последние годы, когда в столице метро почти не строилось, «Ингеоком» работал в Челябинске, Будапеште, Казани. Но сегодня у ЗАО «Объединение «Ингеоком» семьи Рудяков на руках подряд на строительство части Третьего пересадочного контура. Семейной компании, в равных долях принадлежащей вдове Михаила Рудяка Маргарите и троим их детям — Александру, Эрнесту и Юлии, достался второй по стоимости объект — «Деловой центр» — «Хорошевская» (5 км) и участок «Нижняя Масловка» — «Хорошевская», часть которого будет построена к 2014 г. (7,2 км). Здесь запланированы станции «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Деловой центр». Новая линия свяжет центральные районы столицы и ММДЦ «Москва-Сити» с районами Дорогомиловский, Раменки, Очаково, Солнцево и Ново-Переделкино. Общая стоимость работ оценивается в 58 млрд руб. Как «Ингеокому» удалось отхватить такой подряд, в компании отвечать не стали.

«Ингеоком» надеется получить разрешение на возведение торгового центра рядом со станцией метро «Ходынское поле». Эту площадку эксперты оценивают как очень перспективную — она расположена в центре густонаселенного района, рядом стадион «Динамо». У семьи Рудяков уже есть весьма успешно работающий молл «Атриум» в районе Курского вокзала. Но стоит заметить, что возведение торговых центров в пределах Третьего транспортного кольца запрещено мэром Сергеем Собяниным.

Строительство метро, возможно, обойдется налогоплательщикам Москвы дешевле: власти переходят на типовые проекты станций, перестают проектировать их как бомбоубежища, отказываются от станций глубокого залегания. Но чтобы это стало реальностью, необходимо восстановить практику тендеров.

Перечень объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2015 гг.

Название линии

или объект метрополитена

Название

компании-подрядчика

Сумма капиталовложений

(млрд руб.)

Дата

ввода

Калининская линия

ст. «Новокосино»

«Трансинжстрой»

21,951

сентябрь 2012

Замоскворецкая линия

ст. «Братеево»

«Мосметрострой»

18,0

декабрь 2012

Арбатско-Покровская линия

ст. «Пятницкое шоссе»

«Мосметрострой»

4,8

декабрь 2012

Таганско-Краснопресненская линия

ст. «Спартак»

«Мосметрострой»

5,0

ноябрь 2013

Калининско-Солнцевская линия

участок «Деловой центр» — «Парк Победы»

«Ингеоком»

58,0

декабрь 2013

Бутовская линия

ст. «Битцевский парк»

ст. «Лесопарковая»

«Казметрострой»

27,7

декабрь 2013

Таганско-Краснопресненская линия

ст. «Лермонтовский проспект»

ст. «Жулебино»

ст. «Котельники»

СК «Мост»

27,8 *

декабрь 2013

Люблинско-Дмитровская линия

ст. «Бутырская»

ст. «Фонвизинская»

ст. «Петровско-Разумовская»

ст. «Окружная»

ст. «Верхние Лихоборы»

ст. «Селигерская»

«Мосметрострой»

59,4

01.11.14

Сокольническая линия

ст. «Тропарево»

ст. «Румянцево»

ст. «Солнцево»

«Мосметрострой»

11,0

декабрь 2014

Люблинско-Дмитровская линия

участок «Селигерская» — «Дмитровское шоссе»

«Мосметрострой»

н.д.**

октябрь 2015

Калужско-Рижская линия

ст. «Челобитьево»

н.д.**

н.д.**

ноябрь 2015

Третий пересадочный контур (ТПК)

ст. «Нижняя Масловка»

ст. «Петровский парк»

ст. «Ходынское поле»

ст. «Хорошевская»

«Ингеоком»

58,0

декабрь 2015

Третий пересадочный контур (ТПК)

участок «Хорошевская» — «Деловой центр»

«Ингеоком»

9,5

декабрь 2015

Западный участок ТПК

«Хорошевская» — «Кунцевская»

«Ингеоком»

нет данных

декабрь 2015

Калининско-Солнцевская линия

ст. «Волхонка»

ст. «Плющиха»

ст. «Кутузовский проспект»

нет данных

нет данных

декабрь 2015

Кольцевая линия

ст. «Суворовская»

нет данных

нет данных

декабрь 2015

* без Котельников

Источник: постановление Правительства Москвы №194-ПП от 4 мая 2012 г., данные правительства Москвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *